Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Своеобразие проявлений религиозного чувства человека в разные эпохи, в разных культурах, социальных группах, конфессиях активно обсуждается мировой гуманитарной наукой на протяжении многих десятилетий. Российская историография, хотя и с некоторым опозданием, все чаще обращается к этой теме, доказывая, что духовная культура России вряд ли может быть изучена и понята без понимания ее религиозной составляющей. Такой подход представляется актуальным и дополняется новыми эпистемологическими приоритетами гуманитарной мысли и научных исследований, стремлением понять историю не только через анализ фактов и описание реалий, но и через изучение субъективного восприятия человеком мира.
Хотя в России XVIII века шел процесс модернизации, картина мира подавляющего большинства имперских подданных, при всех признаках всеобщей секуляризации культуры, продолжала формироваться под влиянием православия - ориентиры в общественной и частной жизни, восприятие реалий микромира и Вселенной определялись религиозным мировоззрением. Таким образом, изучение историко-культурных процессов, происходивших в России в эпоху Просвещения и рационализма, не должно ограничиваться активно исследуемыми вопросами политической, правовой, экономической культуры трансформирующегося общества, они не могут быть осмыслены без анализа религиозной культуры.
Религия в России отличалась преобладанием традиционных культурных ценностей, даже при крещении Руси в новой религии были соединены традиционные праздники и новые требования христианства.
При этом государство всегда было заинтересовано установить контроль за деятельность церкви и религиозных объединений. В такой реформе государства можно отнести модернизация церкви в 18 веке, в результате чего откололась группа народоверцев, в первую очередь к ним относились старообрядцы и иные религиозные течения.
Исследования истории становления народоверцев обусловили актуальность настоящего исследования.
Целью работы выступает рассмотрение современных точек зрения на возникновение народоверия в России 18в.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- рассмотреть понятие народоверия ;
- исследовать возникновение народоверия в 18 веке ;
- рассмотреть особенности изучения народной веры в 18 веке;
- провести анализ нородоверия в современное врем.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа синтеза, исторический метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Характеристика народоверия
1.1 Понятие народоверия
На протяжении всего XVIII века как светская власть, так и религиозные учреждения продолжали активно вмешиваться в духовную жизнь христианской паствы, ставя задачу исключить из религиозной практики верующих не только «фанатизм» и «энтузиазм», но и «суеверие».
При всем разнообразии трактовок этого понятия следует признать, что и на Востоке, и на Западе христианского мира «суеверием» в XVIII веке чаще всего называли придание преувеличенного значения неканонической литературе ( апокрифы, магические и прогностические тексты) и «внешние обряды» в том числе карнавальный элемент, «фольклорные» формы поклонения местным святыням, реликвиям, статуям или иконам и др.) Борьба с «суевериями» включала в себя борьбу с колдовством и магическими обрядами, с не разрешенными церковью формами почитания святых , а также просвещение паствы и курирование «благотворительного» чтения .
Эта «народная вера» («народное христианство», «религия простаков» — терминология до сих пор вызывает споры у исследователей) была верой во Христа, хотя, впитав в себя различные верования книги Бытия, она часто существенно отличалась от религиозная система, проповедуемая конфессиональными учреждениями. Важной чертой народных религиозных представлений является несистематизированность, отсутствие в них органической целостности. В то же время своеобразное переплетение магических, языческих верований и христианства, часто противоречивое по своему характеру, было устойчивым и затрагивало основополагающие для религиозного сознания понятия добра и зла, власть Бога и сатаны, соотношение между земным и другой мир. С наибольшей наглядностью о сложности и противоречивости «народного христианства» свидетельствуют многочисленные материалы о «народном иконопочитании» и культах святых покровителей; такие же противоречия заметны и в «народной демонологии», в отношении к магическому — как запретному, так и традиционно испытанному предыдущими поколениями, необходимому во всех сферах жизни. Объяснение многих парадоксов народной религиозности кроется, по-видимому, в преобладании эмоционального восприятия над логическим, с одной стороны, и в прагматизме, потребительском отношении к божеству, с другой. Магия сохранила свое самостоятельное значение как способ получить желаемое прямо здесь, посредством совершения простого обрядового действия - требование, дополняющее или заменяющее христианскую молитву-прошение. Наконец, нередко абстрактные богословские представления о Боге, добре и зле интерпретировались индивидом в конкретно-чувственных терминах, что могло привести к «сведению» священного к грубо-телесному и, как казалось «просвещенному», к кощунственному или «смехотворному». ".
Недавний термин «родноверие» тоже, как мне кажется, не совсем уместен в наше время. Так уж исторически сложилось, что церковь уже много веков является традиционной и близкой значительной части славян, стала для них родной, а попытка переосмыслить слово «родноверие» как веру в единого всевышнего бога Рода так же комична и несуразна, как и термин «православное родноверие», то есть родноверие «Правь славящих». Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является определение язычеству, которое применил в конце 80-х годов прошлого века известный украинский краевед Александр Иващенко – «славянское народоверие».
Псевдоязычники – это откровенные мошенники и шарлатаны, которые, пользуясь возрастающим интересом к славянскому народоверию, играют словами, превращая их в пошлые каламбуры; выдумывают звания академиков нетрадиционной науки и псевдоучения; создают деструктивные секты для личного обогащения, не брезгуя даже называть древних богов инопланетянами, чтобы завлечь в свою паутину наивных людей.
Неоязычники (реконструкторы), которые пытаются возродить славянское народоверие на основе имеющихся на сегодняшний день и авторитетных для нашего времени научных данных. Этот метод является перспективным, но, превращая научные труды в догму (особенно труды академика Рыбакова, основанные на реконструкции славянского язычества по аналогии с греко-римской мифологией, к тому же находящиеся под прессом политического видения Карла Маркса и Владимира Ульянова), и не имея прямой передачи языческой традиции, реконструкторы обречены на неудачу, поскольку рабовладельческое общество античного мира и свободные племена протославян не могли иметь общей мифологии, а их мировоззрение (в том числе мифологическое) было антагонистическим.
Украинцы сохранили в своём календаре народные названия месяцев года и дней недели, кроме чуждого названия шестого дня недели – суббота, но родноверы как Украины, так и России всё чаще называют этот день своим исконным названием – шостак. Приятно, что многие российские родноверы в последнее время называют седьмой праздный день «неделей», что приобщает их к почти утраченной общеславянской традиции. В повседневной жизни мы пользуемся общемировой системой летоисчисления, и я не вижу в этом проблемы. Вымышленные, или, мягко говоря, высосанные из пальца хронологии только дискредитируют возрождение славянского народоверия.
1.2 Возникновение народоверия в 18 веке
Со времени введения христианства на Руси в 988 году святым равноапостольным князем Владимиром Русская Церковь, заимствуя святое просвещение от Элладской Церкви, первоначально получала наставления от Константинопольских патриархов и греческих епископов, которые, будучи ее учителей и руководителей, снабдила ее священными книгами, искусными переводчиками и всем необходимым для благоустройства храма.
Но, к сожалению, гражданский и церковный мир в нашем отечестве, благоприятствовавший духовному просвещению, оказался недолгим. По смерти равноапостольного князя, перешедшего из земного царства в небесное в 1015 году, внутренние княжеские усобицы погубили наше отечество; жестокое, почти пятивековое татарское иго тяготило его. Только с освобождением Руси Иоанном Васильевичем от ига варваров в 1480 году и с прекращением удельных междоусобиц окончательно успокоилось отечество наше, а с ним и церковь.
Но темное время, которое пережила Россия, надолго сказалось на самой церковной жизни русского народа. В тот трудный и продолжительный период времени, о котором мы упоминали, церковные дела пришли в замешательство, рухнуло благоустройство, и мрак времени породил мрак понятий .
Показать больше