Фрагмент для ознакомления
2
Воображение является основополагающим элементом всех видов творческой деятельности и общего поведения детей. В отличие от других психических процессов, воображение — это свойство человеческой психики, которое находится где-то между восприятием, мышлением и памятью. Почти вся человеческая культура, будь то конкретная или абстрактная, является продуктом воображения и человеческого творчества. Воображение — это то, что позволяет людям творить, интеллектуально планировать и направлять свою деятельность.
Воображение — это особая форма человеческой психики, отличающаяся от других психических процессов и в то же время находящаяся между восприятием, мышлением и памятью. Воображение — это то, чем обладают только люди. Благодаря воображению человек может творить, планировать и разумно управлять своей деятельностью. Материальная и духовная культура человека — это продукт его воображения и творчества. Воображение переносит человека за пределы его временного существования, напоминает ему о его прошлом и показывает ему его будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в таких разных периодах, в каких не может жить ни одно живое существо в мире. [14, с. 206].
Воображение всегда ориентировано на практическую деятельность людей. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, что и как должно быть сделано. Таким образом, человек заранее строит образ материальных вещей, которые он будет создавать в своей последующей практической деятельности. Эта способность заранее представлять себе результат своего труда и процесс создания материальных вещей резко отличает деятельность человека от "деятельности" животных.
Д.И. Писарев писал: « Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,- тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» [8,с. 256 ].
В повседневной деятельности возникает множество проблем. Не всегда можно обладать знаниями, необходимыми для их решения. Воображение объединяет существующие знания и создает новые комбинации, чтобы заполнить этот пробел. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Воображение играет важную роль в изменении объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Важность данной темы заключается в том, что, изучая воображение и его роль в жизни человека, мы можем узнать о механизмах возникновения новых образов.
Цель исследования: изучить воображение как познавательный процесс.
Объект исследования: воображение как познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития воображения
Задачи исследования:
• Изучить научную литературу по теме исследования;
• Рассмотреть виды и функции воображения;
• Рассмотреть существующие психологические методики для диагностики уровня развития воображения (на примере детей старшего дошкольного возраста);
• Провести экспериментальное исследования уровня развития воображения среди детей старшего дошкольного возраста;
• Рассмотреть упражнения и игры для развития воображения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, эксперимент.
Новизна исследования заключается в изучении особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста на конкретной группе.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны в практической деятельность психологов и педагогов.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы воображения как познавательного процесса
1.1Сущность понятия воображение: виды и свойства
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Суть воображения заключается в том, чтобы "схватить" целое раньше частей и построить целостный образ на основе одной подсказки. Воображение характеризуется своего рода "отрывом от реальности", созданием новых образов, а не простым воспроизведением известных представлений, что характерно для памяти и внутреннего планирования действий [20, с. 260].
В литературе встречаются различные определения воображения.
Л.С. Выготский утверждает, что "воображение — это не повторение ранее накопленных отдельных впечатлений в том же сочетании или в той же форме, а построение новой последовательности из ранее накопленных впечатлений". Другими словами, добавление чего-то нового в поток наших впечатлений и изменение их, так что в результате этой деятельности появляются новые образы, которых раньше не было, является основой деятельности, которую мы знаем как воображение". [11, с. 438].
Воображение — это психический процесс создания образов объектов, ситуаций и окружения путем преобразования существующих знаний человека в новые комбинации [1, с. 281].
З. Фрейд, отец психоанализа, рассматривал воображение как примитивную, первобытную форму детского сознания. Принцип удовольствия, преобладающий в раннем детстве, отражается в фантазиях и воспоминаниях ребенка. [14, с. 245].
С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение связано со способностью и потребностью создавать новое". Он добавляет: "Воображение — это уход от прошлого опыта и его преобразование. Воображение — это преобразование данного, реализованное в образной форме" [18]. [18, с. 317].
Е. И. Игнатьев пишет, что "основной чертой процесса воображения является преобразование и переработка перцептивных данных и других материалов прошлого опыта в какой-либо практической деятельности, в результате чего возникает новое впечатление" [20, с. 230].
Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых зрительных образов. Эта тенденция связывает воображение с чувственными материальными формами. Суть воображения - синтез, интеграция логического и чувственного.
Существует несколько категорий видов воображения, каждая из которых базируется на некоторых основных признаках воображения [16, с. 232].
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение, которое имеет непроизвольные формы (сны, мечты, фантазии), и активное, практически действующее воображение.
В активном воображении образы всегда создаются сознательно, с условной целью.
Сны. Роль сновидений в жизни человека до конца еще не определена, но известно, что многие важные потребности, которые по разным причинам не могут быть реализованы в реальности, удовлетворяются в сновидениях.
Галлюцинации — это воображаемые образы, практически не имеющие связи с окружающей действительностью. Галлюцинации часто являются результатом психического расстройства организма и сопровождаются сильными переживаниями.
В отличие от галлюцинаций, сны — это совершенно нормальные психические состояния, фантазии о желаниях, часто идеализированное будущее.
Мечты отличаются от грез тем, что они более реалистичны и приближены к действительности, то есть осуществимы.
Мечты являются предпосылкой для реализации творческой способности человека преобразовывать реальность. Мечты дают мотивацию и повод для деятельности, завершение которой откладывается по тем или иным причинам. Таким образом, все, что создано руками человека, по своей природе является воплощением его мечты.
В зависимости от независимости и оригинальности образа, воображение бывает как воссоздающим, так и творческим. Воссоздающее воображение — это представление чего-то нового для человека на основе лингвистического описания или традиционного представления (например, рисунков, схем, нотной записи) этого нового. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой деятельности, включая обучение. Главным действующим лицом в этом контексте является образ памяти.
Творческое воображение — это создание новых образов без обращения к ранее существовавшим объяснениям или традиционным представлениям. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов. Почти все человеческие культуры являются результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов ведущая роль памяти утрачивается и заменяется эмоционально окрашенным мышлением [6, с. 56].
Образы творческого воображения создаются различными приемами и методами. Преобразование материи в воображении происходит по определенным, свойственным ему законам. Для воображения характерны определенные процессы, включающие элементы визуализации. Так, обобщающим процессом в создании образов воображения является процесс типизации [24, с. 3].
Типизация как конкретное обобщение заключается в создании сложных, целостных образов, имеющих синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочих, врачей и т.д. [9, с. 41].
Комбинирование, отбор и сочетание определенных признаков предметов и явлений, является еще одним творческим приемом. Комбинации — это не простые механические сочетания исходных элементов или объединения по определенной логической схеме. Комбинации основаны на человеческом опыте.
Подчеркивание, выделение, преувеличение или преуменьшение определенных черт, качеств, аспектов или атрибутов также является важным способом создания творческих образов. Типичными примерами являются карикатуры, шаржи [22, с. 234].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. М.: Просвещение, 2003. 285 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс,2002.
3. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.352с.
4. Боровик О.В. Развитие воображения.М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы.М.: Эксмо,2007 416с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.672с.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2007. 276с.
9. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007.192с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Владос, 2010. 240 с.
11. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. М.: Педагогика, 2014. 128 с.
12. Зайнутдинова Е.М. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте, 2019. 124 с.
13. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 234с.
14. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова //Дошкольное воспитание. 2011. 50 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. 190 с.
16. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М, 2010. 450 с.
17. Крутецкий В.А., Психология. М., 1986. 252 с.
18. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
19. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч - практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 254 с.
20. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека: моногр. Т. I. Период поздней юности. М.: Изд-во Совр. гуманит. ун-та, 2010. 70 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с.
22. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.
23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
24. Новиков A.M., Новиков Д.А. Методология. M., 2007. 50 с.
25. Петрова О.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, 2019. 50 с.
26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия, 2002. 251с.
27. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50с.
28. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. 304с.
29. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой.М.: ГНОМ, 2002. 241с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
32. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2011. 238 с.
33. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 672 с.
34. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 192с.
35. Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 144с.
36. Субботина Т.В. Воображение и мышление у детей дошкольного возраста, 2016. 10 с.
37. Фадеева Т.А. Развитие воображения детей дошкольного возраста. статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа), 2019. 10 с.