Фрагмент для ознакомления
2
Ранний период. Происхождение Древней Греции восходит к глубокой древности, к тому времени, когда сами древние греки были такими же варварами. Пеласгийские племена, населявшие греческую территорию за 3 тысячелетия до нашей эры, были изгнаны оттуда ахейскими племенами, пришедшими с севера. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены дорийскими племенами, которые находились на более низком уровне культурного развития.
Только Гомер пролил некоторый свет на это, но долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде о Троянской войне», выдумкой поэта, пока кто-то, немецкий археолог Генрих Шлиман, не раскопал настоящую Трою. Однако споры о подлинности раскопанной им Трои все еще продолжаются, у нас на сайте есть отдельная интересная статья на эту тему, но сейчас мы возвращаемся к истории Греции [8].
Архаика. Это также архаический период Древней Греции, отмеченный новым расцветом греческой цивилизации. В этот период начали появляться греческие полисы - независимые города-государства, среди которых постепенно возвышались Афины, Фивы и Спарта. Афины стали крупнейшим культурным центром Древней Греции, и впоследствии здесь жили многие выдающиеся философы, ученые и поэты.
Конечно, древнегреческая демократия отличалась от современной, так что, например, рабы и женщины не могли участвовать в голосовании и публичных собраниях (это продолжалось незадолго до появления феминизма). В остальном афинская демократия была настоящей демократией в традиционном понимании, и каждый свободный гражданин имел не только право, но и обязанность посещать народные собрания, так называемые собрания церкви, на которых принимались все важные политические и экономические решения.
Спарта была полной противоположностью Афин, военного государства, в котором, конечно, не могло быть и речи о демократии, Спартой правили одновременно два царя, один из которых командовал армией и руководил военными кампаниями, второй отвечал за сбережения в его отсутствие. Каждый спартанец был профессиональным воином, который проводил все свое время, оттачивая свое военное мастерство, в результате чего спартанская армия в то время была самой сильной в Греции.
Фивы, еще один крупный город Древней Греции, также были крупным культурным и экономическим центром, имевшим большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе состоятельных граждан, так называемых олигархов (да, это слово греческого происхождения, известное в нашей повседневной жизни), которые, с одной стороны, боялись распространения афинской демократии, но с другой стороны, строгость спартанского образа жизни также была для них неприемлема [12].
Классический период. Классический период Древней Греции характеризуется наивысшим расцветом ее культуры, философии и искусства, в этот период появились такие выдающиеся личности, как Солон и Перикл (выдающиеся политики, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (создатель Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (выдающийся политический деятель, который помог укрепить демократию в Афинах).
Но с самым высоким уровнем развития культуры в этот период Древняя Греция также сталкивается с серьезными трудностями, а именно с вторжением персов, которые хотят поработить свободолюбивых греков. Столкнувшись со страшным врагом, даже такие непримиримые соперники, как Афины и Спарта, объединились и образовали единый фронт, греческий патриотизм одержал верх над раздорами в этом районе. В результате, после ряда выдающихся побед (Марафонское сражение, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов, грекам удалось отстоять свою независимость.
Однако после победы над персами во время греко-персидских войн греки снова вернулись к старым спорам, которые вскоре обострились до такой степени, что вылились в Великую Пелепонскую войну между Афинами и Спартой. Обе стороны двух полисов поддержали своих союзников, 30-летняя война закончилась победой Спарты. Однако греческая цивилизация настолько сильно пострадала в ходе войны, что сами греческие политики были настолько ослаблены во время войны, что вскоре энергичный македонский царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, легко завоевал всю Грецию [4].
Эллинистический период. Это также последний период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего расцвета, когда благодаря энергии македонца власть (и в то же время культура) греков простиралась от Греции до далекой Индии, где даже возникла уникальная греко-индийская культура.
После смерти Александра Македонского его огромная империя рухнула так же быстро, как и была завоевана, однако греческое влияние продолжалось некоторое время, но со временем начало постепенно ослабевать. Ситуация осложнилась вторжением воинственных племен кельтов-галатов в саму Грецию. И, наконец, с возвышением Рима и появлением римских легионеров на греческой земле наступил окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне, как мы знаем, во многом унаследовали греческую культуру и стали ее достойными преемниками.
Культура. В Древней Греции были сформулированы первые философские концепции, которые заложили фундаментальные знания о вселенной, которые использует современная наука. Древнегреческие Олимпийские игры, которые даже прервали все войны, фактически стали основой для развития современного спорта и современных Олимпийских игр, которые представляют собой точно такое же возрождение древнегреческих спортивных традиций.
У греков также было много интересных изобретений в военной области, например, их знаменитая фаланга, представляющая собой сплоченный боевой порядок пехоты. Греческая фаланга могла легко одержать победу (и победила) над численно превосходящими, но неорганизованными персами, скифами, кельтами и другими варварами.
Древнегреческое искусство представлено в основном красивыми скульптурами, архитектурой и живописью. Гармония, равновесие, порядок и красота форм, ясность и пропорциональность - вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека как меру всех вещей и представляет его в физическом и моральном совершенстве [13].
Архитектура Древней Греции была особенно известна скульптором и архитектором Фидием Парфеноном, храмом, посвященным покровительнице Афин, богине войны и мудрости Афине, его величайшему творению.
Но помимо Парфенона греки построили множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших дней или находятся в руинах.
Религия Древней Греции и ее мифология, пожалуй, наиболее изучены, а имена многих греческих богов и богинь, возглавляемых верховным богом Зевсом, известны многим. Интересно, что греки наделяли своих богов вполне человеческими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяние и другими. Помимо богов, существовал также культ героев, полубогов, таких как Геракл, сын верховного бога Зевса и обычная смертная женщина. Часто многие греческие правители заявляли, что они произошли от определенного полубожественного героя.
Интересно, что, в отличие от многих других религий, у древних греков вообще не было религиозного фанатизма («Если Александр хочет быть Богом, пусть будет так», - спокойно заметили спартанцы в ответ на заявление Александра Македонского о его божественном происхождении), ни особого поклонения богам. Общаясь со своими богами, греки никогда не опускались на колени, а разговаривали с ними так, как если бы они были равноправными людьми.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.
2. Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., Маринович Л. П. История Древней Греции / Кузищин В. И. - М.: Высш. шк, 2001. - 399 с. Античная Греция / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1983.
3. Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971. 5.Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права [Текст]: учебное пособие /отв. ред. Д.И. Фельдман - М., 1990. - 268с.
4. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. . Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997.
5. Бирюков П.Н. Международное право [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - 478с.
6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.
7. Виппер Р.Ю. Греция. Ростов-на-Дону, 1995. Т. II.
8. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
9. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
10. Древняя Греция / Под ред. В.В. Струве. М., 1996.
11. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. . Исаева В.И. Особенности политической публицистики Исократа //ВДИ. 1978. № 2.
12. Исаева В.И. Политическая программа Исократа в речи «Филипп» //ВДИ. 1974. № 2.
13. История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.
14. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1989.
15. Корзун М.С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444 - 425 гг. до н.э. Мн., 1975.
16. Королёв К. Войны античного мира. Македонский гамбит. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 512 с.
17. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
18. Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. Геродот. М., 1984.
19. Латышев В.В. Очерки греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб., 1997.
20. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. М., 1975.
21. Пероговский В. О началах международного права относительно иностранцев у народов Древнего мира. Киев, 1859. С. 3.
22. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.
23. Цинзерлинг Г.Д. Перерождение Второго Афинского морского союза в Афинскую архэ IV в. до н.э. // ВДИ. 1972. № 4.
24. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
25. Шуллер В. Афинская демократия и Афинский морской союз //ВДИ. 1984. № 3.