Фрагмент для ознакомления
2
В новых экономических условиях развития и становления рыночных отношений в России совершенно очевидным является изменение вектора отечественного менеджмента, направленность которого должна быть ориентирована на перестройку кадровой работы. И в этой связи приоритетной является деятельность, направленная на решение проблем, связанных с повышением эффективности труда, оптимального использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов. Решение указанных проблем позволит хозяйствующим субъектам приспособиться к новой экономической ситуации, а некоторым предприятиям даст возможность переориентировать свою деятельность, используя современные методы научно-технического прогресса путем концентрации научного и производственного потенциалов.
В современных условиях в Российской Федерации уже положено начало новой парадигме управления в коммерческих структурах, оптимально отвечающей интересам отечественного менеджмента.
1.2 Особенности бизнес-культуры России
Бизнес-культура России является особенной. Ее специфика связана с противоречивым влиянием системы ценностей, поскольку Росся является евразийским государством, занимающим пограничное положение между цивилизацией Востока и Запада. Так, по мнению П. Савицкого, наша страна – это особое образований цивилизации, которое можно описывать через качество «срединности». К примеру, «срединность» Германии ограничена контекстом Европы. Европа – это «западный мыс» Евразии. России же принадлежит центральное положение в самой Евразии. Россия – это не часть Европы, и не продолжение Азии. Россия представляет собой отдельный мир, автономный, со своими духовными и историческими, геополитическими особенностями. Евразия, по мнению П. Савицкого – это не материк или континент. Евразия – это идея, которая отражается в пространстве России, ее культуре, в парадигме истории, в специфичности цивилизации. Основа мира Евразии минимально благоприятна для того, чтобы на ней взращивались сепаратизмы – культурные, политические или экономические. Бесконечные евразийские равнины приводят к тому, что геополитические комбинации приобретают масштабность и широту. Особенность Евразии подчеркивает важность интеграции в политике, культуре и экономике. Поэтому в рамках степей и пустынь Евразии существовал «унифицированный» уклад – быт кочевников. Поэтому именно в Евразии создавались попытки интеграций: скифская, гуннская, монгольская. Россия же – это не национальное государство. Россия – это уникальный тип цивилизации, которая сформировалась на основе арийско-славянской культуры, кочевничества тюрков и традиций православия. Она – синтез мировой истории .
Для культуры России характерны:
- Коллективизм с тенденцией к индивидуализму. Подобный тип культуры можно назвать «евразийским» или «соборным», означающее слияние индивидуального и социально-духовного;
- Большая отдаленность народа от власти, проявляющаяся в противостоянии. Рядовые граждане полагают, что представители власти не служат их интересам и государству в целом.
- Несмотря на то, что россияне недовольны решениями правящих кругов, они остаются политически пассивными;
- Феминность, выражающаяся в эмоциональном мировосприятии и эмотивной оценке объектов действительности;
- Страх перед неизвестностью, который в условиях межкультурных контактов приводит к непринятию иной реальности и, как следствие, низкой толерантности к другому этносу;
- Ориентация на создание долгосрочной психологической и финансовой стабильности своей семьи;
- Большое давление социальных норм на индивидуума, выражающееся в сильном осуждении общества за «неправильное» поведение.
Деловая культура России, по ряду параметров (индивидуализм / коллективизм, иерархичность / эгалитаризм и др.), располагается на границе между культурой Запада и Востока. Р. Льюис полагает, что бизнес-культура России «шизофренична» – в ней можно найти несочетаемые элементы.
Деловая культура Запада и Востока - два полюса. К культурам Запада относят евро-американскую и западно-европейскую. К культурам Востока относят деловые культуры стран Азии и Востока (конфуцианские Япония, Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконга и страны ислама).
Коллективное самосознание россиян можно наблюдать в письменной научной речи. Если пишет один автор, то его важность либо приуменьшается, либо обезличивается, например: «мы обнаружили», «нами было проведено», «были выявлены следующие характеристики». Для групповой ментальности характерны «Мы-центричность» и апелляция к авторитету при аргументации высказывания, в то время как для индивидуалистического мышления типичны «Я-центричность» и апелляция к фактам . Тем не менее, россияне склонны принимать Я-решения, высказывать и отстаивать свое мнение внутри коллектива, отделять личную жизнь от общественной.
Для России характерна большая отдаленность от власти. Люди принимают жесткую субординацию между простыми людьми и представителями власти, не ставят под сомнение их авторитет, не пытаются перераспределить власть, а неравенство и иерархичность воспринимают как норму.
В современной России присутствует «класс управленцев» и «класс управляемых», первых принято именовать «власть», вторых - «народ» , но отношения между ними похожи на противостояние внутри иерархии. Во взаимоотношении общества и власти сегодня присуще разделение людей на «своих» и «чужих», противопоставление понятий «мы - они», «друзья - враги», при этом налицо политическая пассивность, безразличие и равнодушие граждан .
Россия относится к женскому типу культуры, где важны эмоциональные взаимоотношения между людьми, забота о слабых и поддержка культурных феминистических ценностей.
Для русского менталитета характерен страх перед неизвестным, который влечет за собой стресс, агрессивность, эмоциональность и уход в себя. Утвержденные правила и инструкции для каждой ситуации дают ощущение безопасности, контроля, понятности. Россияне не стремятся менять работу, поскольку это залог стабильности и уверенности . Люди, которые выглядят или ведут себя по-иному, вызывают опасение и недоверие.
Высокий индекс избегания неопределенности у русских проявляется не только в межличностном общении. Низкая степень адаптации к все нарастающей неопределенности есть одна из причин падения уровня экономического развития в России. Среди российских субъектов существует четкая прямая зависимость между колебанием уровня неопределенности и изменениями сбережений - части полученного дохода, не потраченного на потребление, сознательно выводимая субъектами из инвестиционного процесса в целях «предпочтения ликвидности» в условиях неопределенности. Иными словами, чем выше показатель экономической неопределенности в стране, тем меньше российские предприниматели инвестируют в бизнес, а значит, больше откладывают на «черный день» в виде накоплений .
Интересно замечание Г. Хофстеде о том, что в России, как в стране с большим дистанцированием от власти и высоким уровнем избегания неопределенности, организация социума видится как пирамида, как иерархичная структура.
Россия характеризуется высоким индексом ориентации на будущее. В культуре России присутствует понимание необходимости адаптации к изменчивым обстоятельствам, традиции и ценности не рассматриваются как нечто незыблемое. Россияне при принятии решений учитывают свои и чужие ошибки прошлого, готовы к компромиссу, избегают крайностей, склонны недооценивать свои достижения, даже если они значительны. Для российских компаний характерен семейный бизнес, а также имеет ценность недвижимое имущество. В России эти параметры выходят в современном мире на приоритетные позиции. Россия обладает богатой и долгой историей: войны, революции, смена экономических формаций, культурный упадок и процветание. Уверенность в завтрашнем дне ориентирована на будущее, на долгосрочные отношения и вложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баребина Н.С. Языковая интеракция в аспекте оппозиции «западная модель аргументации VS восточная модель аргументации» // Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика, наука: материалы межд. науч.-практ. конф., посвященной 95-летию установления дипломатических связей между Россией и Монголией, Иркутск, 19–20 марта 2016 г. Иркутск: Изд-во БГУ; Улан-Батор: Арвай Бархан, 2018. С. 277–286.
2) Бурков В.Н. Как управлять проектами. -М.: Синтег, 2018. – 188 с.
3) Гатиятулин Ш.Н. Технологии реализации промышленной политики // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. No 1 (16). С. 143-154.
4) Голоусова Е. С., Кросс-культурный менеджмент. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017.
5) Жаркова Т.И. Преодоление социокультурной интерференции в реализации бизнес-общения // Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире: материалы межд. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2009 г. / под ред. Л.Б. Никитиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. С. 41–45
6) Зуева Т.М. Общество и власть: перспективы диалога и партнерства // Лучшая научная статья 2018: сб. статей XV межд. науч.-практ. конкурса, Пенза, 28 февраля 2018 г. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 116–119
7) Игумнов О. А., Внешние факторы формирования социального капитала российских организаций // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2020. — № 3. — С. 149-150
8) Исмагилов Р. Х., Методы критического мышления как инструмент роста эффективности управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 26-33
9) Кирченко М.А. Особенности менеджмента в России// ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 июня 2019 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 138-139
10) Козлов В. М. Особенности современной модели менеджмента в России: трудности и преимущества//ФОРУМ. 2019. № 2. С. 113-115
11) Колоколов Н.А. Народ и власть: право на восстание // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: сб. научн. тр. / под ред. И.В. Михеевой, Ф.А. Селезнева.Вып. 2. Н. Новгород: ООО «Растр», НИУ ВШЭ—Н. Новгород. 2019.
12) Корпоративная коммуникация в России : дискурсивный анализ : коллективная монография : [сборник. — Москва : ЯСК, 2017.
13) Купцов П.С. Сравнительный анализ основных моделей менеджмента//VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2021. № 1. С. 67-73
14) Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе от столкновения к взаимопониманию / пер с англ. – 2-е изд. – М. : Дело, 2020.
15) Нечаева А.И. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента// VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2020. № 1. С. 64-69
16) Савицкий П. Континент-Евразия// https://royallib.com/read/savitskiy_petr/kontinent_evraziya.html#0 (дата обращения 12.05.2023)
17) Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами: перевод с английского [М. Гескина]. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 272 с.
18) Тагути Г., "Самое важное - надежный процесс и надежный продукт". Интервью с Генити Тагути // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 9. — С. 26-30
19) Хабаров В.И. Дербенёв Н.А., Современные тенденции проектного менеджмента в Российской Федерации// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 488-491
20) Чубатая Е.В, Макурина А.А. Особенности управления проектами в России//MODERN SCIENCE. 2021. № 4. С. 178-182