Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Общие сведения о контроле в менеджменте : понятие, виды и методы
Контроль - это процесс оценки и измерения фактического развития организации и сравнения его с планом. Именно контроль позволяет достигать конкретных целей. Понятие «контроль» как административная деятельность означает не только проверку, но и управление. Управленческий контроль - это непрерывный процесс, который включает в себя надзор за различными видами деятельности с целью эффективного выполнения конкретных задач.
Эффективный контроль может быть достигнут только в сочетании со стратегическим планированием. Этот элемент управления позволяет определить, как выполняются конкретные действия и где следует внести изменения для достижения наилучших результатов [5, с. 162-187].
В менеджменте контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация достигала своих целей. Это система для наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также разработки определенных действий.
Существует три аспекта управленческого контроля:
- установление стандартов: точно определить цели, которые должны быть достигнуты в течение определенного периода времени;
- измерение достижений, достигнутых за отчетный период, и сравнить с ожидаемыми результатами;
- подготовить необходимые корректирующие действия.
Таким образом, контроль рассматривается с нескольких точек зрения:
- это процесс измерения и планирования фактических результатов;
- это функция обратной связи в процессе управления;
- это наблюдение и надзор за процессом и деятельностью персонала в организации для достижения запланированных целей.
Цель контроля состоит в том, чтобы предоставить руководителям информацию для оценки соответствия показателям эффективности плана организации и соблюдения формулировки плана в течение заданного периода времени.
Контроль помогает организации адаптироваться к изменяющимся условиям и уменьшает количество накопленных ошибок. Контроль над организацией может быть сосредоточен в нескольких областях ее деятельности.
Контроль материальных ресурсов включает в себя контроль запасов сырья, материалов, текущих проектов и готовой продукции на складах организации и в торговле. Эти действия не должны быть чрезмерными, чтобы минимизировать потери, вызванные увеличением затрат на хранение, страхование, порчу и кражу, а также потерей части капитала компании, который мог бы быть размещен в прибыльных ценных бумагах.
Однако запасы должны быть достаточными для обеспечения непрерывности производства и продаж продукции. Кроме того, контроль материальных ресурсов также включает в себя контроль качества продукции и технических характеристик оборудования [12, с. 142-164].
Контроль за человеческими ресурсами включает в себя оценку и контроль качества отбора, распределение сотрудников по организации, их обучение и развитие, оценку деятельности и ее результатов, уровень заработной платы персонала и ее справедливость.
Контроль информационных ресурсов включает в себя прогнозы маркетинга и продаж, производственные планы, экологический анализ, экономические прогнозы и публичные публикации.
Поскольку все перечисленные ресурсы имеют ценность, финансовые ресурсы взаимосвязаны с контролем над ними. Финансовые ресурсы - это средства организации, которые пополняются на основе производственной и хозяйственной деятельности за счет продажи товаров и услуг, отчуждения товаров и привлечения внешних источников средств. Они обеспечивают поступление и использование всех других ресурсов в организации.
Финансовые ресурсы должны быть достаточными для обеспечения долгосрочной устойчивой работы и устойчивого развития организации.
Виды средств контроля в менеджменте: окончательный, текущий и предварительный Стоит отметить, что все основные виды контроля в менеджменте тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Основные виды контроля в менеджменте, включая предварительный контроль, имеют свои собственные объекты: человеческие, материальные, финансовые и временные факторы [3, с. 44-67].
Непрерывный контроль - проверка фактических результатов работы. Здесь главная задача - своевременно выявлять отклонения от фактического состояния плана и предоставлять обратную связь.
Окончательный контроль осуществляется после выполнения определенных работ. Информация, полученная в результате этого контроля, применяется к будущему периоду по мере накопления опыта и учитывается при организации мотивации.
Все основные виды контроля в управлении включают в себя 3 этапа:
- установление стандартов;
- стандартное сравнение;
- действия, предпринятые на основе результатов сравнения.
Методы контроля в менеджменте напрямую зависят от характера бухгалтерского учета и анализа бизнеса, который характеризуется большим разнообразием, поскольку они охватывают практически все процедуры и операции, выполняемые для достижения конкретных целей.
Основные принципы контроля в менеджменте:
1. Соблюдение контроля за стратегией организации. Контроль должен быть сориентирован на стратегические приоритеты компании и ее основные направления деятельности. Все это должно быть отражено в правилах контроля.
2. Эффективность контроля. Эффективность достигается за счет правильного выбора стандартов контроля, которые полностью отражают контролируемый объект. Если это требование не будет выполнено, то при осуществлении контроля будут понесены непроизводительные затраты. Контроль сам по себе становится целью.
3. Система управления. Функция контроля должна быть интегрирована во все функции организации и взаимосвязана с ними. Когда некоторые элементы изменяются, необходимо соответствующим образом настроить другие элементы.
4. Адаптивность управления заключается в способности адаптироваться к изменениям в компании в режиме реального времени, принимая во внимание изменяющиеся требования к параметрам контролируемого объекта. Эти изменения могут касаться объектов, стандартов контроля, времени и периодичности осуществления контроля, а также выбора методов и средств осуществления контроля [10, с. 23-64].
5. Оптимальное управление. Объем должен быть полным для решения конкретных задач. Чрезмерный контроль приводит к неэффективному расходованию средств, используемых для сбора и обработки ненужной информации. Чрезмерный контроль может вызвать недоверие и раздражение работников. В свою очередь, отсутствие контроля приводит к потере прибыли, неиспользованным резервам и неэффективному использованию ресурсов.
Вышеизложенные принципы контроля в менеджменте применимы к принятию решения о целесообразности использования конкретной системы контроля.
1.2 Общие сведения о регулировании в менеджменте : понятие, виды и методы
Отклонение, обнаруженное в результате контроля, устраняется путем регулирования. Регулирование осуществляется на основании решения; это воздействиена объект управления и/или другие объекты, чтобы устранить (существенную) разницу между его фактическим состоянием и ожидаемым состоянием.
Регулирование позволяет поддерживать необходимый порядок и устойчивость каждого объекта управления, а также обеспечивать непрерывную и унифицированную работу всех процессов, присущих объекту управления, путем внедрения дополнительных ресурсов или улучшения их использования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т.П. Менеджмент: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 208 с.
2. Амелин Л. Управленческие решения // Журнал Управление персоналом № 3. - 2019. – С.37-39.
3. Андрейчиков, А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - М.: Финансы и статистика, 2020. – 198 с.
4. Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2019. - 495 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент гостиничных предприятий: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М. : Проспект, 2021. - 502 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Экономистъ, 2019. - 670 с.
7. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент в туризме: учебник для ВУЗов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Экономистъ, 2021. – 284 с.
8. Галкина Е.В. Современная модель внутреннего контроля в корпоративном менеджменте гостиницы // Российское предпринимательство. — 2019. — № 1 (223). — С. 55-60.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - М. : ЮНИТИ, 2020. - 500 с.
10. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 439 с.
11. Карданская Н.Л. Управленческие решения: учебник / Н.Л. Карданская. – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2019. - 439 с.
12. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М. : Рид Групп, 2021. – 336 с.
13. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент в туризме / Б.Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2019. – 512 с.
14. Литвак Б. Г. Управленческие решения / Б. Г. Литвак. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2019. - 448 с.
15. Логинов, В. Н. Управленческие решения: модели и методы / B. Н. Логинов. - М.: Альфа-Пресс, 2021. – 368 с.
16. Райченко, А.В. Менеджмент: учебное пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. – М. : ФОРУМ, 2019. – 368 с.
17. Управленческие решения: технология, методы и инструменты / С. В. Петухова, П. В. Шеметов. - М.: Омега-Л, 2021. – 218 с.
18. Фаррахов А. Теория менеджмента. История управленческой мысли, теории организации, организационное поведение / А. Фаррахов. – М.: Издательство: Инфра-М, 2019. – 272 с.
19. Фаткин Л. Утопии, мифы и иллюзии менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2021. - №5. – С.35-36.
20. Фатхутдинов, Р. Л. Управленческие решения : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 442 с.
21. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр, 2019. – 384 с.