Фрагмент для ознакомления
2
К общесоциальным функциям относятся: гуманистическая, культурно-историческая, экономическая, политическая, воспитательная, идеологическая.
1. Гуманистическая. Она состоит в смягчении либо разрешении общественных противоречий. Иногда к такой функции в качестве аспекта относят также охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, в других же случаях такую защиту рассматривают в качестве самостоятельной функции.
2. Культурно-историческая. Право в нормативной форме закрепляет социальные ценности: социальную справедливость, житейские мудрости, моральные устои и т.д. Эту функцию также называют идеологической.
3. Экономическая функция. Право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность и закрепляет ее формы, регулирует процесс перехода имущества от одного лица к другому и т.д.
4. Политическая. Право регулирует деятельность субъектов политической системы — государства, политических партий и т.д. В современном государстве право должно находиться выше политики, выше политических интересов, в чем выражается принцип господства права как принцип правового государства.
5. Воспитательная. Право оказывает влияние на формирование личности и установок поведения в коллективах.
Полагаем, что воспитательная функция при корректировке её названия может существовать в качестве самостоятельной. Считаем неправомерным её определение в качестве воспитательной либо культурно-воспитательной. Так, оперируя термином «культурно-воспитательный», акцентируем внимание на синтезе двух входящих в его состав компонентов: «культура» и «воспитание», которые этимологически и, соответственно, семантически различны. Так, культура в классическом варианте рассмотрения её лексического значения интерпретируется в качестве созданных человечеством совокупности социальных, духовных, материальных ценностей - искусственных средств жизнедеятельности субъектов. Использование слова «культура» неограниченно расширяет содержание функции, поскольку охватывает все сферы деятельности государства. Таким образом, объект (предмет), её содержание не очерчиваются какими-либо рамками, т. е. практически безграничны - тем более, если в него включать материальные ценности. Если авторы имеют в виду культуру воспитания, то слово «культура» здесь предстает лишним, является избыточным для понимания сути рассматриваемого феномена.
Использование в структуре термина, именуемого функцию, «культурно-воспитательная» слова «воспитательный» (или просто «воспитательная»- о функции) тоже не совсем удачно. Это может быть обосновано тем, что воспитание предстает в качестве целенаправленного развития человека, что предполагает планомерного освоенияим закрепленных в обществе норм, ценностей, сложившейся в социуме культуры. Источником воспитания, безусловно, является образование, а также организация жизни и деятельности определенных общностей. Воспитание следует трактовать в виде целенаправленного процесса формирования таких сфер личности обучающегося, как духовно- нравственная и эмоционально-ценностная.
Реализация воспитания как целенаправленного процесса происходит, прежде всего, в семье, а также в образовательных организациях, включая школу. В данной связи, с нашей точки зрения, слово «воспитание» в сочетании «культурное воспитание» не логично. К тому же, нельзя не признать, что значительным воспитательным воздействием обладают политика, нормы морали, литература искусство, общественные науки - за счет присущих им особых форм и методов. Это, несомненно, не является специфическим правовым явлением, тогда как основную и сущностную роль права составляет феномен юридического регулирования общественных отношений. В соответствии с изложенным рассматриваемую функцию можно определить как «функцию воспитания правовой культуры», ограничив областью права - главного, несомненно, регулятора общественной жизни.
Подчеркнем, что идеологическую и воспитательную функции следует рассматривать как самостоятельные виды. Для этого имеются весомые основания. В частности, у рассматриваемых феноменов разные предметы правового воздействия (по мнению некоторых авторов, объекты). Объектом воздействия воспитательной функции права, в аспекте правовой формы, предстает правосознание масс.
6. Идеологическая. Право нормативно закрепляет и защищает важнейшие социальные ценности. И провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не перечеркивает того обстоятельства, что важнейшие социальные ценности должны находиться под государственно-правовой охраной и защитой.
В литературе выделяются и другие общесоциальные функции права: информационно-ориентирующая, коммуникативная, функция социального контроля и т.д.
К специально-юридическим функциям права относятся регулятивная и охранительная.
Регулятивная функция считается главенствующей в системе функций права, так как основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том, что право:
— фиксирует субъектный состав правовых отношений;
— определяет круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми связывается наступление тех или иных правовых последствий;
— определяет права и обязанности субъектов (участников) правовых отношений.
С.С. Алексеев выделил в составе регулятивной функции две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую .
Регулятивная статическая подфункция заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, компетенции государственных органов, в обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.
Регулятивная динамическая подфункция заключается в обслуживании правовыми средствами тех или иных социальных процессов, например гражданского оборота.
Охранительная функция права состоит в охране наиболее важных общественных отношений, общественных ценностей. Цель данной функции - искоренение, вытеснение общественно вредных деяний, явлений. Средствами осуществления охранительной функции являются юридические обязанности, запреты, санкции.
1.3 Регулятивная функция права
Характерно, что известный панморализм и связанный с ним нигилизм в российском обществе ослабляют регулятивную функцию права. Никишова обосновывает положение о том, «на современном этапе развития российского общества отсутствует механизм взаимодействия норм морали и права» .
Термин «функция права» употребляется для характеристики того или иного направления в социальной роли государства и права. Право как раз возникает на определенном историческом этапе в связи с потребностью регулировать все усложняющиеся общественные отношения. Усложнение в классовом обществе социальных, экономических, нравственных, политических отношений приводит к тому, что изменяется нормативная система общества. От сугубо традиционного мифологического и религиозного регулирования с помощью традиции общество переходит в определенной технологии нормативного управления и саморегуляции социума. Государство вводит не только политические нормы, но правовые законы законов и следит за их соблюдением. Классические схемы теоретического анализа права во много подчеркивали его отражательную функцию. Право рассматривалось как отражение экономических и политических общественных отношений. Это часто подчеркивалось формулой «Общественное сознание отражает общественное бытие».
В настоящее время отражательную функцию права не относят к основным функциям. Несмотря на ведущуюся дискуссию по поводу функций права, правоведы сходится в том, что основных функций права три: регулятивная, охранительная, воспитательная . Более того, регулятивная функция стоит на первом месте, что само по себе требует своего научного осмысления. Н.А. Плахотина в этом отношении полагает, что «в соотношении с защитной функцией, регулятивная функция права является первичной» . Аргументирует она это положение тем, что при достаточно полной реализации регулятивной функция права реализация охранительной (защитной) функции становится ненужной. Если максимально расширить область реализации данной (регулятивной) функции, то жизнь людей нормализуется, укрепится верховенства права, но отпадет необходимость в расширении сферы действия репрессивного аппарата, который выполняет охранительную функцию права.
В чем состоит социально-философское объяснение такого положения дел с первичностью регулятивной функции права? На наш взгляд, регулятивная функция выражает творческое начало права. В свою очередь творческое начало право коренится в социокультурной автономности правового сознания и связанной с автономностью правового сознания его внутренней активностью и диалогичностью. Относительная самостоятельность и автономность правового сознания в социально-философском аспекте начала изучаться еще в конце XIX века. Политическое сознание влияет на степень адекватности отражения социальной реальности в правовом сознании и оказывает влияние на регулятивную функцию права. Ф. Энгельс отмечал, что в интересах господствующих классов политическое сознание выливается в непротиворечивые, логично согласованные структуры права . Попытку развить эту идею относительной самостоятельности и активности правового сознания предпринимал В.А. Чефранов . Однако сделал он эту попытку на основе методологии социального отражения. Это обусловило незначительность полученного им результата.
Классический марксизм рассматривает общечеловеческое узко, как классовое в национальном (политизированное «интернациональное»), а в действительности существует и обратная зависимость - классовое есть общечеловеческое в особенных формах национальных культур, которые не ограничиваются политическим аспектом. Обращение к собственным внутренним основаниям правового сознания дает возможность для понимания его автономности и активности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Научная литература
2. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. – 2016. – № 2. – С. 71– 83.
3. Авдеева О. А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности // Юрид. мир. – 2015. – № 11. – С. 59– 63.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. I. – М.: Юрид. лит. 1981. – 591 с.
5. Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права // Право и политика. – 2014. – № 4. – С. 4– 14.
6. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М.: Юрид. лит., 1972. – 236 с.
7. Дурова Е. А. Правовой диалог Диалогическая культура педагога : материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием (г. Армавир, 18 апреля 2019 года). – Армавир : РИО АГПУ, 2019. – С. 20–23.
8. Лапаева В.В. Социология права. – М., 2011. – 421 с.
9. Малинова, И. П. Синергетические модели сложных систем в правовом регулировании и социальном конструировании (информационный капитализм против хаоса) // Universum Juris. – 2017. – № 2. – С. 1.
10. Малинова, И. П. Философия права и юридическая герменевтика : монография. – Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2013. – 172 с.
11. Никишова, Н. В. Социально–философский анализ правовых норм современного российского общества : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.11. – Саранск, 2015. – 22 с.
12. Плахотина Н. А. Место регуляторной функции в системе функций права и в системе Европейского права // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2015. – № 31. – С. 186–193.
13. Похилько, А. Д. Концептуализация феномена автономности правового сознания / А. Д. Похилько, Э. Р. Глечян. // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 47–56.
14. Радько Т.Н. Понятие и признаки функций права // Вестник Академии права и управления. – 2016. – №3 (44). – С.76.
15. Радько Т.Н. Теория функций права : монография. – Москва : Проспект, 2014. – 272 с.
16. Сидоренко Н. И. Социальные нормы и регуляторы человеческой деятельности. – М. : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 1995. – 184 с.
17. Соколова А.А. Социальные функции права: новые подходы. URL: http://elib.bsu.by/handle/12 3456789/23239 (дата обращения: 08.05.2023).
18. Хабермас, Ю. Теория коммуникативной деятельности. – М. : Весь мир, 2022. – 878 с.
19. Чашин А. Н. Функции формы права в соотношении с функциями права: автономия и кооперация // Научно–практические исследования. – 2021. – № 1–7 (36). – С. 56–63.
20. Честнов И. Л. Право как диалог: к формированию культурантрополо-гической онтологии права // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения. – СПб., 2013. – С. 505–507.
21. Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения : философско–методологический очерк. – К. : Вища школа, 1976. – 210 с.
22. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 27 октября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 30 т. Т. 37. – 2–е изд. – М. : Издательство политической литературы, 1965. – С. 415–422.