Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Народное декоративно-прикладное искусство - это одно из средств воспитания, которое учит нас ви-деть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве. Актуальность обусловлена большой важностью воспитания нрав-ственных и патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Положения Федерального государственного образовательного стан-дарта четко определяют задачу воспитания патриотизма, гражданственности и нравственности, а это возможно только при активном использовании про-изведений искусства как средства и условия гармоничного развития ребенка. Общение с народным творчеством обогащает душу ребенка, прививает лю-бовь к Родине. Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку мно-гоцветный мир народного творчества и многогранного народного творче-ства. Народное творчество воспитывает в детях творческое чувство и про-буждает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и попробовать сделать что-то подобное своими руками, формирует твор-ческий подход к художественно-прикладной деятельности.
Мозговая деятельность ребенка образна, красочна, богата ощущения-ми, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество производит на ребенка такое яркое впечатление. Знакомство с произведениями народного творчества формирует у детей первые представ-ления о своей родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает их к миру прекрасного.
Занятия декоративно-прикладным искусством для дошкольников также помогают ребенку развить технические навыки раскрашивания различных предметов, что напрямую развивает у ребенка мелкую моторику пальцев, цветовосприятие и двигательную функцию глаз. Обучаясь декоративно-прикладному искусству, дети развивают самые разные навыки - как художе-ственные, так и интеллектуальные.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из самых актуальных тем, поскольку является важнейшим условием формирования индивидуальной идентичности человека уже на первых эта-пах ее формирования. Творчество, бытие и развитие - одна из самых инте-ресных и загадочных проблем, привлекающая внимание исследователей са-мых разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально, поскольку личность, способная к творческому созиданию, является основным условием поступательного развития общества. Формирование творческих качеств че-ловека следует начинать с детства.
Образовательная деятельность детей всегда занимала значительное ме-сто в воспитательной работе детского сада. Решая проблемы художественно-творческого развития, я решил максимально использовать народное декора-тивно-прикладное искусство для развития творческих способностей детей.
Визуальная активность имеет большое познавательное, образователь-ное и корректирующее значение из-за ее наглядности. При правильном ру-ководстве образной деятельностью это может быть одним из средств лич-ностного развития детей, поскольку в процессе деятельности развиваются ак-тивность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира. Эти обстоятельства опре-деляют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования народного декоративно-прикладного искусства с целью развития творчества у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс использования народного декоративно-прикладного искусства с целью развития творчества у старших дошкольников.
Предметом исследования являются основы и принципы использова-ния народного декоративно-прикладного искусства с целью развития твор-чества у старших дошкольников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для использования народного декора-тивно-прикладного искусства с целью развития творчества у старших до-школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть образовательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства;
- изучить методику ознакомления детей с народным прикладным ис-кусством;
- детально проанализировать педагогический опыт по развитию твор-ческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства;
- изучить методы и формы работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Образовательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства
Мир, в котором живет ребенок, характеризуется разнообразием соци-альных ориентаций, противоречивостью многих идей и представлений, ко-торые возникают в результате потока информации. В поисках целостности, чтобы упорядочить эти знания, учителя обращаются к истории, пытаясь по-нять педагогический процесс в сложных отношениях не только с настоящим, но и с прошлым. В то же время особое внимание уделяется тому, что создает ощущение непреходящих ценностей. К таким ценностям относится вневре-менное, никогда не теряющее своей привлекательности художественное мышление предков, которое находит свое выражение в произведениях деко-ративно-прикладного искусства.
Обращение к этому виду искусства не случайно, постоянный интерес к наследию культурного наследия предков проявляется как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных обра-зовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть работы народ-ных мастеров - гжельские чайники, городецкие разделочные доски, хохлом-ские миски, тканые полотенца, берестяные туеса. В детском саду малыши с раннего возраста знакомятся с народными игрушками (пирамидками, мат-решками, вставками, колясками, креслами-качалками, игрушечными забава-ми). В дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с искусством деко-ративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской, каргополь-ской игрушкой, городецкой, гжельской, хохломской росписью, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой [12].
Одним из наиболее ярко выраженных показателей эффективности ис-пользования художественных произведений в работе с детьми дошкольного возраста является содействие развитию творческого потенциала старших дошколников.
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста сред-ствами народного творчества возможно при соблюдении ряда условий:
- знакомство детей с подлинными образцами народного творчества;
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия про-изведений народного творчества;
- вовлечение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества;
- создание предметно-развивающей среды на основе народного творче-ства, дающей каждому ребенку возможность проявить свои индивидуальные особенности и творческие возможности;
- ориентация процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного творчества;
- с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
«Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человече-ству», - утверждение великого русского критика В.Г. Белинского следует по-нимать в том смысле, что воспитывать детей нужно, приспосабливая их к универсальному, но делать это следует через родное, национальное [8].
Личность формируется с детства. Начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего детства и подросткового возраста закладывается фунда-мент будущей личности. Нравственные качества человека, любовь к родине, своему народу, развитие творческих чувств формируются в ходе занятий, целью развития которых является ознакомление с окружающим миром и ре-алиями повседневной жизни. Окружающая среда незримо связывает челове-ка с национальными корнями, родными местами и оказывает решающее вли-яние на его формирование. «Корни этого влияния лежат в языке народа... народные песни, музыка, игры и игрушки, с которыми играет ребенок, от-ражают впечатления о природе его родины, работе, быте, нравах и привыч-ках народа, среди которого он живет», - утверждал К.Д. Ушинский.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вершинина Н., Горбова О., Знакомство с особенностями декора-тивно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творче-ство. Учебно-методическое пособие/ под.ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000. – 236 с.
3. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисо-ванию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Дет-ство-Пресс, 2004. – 314 с.
6. Казанова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2003 – 380 с.
7. Князева, С.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам рус-ской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
8. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика, – М.: Академия, 2002. – 415 с.
9. Копцева, Т.А. Программа по изобразительному искусству «При-рода и художник», – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 37 с.
10. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
11. Лыкова, И.А. Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе. Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2014.
12. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
13. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга Для учителя.- М. Просвещение, 1984г.
14. Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного воз-раста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
15. Соломенникова, О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
16. Творческое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А.Дубровская, Т.А.Казакова, Н.Н.Юрина и др. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.
17. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.