Фрагмент для ознакомления
2
1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1.Понятие и особенности государственной регистрации юридических лиц
Статья 48 ГК РФ гласит, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и обязана этим имуществом от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
К юридическим лицам, перед которыми участники несут обязательства, относятся хозяйственные товарищества и общества, а также производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых учредитель имеет право собственности или иные права, относятся государственные предприятия, муниципальные предприятия и учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом, обладают необходимыми гражданскими правами для осуществления деятельности, не запрещенной законом, и могут принимать на себя гражданские обязанности .
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ является актом уполномоченного федерального органа управления и осуществляется путем создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности физическими лицами и внесения в государственный реестр иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Это осуществляется посредством внесения в государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Из этого определения можно вывести ряд важных особенностей, присущих государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация формируется на основании акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Создание юридического лица, реорганизация юридического лица, ликвидация юридического лица, внесение изменений в учредительные документы юридического лица и (или) изменений в ЕГРЮЛ являются конкретными фактами, характеризующими правовой статус юридического лица и подлежащими государственной регистрации.
Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ и изданных на их основе иных нормативных правовых актов РФ.
Для юридических лиц, указанных в заявлении, процедура государственной регистрации юридических лиц сводится к проверке представленных для регистрации документов и внесению сведений о юридическом лице в соответствующий государственный реестр.
Для государственной регистрации юридического лица при его создании документы представляются в орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о государственной регистрации, а при его отсутствии - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право представлять зарегистрированное юридическое лицо без доверенности.
Структура и наименование постоянно действующего исполнительного органа могут быть различными, в зависимости от того, как они определены соответствующим законом и учредительными документами регистрируемого юридического лица .
Если учредительными документами не предусмотрено создание постоянно действующего исполнительного органа, законом предусмотрены два возможных (альтернативных) варианта определения места нахождения регистрируемого органа:
первый вариант: соответствующий месту нахождения иного органа, имеющего право без доверенности действовать от имени регистрируемого юридического лица (например, общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью);
второй вариант: соответствующий месту нахождения лица, имеющего право действовать от имени зарегистрированного юридического лица без доверенности (например, руководитель, выполняющий функции единоличного исполнительного органа общества по договору).
В качестве юридического адреса может быть указан только один адрес. Нельзя указать место жительства (например, место жительства руководителя юридического лица), если законом не предусмотрена такая возможность, например, при регистрации общественного объединения или благотворительной организации).
При этом местонахождение лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, является исключением, если регистрируемое юридическое лицо не имеет постоянно действующего исполнительного органа. Местом нахождения такого лица (например, генерального директора) является его место жительства.
По мнению А.В. Чуряева, первым этапом государственной регистрации юридических лиц является этап представления документов заявителем, на котором происходит взаимодействие между заявителем и регистрирующим органом.
В соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ существует четыре основных способа представления документов в регистрирующий орган:
первый способ - почтовым денежным переводом с объявленной ценностью, который направляется вместе с описью вложения;
второй способ - путем непосредственного представления в регистрирующий орган;
третий способ - через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
четвертый способ - путем направления электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (URL: http://wvw.gosuslugi.ru).
С 1 января 2016 года предусмотрено, что документы могут быть представлены в регистрирующий орган нотариусом по просьбе заявителя.
Такие документы направляются нотариусом в регистрирующий орган в форме электронного документа с электронной подписью нотариуса с использованием информационно-коммуникационной сети общего пользования, в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Почтовое отправление с объявленной ценностью - это почтовое отправление, которое принимается после оценки ценности вложения, определенной отправителем.
Основными функциями данного вида почтовой услуги являются:
-выдача квитанции отправителю;
-доставка товара непосредственно по указанному адресу, в отличие от других посылок, которые должны быть получены на почте;
-доставка товара по адресу отправителя;
-доставка посылок без квитанции получателю.
Особенностью посылок с вложенным списком является то, что при доставке получателю их вскрывает работник почтового отделения, который должен проверить соответствие содержимого посылки списку.
Т.А. Гусева считает, что еще одним методом может быть электронный способ подачи документов. Это стало возможным благодаря введению в правовой оборот электронных цифровых подписей, которые признаются равнозначными собственноручным подписям на бумаге.
Однако при использовании данного метода следует учитывать, что предоставление документов в электронном виде не является достаточным методом и может применяться только в сочетании с предоставлением документов на бумажном носителе .
Датой представления досье на государственную регистрацию является дата его получения регистрирующим органом в соответствии с п.2 ст.9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Этот факт определяется способом представления документа: при личном представлении - дата фактического представления в регистрирующий орган; при направлении по почте или иным способом - дата получения документа регистрирующим органом.
Дата поступления и перечень представленных документов регистрируются в специальном журнале (книге) учета поступивших документов для обеспечения их надлежащего учета. Представленные документы хранятся в специально заведенном регистрационном деле регистрирующего юридического лица.
При получении документов регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Если документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, расписка выдается многофункциональным центром. Значение расписки заключается в подтверждении факта представления документов и определении даты начала срока государственной регистрации. Заявителям, представившим документы лично, расписка выдается в день представления документов.
Если документы представлены по почте или иным способом, расписка направляется с обратным заявлением по адресу, указанному заявителем, в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов. Если документы представлены физическим лицом, не являющимся заявителем, расписка о получении документов направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении независимо от того, были ли документы представлены непосредственно в регистрирующий орган.
Если лицо, представившее документы, имеет доверенность на совершение таких действий от имени заявителя, расписка о получении документов выдается непосредственно этому лицу, но доверенность остается в регистрационном органе.
При получении регистрирующим органом документа в форме электронного документа посредством информационно-коммуникационной сети общего пользования (сети Интернет), в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, расписка о получении документа передается в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем, в течение рабочего дня, следующего за днем получения документа.
Информация о факте представления документа Регистратору публикуется на официальном сайте Регистратора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документа Регистратору.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Особое внимание следует обратить на то, что в законе указаны пять рабочих дней, а не календарных. Поэтому фактический срок государственной регистрации юридических лиц с учетом двух выходных дней (суббота и воскресенье) увеличивается максимум до семи календарных дней. Если в срок включен праздничный день, то фактический срок увеличивается на это количество дней. Дата, когда Регистратор выдает расписку о получении документа, является датой начала регистрационного периода.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431
3. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 49 (часть I). - Ст. 7494.
4. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 43. - Ст. 4190
5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 17.08.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 40. - Ст. 3961
Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. - № 8
2. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2019 г. по делу № 308-ЭС19-8844, А53-14279/2018// СПС Консультант плюс
Учебная и научная литература:
1. Анисимов А.П. Гражданское право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 435 с.
2. Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС КонсультантПлюс. 2020.
3. Габов А.В. Запреты и ограничения для граждан на участие в учреждении юридического лица в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 1. С. 33 - 44.
4. Данилин Н.В. Комментарий к пункту 8.4 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС КонсультантПлюс. 2020.
5. Куличев Р.Б. Некоторые проблемы защиты прав физических лиц при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Вестник арбитражной практики. 2020. № 3. С. 35 - 43.
6. Новое законодательство в сфере государственной регистрации юридических лиц // СПС КонсультантПлюс. 2020. – С.4.
7. Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3. С. 151 - 160.
8. Соломин С.К., Соломина Н.Г. Гражданское право: отдельные виды договоров: учебник. М.: Юстицинформ, 2018. 380 с.