Фрагмент для ознакомления
2
Во-первых, у первоклассника развивается интерес к самому процессу обучения (первоклассники могут с энтузиазмом и усердием заниматься вещами, которые никогда не пригодятся им в жизни, например, копировать японские иероглифы).
Тогда возникает интерес к результату его работы: мальчик на улице впервые сам прочитал вывеску, остался очень доволен. Вслед за интересом к результатам педагогической работы у первоклассников появляется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, получению знаний обусловлено тем, что учащиеся испытывают чувство удовлетворенности своими достижениями. И это чувство стимулируется одобрением учителя к движению вперед взрослого, который подчеркивает даже малейший успех.
Младший школьный возраст обладает значительным потенциалом для умственного развития детей. Комплексное развитие интеллекта детей младшего школьного возраста идет в нескольких направлениях:
1. Усвоение и активное использование языка как средства мышления.
2. Взаимосвязь и взаимодополняющее влияние всех типов мышления друг на друга: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
3. Разделение, изоляция и относительно независимое развитие двух этапов интеллектуального процесса: подготовительного этапа (решение проблемы: проводится анализ ее условий и разрабатывается план), исполнительного этапа - этот план практически реализуется.
Первоклассники и второклассники обладают зрительным и наглядным мышлением, в то время как учащиеся третьего и четвертого классов больше полагаются на вербальное и логическое мышление и одинаково успешно решают задачи во всех трех планах - практическом, образном и вербально-логическом (вербализованном).
Глубокая и продуктивная умственная работа требует от детей настойчивости, сдерживания эмоций и регулирования естественной двигательной активности, концентрации и поддержания внимания. Многие дети быстро устают, переутомляются. Саморегуляция поведения представляет собой особую проблему для детей в возрасте 6-7 лет, которые начинают учиться в школе. Им не хватает силы воли, чтобы постоянно держать себя в определенном состоянии, контролировать себя [2].
До семи лет у детей можно найти только репродуктивные образы - изображения известных им событий, которые не учитываются в определенный момент времени, и эти образы в основном статичны. Продуктивные образы - представления о результате нового сочетания элементов появляются у детей в процессе выполнения специальных творческих заданий.
Основными видами деятельности, которыми ребенок этого возраста занимается в основном в школе и дома, являются преподавание, общение, игры и работа. Каждое из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: обучение, общение, игра и работа, выполняет определенные функции в его развитии.
Занятия способствуют приобретению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей (при специально организованном обучении, включающем систему творческих заданий).
Коммуникативные качества ребенка, особенно его общительность, контактность, отзывчивость и доброта, а также волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность, настойчивость и другие, имеют большое значение для успеха в учебе.
Особенно важную положительную роль в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы играет труд, который является для них относительно новым видом деятельности. Работа развивает практический интеллект, необходимый для широкого спектра будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть очень разнообразным и интересным для детей. Желательно, чтобы каждое задание в школе или дома было достаточно интересным и творческим для ребенка, чтобы дать ему возможность размышлять и принимать самостоятельные решения. На работе следует поощрять инициативу ребенка и творческий подход к работе, а не только проделанную им работу и результат [21].
Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят процесс рождения музыки, творчески самостоятельно выбирают средства выражения, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). В то же время ученики проникают в произведение и понимают природу музыкального творчества, музыкальные знания, раскрывают феномен реальности в целостном самоценном искусстве, его основные внутренние связи и взаимосвязи, благодаря которым музыка предстает перед учениками как отражение, художественное произведение и диалектика жизни.
Расширение сферы и содержания общения с другими людьми, особенно со взрослыми, которые выступают в качестве учителей для младших школьников, служат образцом для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, способствующие общению, далеко не так полезны и обязательны для общего развития детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, улучшает коммуникационную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и методы мышления, формирует и развивает навыки делового взаимодействия с людьми. Детские игры в этом возрасте также становятся другими, они приобретают лучшие формы и становятся развивающими. Их содержание меняется и обогащается вновь приобретенным опытом. Индивидуальные тематические игры приобретают конструктивный характер и часто используют новые знания, особенно из области естественных наук, а также знания, полученные детьми на уроках во время работы в школе. Групповые игры интеллектуализируются. В этом возрасте важно, чтобы ученик начальной школы был обеспечен достаточным количеством обучающих игр в школе и дома и имел время попрактиковаться в них. Игра в этом возрасте продолжает занимать важное второе место после учебной деятельности и оказывает значительное влияние на развитие детей [18].
Большой интерес для младших школьников представляют игры, которые заставляют их задуматься и дают человеку возможность проверить и развить свои навыки, вовлекая их в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут понадобиться детям в будущей взрослой жизни. Такие игры улучшают мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, оценке шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобному.
Говоря о мотивирующей готовности детей к обучению, следует также иметь в виду необходимость достижения успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность добиться успеха у ребенка, безусловно, должна преобладать над страхом неудачи. Дети должны испытывать как можно меньше беспокойства в ситуациях, когда они соревнуются с другими, когда они учатся, общаются и выполняют практические действия, связанные с проверкой навыков [20].
В младшем школьном возрасте в основном формируется характер ребенка, формируются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и его общение с людьми.
Навыки детей не обязательно обучать до того, как они пойдут в школу, особенно у тех, кто все еще активно развивается в процессе обучения. Еще важнее то, что даже в дошкольном периоде детства у ребенка есть необходимые предпосылки для развития необходимых навыков.
Почти все дети дошкольного возраста, которые много и разнообразно играют, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые могут возникнуть в этой области перед ребенком и учителем в начале урока, касаются взаимосвязи воображения и внимания, способности регулировать образные представления посредством произвольного внимания, а также усвоения абстрактных понятий, которые ребенку также трудно представить и представить, как и ребенку-ученику. Взрослый. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.
В целом на уроках начальной школы ребенок должен обладать следующими качествами: продуктивностью, рефлексией, концептуальным мышлением; он должен успешно освоить программу; он должен сформировать основные компоненты деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артёмов В. А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам. // ИЯШ. 1969. -279с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, -1985. -261с.
3. Берман И. М. Методика обучения английскому языку: Высшая школа. - М., 1970.-368с.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984, т. 6, с. 91--318.
5. Занков Л.В. Различные формы сочетания слова и наглядности в обучении. М.,-1991.-117с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2000. - 384 с.
7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
8. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 302-303.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека -- М.: Сфера, 2006 г.- 464 с.
10. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.-256с.
11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М: Педагогика.,-1984.-175с.
12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М: Владос, -1997.-227с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство. 1996.- 374 с
14. Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи - Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. - 164 c.
15.Пилипко Н.В Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю.-М.,: УЦ «Перспектива», 2002.
16. Подласый И.П., Педагогика начальной школы. - М: Педагогика, 2000.-574с.
17. Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия. - М.,-1974. - Т.16.
18. Стайнов Г.Н. Дидактические способности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специальности 030500 “Профессиональное обучение”. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина,1994. - 41 с.
19. Суворова Г.Ф., Владимиров Я.В., Полякова А.В. и др., Средства обучения и методика их использования в начальной школе. - М.: Просвещение,-1990.
20. Шаповаленко С.Г. О приведении методов и средств обучения в соответствие с требованиями жизни. - М.,-1976.
21. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. М: Учебное пособие для студентов филологического факультета, 3-е изд.