Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Характеристика демократического государства. Специфика афинской демократии 5 в. до н.э.
1.1 Функции, задачи демократического государства
В экономике государство в современных условиях представляет собой роль арбитра, выполняя свою основную функцию, такую как обеспечение равенства развития в секторах экономики.
Перечислим признаки государства (рисунок 1).
Рисунок 1 – Признаки государства
Принято считать, что под функциями понимаются внешние проявления, свойства объекта в определенной системе отношений. Под государственными функциями принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением проблем, с которыми общество сталкивается на том или ином этапе своего развития.
Деятельность государства разнообразна, для нее характерны самые разные проявления, влияющие на окружающий мир. Это объясняется разнообразием целей и задач, решаемых государством, его органами, общими и частными методами и методами осуществления государственной власти.
Социальная сущность государства определяется как сильно и политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиняющихся законам, или как их объединение, целостность которого создается государственными властными структурами в стране. Соответствующие государственные и правовые структуры, институты и отношения.
Функциями государства являются основные направления его деятельности в управлении обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие социальных процессов.
Такое понимание функций государства позволяет не только выделить наиболее важные социально значимые направления деятельности государства, но и понять, какими средствами, методами и приемами государство влияет на состояние социальных процессов, их динамику.
Функции государства – это «основные направления деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности .
Как видно, большинство ученых предпочитают рассматривать функции государства в качестве основных направлений деятельности самого государства. В то же время такое понимание функций государства связано с целенаправленностью внутренних и внешних задач государства, а также с его социальной и преимущественно классовой природой. На наш взгляд, здесь есть доля здравого смысла.
Но необходимо пересмотреть одностороннюю оценку государства только в контексте его классовой сущности и вместе с тем рассматривать его общую социальную сущность.
Помимо классификации основных функций по их действию «в пространстве» заслуживает внимания классификация по их действию «во времени». Под постоянными функциями ученый понимал такие направления деятельности государства, которые осуществляются на протяжении всего его существования. Что касается временных функций, то к ним ученый относил такие направления государственной деятельности, которые осуществляются только на определенном этапе его развития.
Понятие государственной функции не следует отождествлять с понятием «государственная политика». Политика больше не привязана к интересам государства в целом, а к интересам тех конкретных групп, которые в настоящее время находятся у власти. Следовательно, конкретная политика может быть реализована в рамках одной и той же функции государства по-разному.
Среди функций, направленных на разрешение неантагонистических противоречий, выделяют:
1) хозяйственно-организаторскую функцию;
2) культурно-воспитательную функцию;
3) функцию регулирования меры труда и меры потребления;
4) функцию охраны социалистического правопорядка;
5) функцию братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой социалистической системы;
6) функцию всестороннего сотрудничества и поддержки развивающихся государств .
Функции государства следует отличать от функций государственных органов. Функции государственных органов определяются самим государством и закреплены в специальном законе о правовом статусе этого органа. А функции государства определяются не волей законодательного органа, а его характером и жизнью общества.
Функциями современного демократического государства выступают основные направления деятельности государства, обусловленные его природой как организации публичной власти от имени народа и в интересах народа для регулирования дел страны, а также цель и роль государства в обществе. Функции государства – это центральные векторы его движения, отражающие социальную значимость, выражая цели государственной политики, определяя задача управленческой работы.
В отечественной доктрине существует далеко не один критерий для разделения функций на группы, по какому - либо однородному признаку. Отсутствует единый классификатор, т.к. каждый обладает собственной смысловой нагрузкой. В частности, временные критерии никогда не смогут заменить пространственные (объемные). Одна и та же функция может расцениваться через призму разных критериев . На рисунке 2 мы представили обычную классификацию функций государства.
Рисунок 2 – Обычная классификация функций государства
Функции государства можно разделить по сроку действия на постоянные и временные; по территории деятельности на внутренние и внешние; по социальному назначению на отражение воли и интересов правящего класса или группы лиц либо отражение воли и интересов всего общества; по направленности работы на социальные, экономические, политические, культурные и т.д. (по количеству сфер государственного правления); по форме выражения на законодательную деятельность; охранительную деятельность, торговую деятельность и т.д.
Если делить функции по территориальному признаку, то оно зависит от формы государственного устройства. Федерация делит их на функции федерации и функции его частей, с учетом общей цели и задач. Унитарное государства имеет лишь единые для всей территории направления деятельности. А конфедерация видит их как функции союза и как отдельные векторы развития участников такого союза.
Также существует классификация с учетом принципа разделения властей, обладающая правом на жизнь, поскольку выражает сущность государственной политики, систему государственной власти, отражает некоторые основы политического строя страны.
Классификация выглядит как законодательные функции, исполнительные и судебные. Новаторством в классификации является такое основание, которое напрямую зависит от типологии государств, то есть четко отражая сущность государственности: присущие эксплуататорским государствам; относящиеся к демократическому государству; функции, вытекающие из природы каждого общества .
Функции служат внешним выражением сущности и смысловой необходимости государства внутри социума, поскольку служит для реализации и защиты интересов личности. Функции всегда определяются потребностями общества в тот или иной временной и исторический отрезок времени.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алябьева Т.К. Теория и общественная практика происхождения государства. М., 2018.
2) Античные риторики. М., 1978.
3) Аристотель. Политика / Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.
4) Аристотель, Афинская полития. — Москва : Академический проект, 2017.
5) Базыкин А. Ю. Трансформация права граждан на участие в управлении делами государства в цифровую эпоху// ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского. Под общей редакцией В.В. Строева, Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. Москва, 2021С. 67-70
6) Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб., 2003.
7) Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства. М., 2019.
8) Гришакова Л.В., Петренко П.А. Остракизм как институт античной афинской демократии//ЮГРА, СИБИРЬ, РОССИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием посвященный 65-летию профессора Янкеля Гутмановича Солодкина. ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». 2016. С. 153-157
9) Громаков Б. С., История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим) : учебное пособие. — Москва : Издательство ВЮЗИ, 1986.
10) Гущин В. Р. Eunomia, isonomia и demokratia в Афинах // Lanterna nostra. Сборник в честь 90-летия профессора И. Л. Маяк. СПб., 2014. С. 66–81
11) Дмитров И. С., Зарождение концепта демократии в античной политико-правовой мысли // История государства и права. — 2018. — № 4. — С. 58-61.
12) Еникеев А. А., Приходько Е. Г. Понятие и сущность демократии в античной философии//Эпомен, No 46, 2020. С. 14-16
13) Жангараев Н.Т., Мамазакиров Р.У. О многообразии подходов к определению понятия государства //Вестник филиала РГСУ в г. Ош Киргизской Республики. 2019. No 1 (19). С. 39-45
14) Иванов А. С. Демократия в Афинах периода Перикла: соотношение права и общества в античной Греции//ПРАВО, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ. Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 160-162
15) Игнатенко А. В., История государства и права зарубежных стран : Древний мир : текст лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" (03500-62 - бакалавр). — Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2018
16) Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
17) Нагалина М. В., Отличия правового концепта современного демократического режима от представлений о демократии в древнегреческой политико-правовой мысли // Право и образование. — 2020. — № 5. — С. 143-149.
18) Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I.// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439000900 (дата обращения 11.05.2023)
19) Суриков И. Е., Политогенез, политические и правовые институты. Античная Греция 2, 2018. — 758 с.
20) Харнутова К.А. О некоторых изменениях функциях государства (в РФ) в условиях кризиса// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборник материалов ХV Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В. Василенко. Красноярск, 2022. С. 31-35