Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, предъявляют много требований к конечному образовательному результату, который, кроме получаемых предметных знаний, умений и навыков (ЗУН) должен быть также реализован, в виде личностных компетенций субъекта.
Пока, к сожалению, приходится констатировать факт того, что сохраняющийся иногда академический характер подготовки современных учеников не в полной мере обеспечивает развитие их творческого мышления и творческих способностей, которые часто называют креативными. Как следствие этого - ученики, обладая достаточным объемом специальных и предметных знаний, умений и навыков, свободные в выборе форм и методов своей учебной деятельности, часто испытывают затруднения в принятии и исполнении оперативных решений в нестандартных ситуациях. Речь не идёт о каком-либо отдельно взятом личностном качестве субъекта образования, поскольку свойства и качества личности представлены у него всегда интегративно. Тем не менее, можно говорить о том, насколько в образовательном процессе у школьника могут быть сформированы те, или иные личностные качества, такие как творческое мышление, самостоятельность, инициативность и многое другое. Здесь обязательно возникает вопрос следующего характера, какими личностными качествами в целом должен обладать субъект обучения, чтобы проявлять творческое мышление. Как правило, творческое мышление субъекта в большинстве случаев находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности. Человек может быть творческим в учёбе, спорте, искусстве, профессиональной деятельности и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития творческого мышления школьников в процессе обучения.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: приёмы и методы формирования творческого мышления школьников в процессе обучения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческое мышление школьников.
2. Рассмотреть формы и методы развития творческого мышления школьников в процессе обучения.
3. Описать организационно – педагогические условия процесса развития творческого мышления школьников в процессе обучения.
4. Предложить методические рекомендации по развитию творческого мышления школьников в процессе обучения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса развития творческого мышления школьников в процессе обучения
1.1. Анализ понятия творческое мышление школьников
Творческий компонент мышления часто называют креативностью. Креативность, или творческий тип мышления является специфичным, поскольку центральной характеристикой такого типа мышления является творческий характер, считает автор Э. Фромм. Он считал, что творческий тип мышления. Или креативность – это способность человека находить нестандартные решения и способность удивляться. При этом, человек всегда получает нечто новое и нацелен на осознание своего имеющегося опыта [3].
Под творческим мышлением понимают такой тип мышления, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление - это мышление, которое всегда созидает, и даёт принципиально иное решение. Творческое мышление всегда приводит к открытиям и новым идеям. Развитое творческое мышление субъекта помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Такой тип мышления присущ не только людям творческих профессий [11]. Навыки генерирования идей имеют многие ученики, и во многом это зависит от того, какие именно методы и приёмы используют учителя в процессе обучения школьников. Творческий человек умеет видеть нечто новое в обыденном. Он глубже, чем все остальные умеет проникать в любой вопрос. Такого человека всегда отличает высокая познавательная активность и новизна рассуждений. Творческий тип мышления является ценным личностным качеством любого выпускника. Креативность лостаточно часто отождествляют непосредственно с наличием творческого типа мышления у субъекта, хотя исследователи считают, что для креативной личности лишь творческого мышления не достаточно. Тем не менее – эти два понятия часто упоминаются как единое целое.
При креативности субъект демонстрирует наличие комплекса интеллектуальных и личностных особенностей. Для такого человека хорошо понятно, что такое проблемы, противоречия и выдвижение гипотез. Он в состоянии предложить большое количество оригинальных идей и их нешаблонное решение. Психологи считают, что креативность у школьника педагоги больше воспитывают, чем формируют. Творческое мышление имеет непосредственное отношение к мыслительной сфере субъекта и непосредственно связано с когнитивными процессами. При этом человек также демонстрирует определённые поведенческие и ценностные аспекты.
Результативность и успешность развития творческого мышления школьников в воспитательном пространстве образовательной организации обеспечивается совокупностью определённых педагогических условий. Прежде всего, это возможность активного участия школьников в творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Проблема формирования творческого мышления рассматривали авторы Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, М. М. Кашапов и др. Авторы Е.Н. Корнеева и Ю.К. Корнилова отмечают непосредственную связь между творческим характером деятельности субъекта и его творческим мышлением.
Творческое мышление отождествляется с максимальным уровнем развития интеллектуальных способностей субъекта, считали учёные О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, М.А. Холодная и др. Креативная, или творческая личность всегда была в цене. Учёные всегда задавались вопросом, насколько можно вообще обучить креативности и как можно воспитать творческую личность. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать у субъекта опыт творческой деятельности. Но творчество не есть заданная характеристика познавательных процессов личности. Вероятнее всего, это можно воспитывать и развивать, а не формировать. Воспитание в таком случае будет созданием условий для самовоспитания личности. Прямое обучение творчеству и творческому мышлению невозможно. Но возможно создание условий, которые будут стимулировать творческую деятельность субъекта и развивать его творческое мышление. Креативный компонент включает в себя наличие отношения субъекта к инновационной деятельности не как к соединению, каких либо готовых форм, а как к преобразованию и изменению имеющихся на практике. Чтобы говорить о творческом уровне деятельности субъекта, необходимо, прежде всего, определить, что знает и что умеет ученик вообще. Какие навыки и компетенции у него уже сформированы [9].
В основе понимания творческого компонента мышления субъекта лежит рассмотрение феномена, определяющего творческий характер его инновационной деятельности. Инновационная деятельность может проявляться во всём. В процессе обучения школьника – это зависит от его познавательной активности и учебной мотивации. Творческое мышление – это непременный атрибут самоактуализации и самореализации субъекта. Это проявляется в способности ученика, во всем находить возможность для творчества. Ориентированные на творчество и самоактуализацию люди, психологически готовы к инновациям в своей учебной деятельности. Но здесь необходимо понимать, насколько должны быть глубоки и широки его знания, умения и навыки, необходимые для успешной реализации творческого подхода к учебному процессу. Чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет созидательный труд.
При выполнении учебной деятельности любой ученик приходит к осознанию необходимости ее улучшения. Считается, что это можно достичь двумя путями.
1. Усовершенствовать свой подход к выполнению элементов деятельности, добавив определенные детали.
2. Полностью отказаться от прежней позиции.
Прежде чем говорить о применении креативности в своей учебной деятельности, необходимо хорошо понимать, насколько это вообще целесообразно. Осознать такую позицию поможет учитель, который имеет возможность заинтересовать каждого ученика и владеет соответствующими педагогическими технологиями и методиками. Исследователи сегодня часто говорят о различных уровнях творческого мышления субъектов [16].
Креативность как одна из характеристик мышления субъекта, которая отражает его качество. Характер любой деятельности определяется высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта. Креативность – это всегда созидание. Творческое мышление и способности человека могут проявляться в чувствах, и безусловно, в отдельных видах деятельности. Креативность всегда рассматривается как фактор одарённости субъекта. Креативность не отражается в тестах на интеллект, или тестах академических достижений. Творческое мышление определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям [23].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова.– Екатеринбург: Деловая книга.- 2014. – 368 с.
2. Алимов, А. Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А. Т. Алимов, И. Б. Савриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8663/ (дата обращения: 10.05.2023).
3. Артамонов, В.И. Психология от первого лица [Текст]/ В. И. Артамонов. – Москва: Академия, 2013. – 408 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2006. – 118с.
5. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 10.05.2023).
6. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 10.05.2023).
7. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст]/ А. Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
8. Глебова, М. В. Методы психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся / М. В. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3979/ (дата обращения: 10.05.2023).
9. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития [Текст]/ Д. Н. Завалишина. – Москва: Институт психологии РАН.-2012. - 375 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер.- 2009. – 433 с.
11. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность [Текст] /Т.В. Иванова.- Вопросы психологии. -2002.-№1.- С.76-87.
12. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности [Текст]/ Д. Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
13. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю. Н. Кулюткин, Г.С.Сухобская.–Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
14. Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / В.Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2004. - No4. – С. 23-36.
15. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] /А. М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2013. – 720 с.
16. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс]/ Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (дата обращения: 10.05.2023).
17. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.С. Маркова.- Психологическая наука и образование. -2002.-№1.- С.51-58.
18. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина// Молодой ученый. —-2010. - № 8 (19). - Т. 2. — С. 175-176. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 10.05.2023).
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.] / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 10.05.2023).
20. Рязанцева, Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю. А. Рязанцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/ (дата обращения: 10.05.2023).
21. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21569/ (дата обращения: 10.05.2023).
22. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности [Текст] / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2006. – 248 с.
23. Творческое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография [Текст] / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
24. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении [Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - No1. – С. 141-144.
25. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности [Текст] / Л.И. Шрагина.- Психологический журнал. -2000. -Т.21, №4. С. 73-78.