Фрагмент для ознакомления
2
Иностранный язык – это учебный предмет, который отличает необходимость постоянного создания и поддержания интерактивной образовательной среды.
Так, в преподавании иностранного языка, в частности английского, предполагается наиболее гибкое и широкое использование различных интерактивных средств обучения, открываемых современными технологиями [13].
Чтобы грамотно и эффективно построить процесс обучения английскому языку детей младшего школьного возраста с использованием интерактивных познавательных стратегий, преподавателю необходимо выполнить разработку соответствующей методической модели, которая отражала бы детальную структуру, свойства, а также особенности функционирования данного процесса обучения в соответствии с современными критериями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы.
В ходе современного образовательного процесса преимущественно используются три вида методов обучения: пассивный, активный и интерактивный. Последние в свою очередь являются разновидностью активных методов, так как они обладают той же характеристикой и целями их применения.
Интерактивные методы обучения отличаются высоким уровнем активности учащихся и стимулируют их познавательную деятельность. Но с развитием требований к современному образованию интерактивные методы стали обозначаться как отдельная группа, что также подчеркивает их важную роль в процессе обучения.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме поиска новых эффективных технологий обучения [12].
Внедрение активных и интерактивных методов обучения в учебный процесс подразумевает направленность на самостоятельное овладение учениками необходимыми знаниями, навыками и умениями посредством активной мыслительной и практической деятельности, а не направлена на готовое изложение этих знаний педагогом.
Задачи применения интерактивных познавательных стратегий в процессе обучения иноязычному общению:
- развивать необходимые коммуникативные умения на иностранном языке;
- овладевать приемами и способами образовательной деятельности на основе использования средств иностранного языка;
- формировать мотивацию к общению на иностранном языке.
Познавательные стратегии – это поведение и мыслительные операции, осуществляемые обучаемым для кодификации нового языка. Это его манера отбирать, приобретать, организовывать и интегрировать новые знания.
По мнению А. В. Щепиловой, вся деятельность учащихся включает в себя различные виды стратегий на определенном этапе работы над материалом [6, с. 92].
Классификация интерактивных познавательных стратегий в обучении иноязычного общения младших школьников включает в себя следующие типы:
1. Ролевые игры. Участники играют роли ситуаций, которые могут встретиться в реальной жизни для развития навыков общения на иностранном языке.
2. Дискуссии. Обучаемые обсуждают определенную тему, что повышает их уровень владения языком.
3. Коллективное написание. Ученики пишут текст сообща, что помогает усвоить правила и грамматику языка.
4. Экспериментирование. Дети делают определенные действия, которые помогают им осознать особенности языковых конструкций и связи между словами.
5. Работа в группах. Ученики работают вместе над проектами, что помогает развивать коммуникативные навыки и способности к работе в коллективе.
6. Игры на развитие речи. К словесным играм привлекаются интерактивные игры, которые помогают развивать умение говорить и понимать язык.
Таким образом, интерактивные познавательные стратегии в обучении иностранным языкам школьников помогают создать эффективное обучающее пространство и достижение учебных целей в наилучшем виде. Использование интерактивных познавательных стратегий в обучении иноязычного общения младших школьников помогает им активно участвовать в учебном процессе, развивать навыки коммуникации, понимания и анализа текстов, а также умение рефлексировать свой опыт обучения.
Интерактивные познавательные стратегии позволяют детям лучше усваивать знания и развивать языковые навыки, а также развивать социальные навыки и умения, такие как сотрудничество, коммуникация и лидерство.
1.2. Принципы и педагогические условия реализации интерактивных познавательных стратегий в обучении английскому языку младших школьников
Этап обучения в начальной школе занимает особое место на пути развития и становления личности. В этом возрасте ребёнок обладает повышенной восприимчивостью и любопытством.
На данном этапе обучения обучающиеся максимально контактны и легко раскрываются в процессе общения с учителем и одноклассниками, они стремятся к самореализации. Все эти качества помогают им легче воспринимать необходимые знания и формировать умения.
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся [1].
При обучении иностранным языкам на основе применения интерактивного подхода существует несколько принципов:
- Принцип коммуникативно-ситуативного обучения (его цель - осуществлять общение на изучаемом языке с целью принятия и репродуцирования аутентичной информации, одинаково важной и интересной для всех участников коммуникативной деятельности). Этот принцип подразумевает применение комплекса коммуникативных ситуаций, которые нацелены на развитие иноязычной речи школьника. Коммуникативная компетенция – это знания и умения, которыми должен обладать учащийся, чтобы воспринимать чужую и создавать собственную речь на иностранном языке, адекватного ситуациям общения, целям и сферам.
Коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: языковая, речевая, социокультурная и компенсаторная компетенции и учебно-познавательная [18].
Данный принцип помогает преодолеть языковой барьер и плавно перейти от учебных условий к естественному общению. Но при этом занятия английским языком не должны подразделяться по аспектам, а наоборот, быть комплексными.
Принцип интерактивности нацелен на то, что в ходе образовательного процесса обучающиеся не только получают учебные и профессионально значимые знания, умения и навыки, но и самосовершенствуются в процессе выполнения предметных действий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абулайсова Н.А., Абдурахманова П.Д., Магомедова У.А. Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-u-mladshih-shkolnikov
2. Бабенкова О. С. Модель обучения иноязычному общению учащихся классов лингвистического профиля на основе эпистемического подхода // Наука и школа. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-obucheniya-inoyazychnomu-obscheniyu-uchaschihsya-klassov-lingvisticheskogo-profilya-na-osnove-epistemicheskogo-podhoda
3. Базылова Ж. Т. Эффективные методы преподавания английского языка в начальном звене // International scientific review. 2016. №20 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-v-nachalnom-zvene
4. Горбатюк В. Ф. Интерактивные методы в современной педагогике // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. №1с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-v-sovremennoy-pedagogike
5. Дубаков А. В., Пушкарева М. П. Организация неформального обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-neformalnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-mladshem-shkolnom-vozraste-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly
6. Исаева Т. А. Обучение иноязычному общению с применением интерактивных познавательных стратегий в школе / Т. А. Исаева // Иностранные языки в школе и вузе: международный семинар-практикум : сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума, Саранск, 25 ноября 2016 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. – С. 91-96.
7. Коновалова П.В. Теоретические аспекты формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку // Наука и школа. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-pragmaticheskoy-kompetentsii-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-ovladeniya-igrovymi-strategiyami
8. Куклина С. С., Шардина Е. С. Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы в ходе обучения элементарному иноязычному общению // Вестник ВятГУ. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostey-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-v-hode-obucheniya-elementarnomu-inoyazychnomu-obscheniyu
9. Керимова С.Ш. Проблемные аспекты развития коммуникативной компетенции в средней школе при помощи интерактивных методов обучения иностранному языку // Скиф. 2021. №1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-razvitiya kommunikativnoy-kompetentsii-v-sredney-shkole-pri-pomoschi-interaktivnyh-metodov-obucheniya
10. Лопарева Т. А. Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения / Т. А. Лопарева // Теория и практика образования в современном мире: Материалы III Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–23 мая 2013 года. – Санкт-Петербург: Реноме, 2013. – С. 144-146.
11. Линева Е. А., Иванова Н. А. Использование игровых технологий для формирования навыков культуры общения младших школьников на уроках английского языка (на примере работы с диалогами) // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-dlya-formirovaniya-navykov-kultury-obscheniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka-na
12. Морозова О. А., Илаева Р. А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-mobilnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku
13. Меньшенина С. Г., Кошарская Е. В. Интерактивная образовательная среда как необходимое условие успешного обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-neobhodimoe-uslovie-uspeshnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku
14. Николайчук Е.А., Тарасюк Н.А. Развитие рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-refleksivnoy-kultury-buduschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka-na-osnove-primeneniya-interaktivnyh-poznavatelnyh-strategiy
15. Николайчук Е.А., Тарасюк Н.А. Использование образовательного потенциала интерактивных познавательных стратегий на занятиях по иностранному языку // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-obrazovatelnogo-potentsiala-interaktivnyh-poznavatelnyh-strategiy-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku
16. Нечай Н. В. Методы и формы интерактивного обучения иноязычному устноречевому общению младших школьников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-formy-interaktivnogo-obucheniya-inoyazychnomu-ustnorechevomu-obscheniyu-mladshih-shkolnikov
17. Павицкая З. И., Гарипова А. Н., Айтуганова Ж. И. К вопросу об использовании мультимедийных технологий в обучении иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku
18. Рогожова А. М. Анализ проблем формирования коммуникативной компетенции в теории и практике педагогического образования и в методике обучения иностранному языку // Глобус: психология и педагогика. 2020. №5 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-teorii-i-praktike-pedagogicheskogo-obrazovaniya-iv-methodike
19. Филатова Е.А. Сущность и содержание понятия «Формирование познавательных стратегий» применительно к процессу обучения иностранному языку младших школьников // Наука и школа. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-ponyatiya-formirovanie-poznavatelnyh-strategiy-primenitelno-k-protsessu-obucheniya-inostrannomu-yazyku
20. Шайхутдинова К. О. Методические основы обучения иностранному языку обучающихся начальных классов на основе применения интерактивных познавательных стратегий / К. О. Шайхутдинова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 12(51). – С. 886-889.