Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 7
1.1. Понятие и виды обращений 7
1.2. Семантико-синтаксические особенности обращений в художественной литературе 10
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИСА И СЕМАНТИКИ ОБРАЩЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. НОСОВА 15
2.1. Творческая биография Е.И. Носова 15
2.2. Стилистико-содержательные особенности творчества Е.И. Носова 19
2.3. Анализ семантики и синтаксиса обращений в произведениях Е.И. Носова 22
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. Понятие и виды обращений
Обращение – это обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих .
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией, привлекающей внимание собеседника .
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения .
На рисунке 1.1 представлен графический вариант объяснения понятия «обращение» .
Рисунок 1.1. – Графический вариант объяснения понятия «обращение»
Обращение, как и вводные слова и конструкции, осложняют простое предложение. Предложение, в котором используется обращение, является осложненным .
Говорящий обращается к своему собеседнику, используя местоимения «ты» или «вы». Обращение часто применяется в односоставном предложении, в котором нет подлежащего.
В предложении, осложнённом обращением, сказуемое выражается глаголом 2 лица настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения .
Так как обращение не является полноправным членом предложения, в письменной речи оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится спокойным тоном голоса без особого напряжения, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и обособляется запятыми, если находится в середине предложения .
Если обращение находится в начале предложения и произносится напряженным или взволнованным голосом, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы .
1.2. Семантико-синтаксические особенности обращений в художественной литературе
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространенным .
Обращение является важным синтаксическим компонентом, который не характеризуется как член предложения, однако выполняет ряд важных функций в предложении – как в письменном, так и в устном. Основной функцией обращения является формирование ощущения интерактивности коммуникации, вовлечение оппонента в речевую деятельность, стимулирование более активного чтения или слушания .
Значимость обращения в русской разговорной и литературной речи невозможно переоценить. За счет обращений речевое высказывание обновляется, у него появляется личный характер и особенная эмоциональность, которая дает возможность собеседнику понять и прочувствовать высказывание в полной мере .
Включение обращений в художественные тексты является очень важным критерием оценки качество стилистического оформления литературного произведения. В зависимости от того, каким автор хочет сделать свой художественный мир – живым или рисованным – он включает или не включает разного рода и стилистики обращения в диалоги персонажей. Большое количество обращений в литературном тексте делает его более реалистичным и целенаправленным .
Достаточно частым приемом для классической и современной прозы и поэзии является диалогизирование художественного текста. Это означает, что автор изначально строит свое повествование в виде диалога с читателем, обращается к нему с различными риторическими вопросами. Это очень привлекательный для читателя прием, который позволяет ему почувствовать себя значимым и полезным для государства, общества и культуры. В данной ситуации для писателя важно подобрать такие обращения, которые были бы универсальными и повышали уровень самооценки читателя .
В художественных произведениях в функции обращений могут выступать
названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоять в
начале, середине или конце предложения.
В художественных произведениях в функции обращений могут выступать
названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоять в
начале, середине или конце предложения.
В художественных произведениях в функции обращений могут выступать
названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоять в
начале, середине или конце предложения.
Проблема функционирования обращений в художественной речи длительное время не привлекала внимания лингвистов. Необходимость подобного изучения обращения обусловлена тремя факторами :
1) общеграмматическим (необходимость определения типов функций обращения с учетом границ этой категории);
2) историко-стилистическим (необходимость установления связи языка русской художественной литературы с языком фольклора, с методами античной литературы, со стилистической практикой классицизма и романтизма; установлением типов обращений, характерных для стихотворной речи в различные периоды развития художественного языка);
3) задачами общей и исторической поэтики (поиск ответов на вопрос о соотношении «лирического героя» («1 лицо», автор) – «лирического адресата» или читателя («2 лицо») - «лирического предмета» (объект, «3 лицо»).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахметьева, М.И., Сурганова, О.В., Чертилова, Г.Н. Жизнь и творчество Е.И. Носова как образец крестьянского мировоззрения в XX столетии: теория и методология исследования / М.И. Бахметьева, О.В. Сурганова, Г.Н. Чертилова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Литература и искусство. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 58–67.
2. Зиборов, И. О языковых изысках в творчестве Е.И. Носова / И. Зиборов // Проза.ру. – 2012. – URL: https://proza.ru/2017/06/26/1207 (дата обращения: 19.05.2023).
3. Ларина, Л.И. Семантические диалектизмы в художественном дискурсе Е.И. Носова / Л.И. Ларина // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskie-dialektizmy-v-hudozhestvennom-diskurse-e-i-nosova (дата обращения: 19.05.2023).
4. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль обращения в стилистическом оформлении высказывания: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы филологии и лингвистики». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
5. Моргунова, М.Ю. Отражение древнеславянского культа солнца в творчестве Е.И. Носова / М.Ю. Моргунова // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-drevneslavyanskogo-kulta-solntsa-v-tvorchestve-e-i-nosova (дата обращения: 19.05.2023).
6. Моргунова, М.Ю. Художественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / М.Ю. Моргунова. – Курск: Русская литература, 2013. – 167 с.
7. Носов, Е.И. Рассказы / Е.И. Носов // Данинград. – 2022. – URL: https://daningrad.ru/rasskazy/rasskazy-evgeniya-nosova (дата обращения: 18.05.2023).
8. Островская, М.И., Лагушкина, О.В., Белебейко, С.М. Особенности организации изучения обращений в современной системе лексиколоогии: теоретико-методологические подходы и практические разработки / М.И. Островская, О.В. Лагушкина, С.М. Белебейко // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. – Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. – С. 36–50.
9. Порублева, И.Ю. «Военная» проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / И.Ю. Порублева. – Ставрополь: Русская литература, 2010. – 220 с.
10. Супонева, А.П., Жарикова, И.М., Смысленко, Г.В. Современные исследования стилистики: традиционные и инновационные методы и инструменты / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 40–52.
11. Яблокова, С.В. Диалектная и просторечная лексика в произведениях Евгения Ивановича Носова / С.В. Яблокова // Алые паруса. – 2016. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/08/24/issledovatelskaya-rabota-dialektnaya-i-prostorechnaya (дата обращения: 15.05.2023).
12. Яковлева, И.М., Завадская, Н.А. Современные принципы изучения синтаксиса: основные формы и инструменты педагогической работы / И.М. Яковлева, Н.А. Завадская // Известия Самарского государственного университета. – 2022. – № 11 (38). – С. 100–108.