Фрагмент для ознакомления
2
Первым и важнейшим условием формирования у ребенка условий успешной социальной адаптации является своевременное и полное овладение речью. Ограниченность, затруднение в речевом общении негативно влияет на формирование личности ребенка, приводит к психическим расстройствам, недоразвитию эмоционально-волевой сферы, развитию нежелательных черт характера: застенчивости, амбивалентности, замкнутости, негативизма. Неисправленные дефекты развития в дошкольном возрасте, безусловно, повлияют на школьную адаптацию, успеваемость и выбор будущей профессии.
Заикание – одно из самых распространенных, сложных и длительно текущих нарушений речи у детей. Характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев низкой эффективностью коррекции. Изучение хронической усталости проводилось с клинико-физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Известно, что заикание влияет на все компоненты интонационного аспекта речи. Некоторые отечественные и зарубежные специалисты считают заикание главным образом просодическим дефектом [15].
Одной из характерных особенностей разговорной речи является своеобразие речевого тона. На фоне постоянного заикания и беспокойства речь теряет свою музыкальность, стройность, звучность, возникают такие проблемы, как отсутствие правильного ударения, ограниченная способность к модуляции голоса, скованность лица, эмоциональная невыразительность [4].
Работа логопеда по формированию темпо-ритмической стороны речи речи с детьми младшего школьного возраста должна включать в себя разработку просодических речевых мероприятий, включающих в себя использование широкого арсенала для выражения отношения к слову, появления личностного темперамента и подачи речи, плавности и выразительности. Логопед не ограничивается знанием практических методов коррекции речи при заикании, но требует и знания общей клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также невротических и невротоподобных клинических явлений. условия. Только в этих условиях можно правильно интерпретировать психофизиологическую, психолого-психолого-педагогическую информацию о зависимых и определить направление реабилитационных и профилактических мероприятий.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью адаптации детей с заиканием, развитием социально-коммуникативных навыков общения;
- педагогической – необходимостью организации работы по диагностике, коррекции и адаптации образовательного процесса под особенности детей младшего школьного возраста с заиканием;
- методической – необходимостью подбора специфических диагностических методик по выявлению и изучению сформированности ьемпо-ритмической стороны речи у младших школьников с заиканием и определения направлений коррекции данной патологии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальной выявить особенности формирования темпо-ритмических характеристик речи у детей младшего школьного возраста с заиканием.
Oбъект исследования: темпо-ритмическая сторона речи у заикающихся младших школьников
Прeдмет исследования: особенности темпо-ритмических нарушений у заикaющихся младших школьников.
Гипотеза исследования: выявление особенностей темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся младших шкoльников будет протекать успешно, если в процессе диагностики будут определяться следующие компоненты темпо-ритмической стороны речи: темпа и тембра речи, силы голоса, дикции и интонации.
Исходя из цели и гипотезы данного исследования, можно выделить следующие задачи исследования:
1) теоретичeски обосновать психолого-педагогические особенности заикающихся, темпо- ритмические особенности речи при данном нарушении;
2) подобрать диагностические методики для выявления особенностей темпо- ритмических нарушений речи у заикающихся младших школьников;
3) проанализировать полученные результаты исследования темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся младших школьников;
4) сформулировать выводы и заключение.
В эксперименте были использованы следующие методы:
- теоретические – поиск и анализ диагностических методик с целью построения программы эксперимента;
- эмпирические – изучение медицинской документации, беседа с педагогами, тестирование детей;
- математические – количественная обработка данных и графическое их представление.
Теоретико-методологическая основа исследования: в основу лунной работу были положены исследования в области причинно-следственных особенностей развития заикания в детском возрасте (Л. И. Белякова, Н. И. Борисова, Т. Г. Визель, В. А. Куршев, Р. Е. Левина, М. А. Лохов и др).
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что в работе выделены и описаны основные причины несформированности темпо-ритмических сторон речи у детей с заиканием.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты ходе диагностики особенностей нарушения темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с заиканием будут являться основой для дальнейшей работы логопеда при организации коррекционно-педагогической по коррекции заикания и выявлению её эффективности.
База исследования:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключение, списка литературы .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
1.1. Определение темпо – ритмической стороны речи, характеристика её компонентов
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Помимо содержательной стороны большое значение для восприятия слушателя имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по утверждениям Н.И. Жинкин это высший уровень развития речи [1]. Ключевым компонентом просодии является интонация. Смысл речи и ее подтекст раскрываются через интонацию. Речь без интонации медленная и невнятная. Через интонацию говорящий эмоционально воздействует на слушателя.
Интонация — сложное явление, включающее несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила голоса, паузы и логические ударения, темп речи. Все эти компоненты участвуют в делении и организации потока речи в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [21].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, О. В. Методика проведения логопедических занятий с дошкольниками [Текст] / О. В. Аверьянова. – Минск : Вышейшая школа, 2012. – 493 c.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – Москва : Айрис Пресс, 2015. – 200 c.
3. Антонова, О. А. Формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием [Текст] /О. А. Антонова // Дошк. педагогика. – 2010. – №5. – С. 45-50.
4. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л. З. Арутюнян. – Москва : Эребус, 1993. – 160 c.
5. Архипова, Е. Ф. Обследование просодической стороны речи у детей с дизартрией [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2011. – 319 c.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. – Москва : Советская энциклопедия, 1968. – 606 c.
7. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 [Текст] / Р. Л. Бабушкина. – Санкт-Петербург : [Ленингр. гос. ун-т], 2011. – 24 c.
8. Байрамова, Г. Н. Коррекция речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с заиканием / Г. Н. Байоамова, И а. Алексеев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №3 (43). – [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-rechevogo-dyhaniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem (дата обращения: 11.05.2023).
9. Баранова, М. В. Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста / М. В. Баранова, И. Н. Барышникова, С. Н. Кайма и др // Специальное образование. - 2015. - №XI. – [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompleksnogo-podhoda-v-lechenii-zaikaniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2023).
10. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – Москва : В. Секачев, 1998. – 304 c.
11. Белякова, Л.И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания [Текст] / Л. И. Белякова // Теоретические проблемы нарушений плавности речи / под ред. Ю.О. Филатовой. – М., 2012. – C. 15–33.
12. Белякова, Л.И. Характеристика показателей неплавности речи у дошкольников [Текст] е Л. И. Белякова, С. Р Асланова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. 2-е изд. испр. – М., 2003. – С. 69–75.
13. Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст] / Н. П. Бехтерева. – Ленинград : Медицина, 1974. – 151 c.
14. Большина, А.А. ЗАИКАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / А. А. Большина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – [Электронный ресурс]. -
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13249 (дата обращения: 11.05.2023).
15. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л. В. Бондарко. – Москва : «Просвещение», 1977. – 175 c.
16. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников [Текст] / Е. А. Борисова. // Логопед. – 2015. – №1. – С. 43-48.
17. Борисова, Е. А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием [/ Е. А Борисова // Образование и наука. - 2014. - №9 (118). – [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-plavnosti-rechi-kak-kachestvennoy-harakteristiki-ustnogo-vyskazyvaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem (дата обращения: 11.05.2023).
18. Борисова, Н. И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией [Текст] / Н. И. Борисова // особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития:сб. науч. Тр / Н. И. Борисова. – Москва : , 1987. – 456 c.
19. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. – Москва : Прогресс, 1969. – 252 c.
20. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие [Текст] / Т. В. Буденная. – Санкт-Петербург : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 64 c.
21. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей [Текст] / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ [и др.], 2009. – 222 c.
22. Визель, Т. Г. О природе заикания и его коррекции /Т. Г. Визель // Специальное образование. - 2018. - №1 (49). –[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-zaikaniya-i-ego-korrektsii (дата обращения: 11.05.2023).
23. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей [Текст]/ Э. С. Вильчковский. – Киев : Здоров’я, 1983. – 208 c.
24. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / Г. А. Волкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 272 c.
25. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб., - 2005. – 144с.
26. Волосовец, Т. В. Семейные факторы и психологическое здоровье учащихся специального коррекционного образовательного учреждения V вида [Текст] / Т. В. Волосовец. и др. // Школьный логопед. – 2012. – №4. – С. 72-76.
27. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. [Текст] /И. Г. Выгодская, Е. Л. Пелллингер, Л. П. Успенска. - М.: Просвещение, 2004.- 174 с.
28. Кирбитова, Л. Г. Развитие личности ребенка с заиканием [Текст] / Л. Г. Кирбитова // Логопед. — 2012. — № 9. — С. 45—47.
29. Куршев, В.А. Заикание [Текст] / В.А. Куршев. – Москва : Медицина, 1973.
30. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 64 c.
31. Левина, Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи [Текст] / Р. Е. Левина // Дефектология. - 1981. - № 1.- С.7-13.
32. Леонова, С.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика заикающихся школьников [Текст] /С. В. Леонова // Логопед. 2004, №2. – с.70-76.
33. Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников [Текст] / С. В. Леонова. - Питер, 2014.-128 с.
34. Лохов, М. И. Заикание: возможности педагогической коррекции [Текст] /М. И. Лохов, Л. Я. Миссуловин, Ю. А Фесенко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-korrektsii (дата обращения: 11.05.2023).
35. Лохов, М. И. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста [Текст] / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
36. Лохов, М. И. Речь ребенка: формирование, нарушения и коррекция [Текст] / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. - Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 244 с.
37. Миссуловин, Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие [Текст] / Л. Я. Миссуловин. – СПб., 2002. – 320с.
38. Морозова, Н.Ю. Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися [Текст] / Н. Ю. Морозов. – М.: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012.-192 с.
39. Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников: Дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / И. Ф. Павалаки. – М., 1996.
40. Парамонова, Л. Г. О заикании [Текст] /Л. Г. Парамонова. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 96 с.
41. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации [Текст] / Н. А. Рычкова. – Москва : ГНОМиД, 2000. – 32 c.
42. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В. И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2000. 208 с.
43. Соловьева, Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. [Текст] / Е. Н. Соловьева. - Спб.: Детство-Пресс, 2012.-120 с.
44. Фесенко, Ю. А. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. - 2015. - №3. – [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-istoriya-i-obzor-sovremennogo-sostoyaniya-problemy (дата обращения: 11.05.2023).
45. Филатова, Ю. О. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании [Текст] / Ю. И. Филатова // Дефектология. — 2012. — № 1. — С. 32—40.
46. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 34–38.
47. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция [Текст] / Я. Шабала // Пралеска. - 2007. — № 1. — С. 15—20
48. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. – Москва : ACT, 2012.
49. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. [Текст] / Н. А. Чевелева. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
50. Ястребова, А.В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Ястребова Логопедия: Заикание: Хрестоматия: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва : Академия, 2003.