Фрагмент для ознакомления
2
В 2022 году на территорию региона прибыло 50820 человек, а выбыло 53862 человека. На рисунке можно наблюдать, что в 2022 году, прирост был отрицательным, а именно – 3042 человека в Хабаровском крае. Самые активные месяца миграции это сентябрь (прибывших 6285, выбывших 4692) и июнь (прибывших 5774, выбывших 6451), это связанно со студентами, которые приезжают и уезжают в свои учебные заведения, а так же с сезоном отпусков. Меньше всего прибыло людей в такие месяца, как январь (2670), май (3101) и декабрь (3882). А выбыло меньше всего в эти же месяца, январь (2666), май (2933) и декабрь (2945). Рассмотрим миграционные потоки Хабаровского края в 2022г, куда и от куда идёт миграция (см. рис. 2 и 3 приложение 2). По рисунку видно, что самый большой миграционный поток межрегиональный, то есть люди приезжают из других регионов Российской Федерации в Хабаровский край (27% всех прибывших в 2022г). Наименьший поток идёт с Зарубежными странами, то есть в Хабаровский край приезжают люди с Зарубежных стран (пример, Китай). (5% всех прибывших в 2022 г).
На рисунке наблюдается, что наибольший миграционный поток межрегиональный, то есть люди уезжают из Хабаровского края в другие регионы Российской Федерации (30% выбывших людей 2022 г.). Меньший миграционный поток с зарубежными странами, то есть население Хабаровского края уезжает в зарубежные страны (5% выбывших людей 2022 г.). Ознакомимся с распределение мигрантов по видам регистрации в пределах России (см. рис. 4 приложение 2).
По данным рисунка 4 можно сделать вывод, что большинство людей прибывают (14,5) и убывают (17,4), из-за смены места жительства. Причины могут быть разными: новая работы, создание семьи, смена обстановки и т.д. Меньше всего из-за возвращения к прежнему месту жительства в связи с окончанием срока пребывания (прибыло 10,8, выбыло 11,3), обычно это люди которые учились в других регионах или странах, либо иностранцы прибывшие на заработки в Российскую Федерацию. Если сделать вывод по этому рисунку, то положительный миграционный прирост был только по передвижению к месту пребывания. По другим видам регистрации прирост отрицательный, причем выбывших значительно больше чем прибывших. Для наглядности обратимся к миграции Российской Федерации в 2022 году (см. рис. 5 приложение 2).
По данным рисунка 5 видно, что самый активный федеральный округ в стране, Дальневосточный (прибыло 29866, выбыло 28699), миграционный прирост положительный, но к сожалению по всей стране он остается отрицательным. Больше всего выбыло (1260) по отношению к прибывшим (134) в Сибирском федеральном округе. Так же миграция активна в Центральном федеральном округе, прибывших (2200) так же меньше, чем выбывших (3618). Общий итог миграции в Российской федерации 37778 прибывших и 40911 выбывших. Самый высокий отрицательный прирост в таких регионах как: Краснодарском крае (- 817), Московской области (- 509), Ленинградской области (- 482) и Калининградской области (- 373). Самый высокий положительный миграционный прирост в таких регионах как: Еврейской автономной области (462), Амурская область (275), Забайкальский край (211) и Приморский край (198). Обратимся к данным миграции со странами СНГ (см.рис.6 приложение 2). На рисунке 6 видно, что миграция активно проходит с Таджикистаном (прибывших 4147, выбывших 2994), Киргизией (прибывших 2355, выбывших 2645) и Арменией (прибывших 1073, выбывших 1371). Миграционный прирост с такими странами как: Таджикистан (1156), и Узбекистан (55). С остальными странами миграция была отрицательной: Азербайджан(-156), Армения (- 298), Беларусь (-19), Казахстан (- 59), Киргизия (-290), Республика Молдова (-20), Туркмения (- 3), Украина (- 210). Миграционный обмен Хабаровского края происходил и с другими зарубежными странами, где миграционный прирост был: Вьетнам (- 45), Германия (-11), Грузия (1), Израиль (-19), Китай (104), КНДР (14), США (-22), Турция (7), Япония (-26) и прочие страны. Миграционный прирост был положительным с такими странами как Китай, КНДР и Турция. Общие итоги миграции населения по муниципальным образованиям Хабаровского края в 2022г. в таблице 3 приложение 2. По данным таблицы можно сделать вывод, что миграционный пророст был положительным в меньшей степени, чем в отрицательной. Положительным он был в таких муниципальных образованиях как: Комсомольский муниципальный район (89), Охотский муниципальный район (55), городской округ «Города Комсомольск-на-Амуре» (29), Тугуро-Чумиканский муниципальный район (10). Отрицательный прирост в таких муниципальных районах как: Аяно-Майский муниципальный район (- 59), Ульчский муниципальный район (-77), Вяземский муниципальный район (-99), Верхнебуриинский муниципальный район (-100), Лазо муниципальный район (-133), Ванинский Муниципальный район (-140), Им. П. Осипенко муниципальный район (-159), Нанайский муниципальный район (-159), Советско-Гаванский муниципальный район (-160), Солнечный муниципальный район (- 232), Хабаровский муниципальный район (- 286), Бикинский муниципальный район (- 317), городской округ «Города Хабаровск» (-386), Амурский муниципальный район (- 406), Николаевский муниципальный район (- 512).
Таким образом, в таком регионе, как Хабаровский край, по большей части преобладает трудовая миграция населения. На сегодняшний день стратегия Хабаровского края до 2030 года прогнозирует позитивные изменения в миграционных процессах региона. Более того, миграционную ситуацию в Хабаровском крае можно назвать достаточно стабильной.
2.2 Механизмы регулирования миграционных процессов в Хабаровском крае и пути их совершенствования
В последние годы процесс оттока населения в Хабаровском крае имеет тенденцию к снижению. Миграционная политика уделяет особое внимание этому вопросу, отслеживает ситуацию и выбирает новые решения в случае возникновения ситуации.
По данным о реализации программы Хабаровского края «Повышение мобильности рабочей силы», утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 года № 191, проанализирована динамика трудовой миграции населения. Основная цель программы – привлечение в край трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации в целях социально-экономического и демографического развития края. Для этого необходимо научиться создавать условия, способствующие привлечению в регион квалифицированных специалистов и приводящие к увеличению притока трудовых ресурсов в регион. Основными показателями, используемыми для оценки эффективности реализации плана, являются: количество сотрудников, которых может привлечь работодатель, доля сотрудников, которые продолжают работать в данном районе, и доля сотрудников, нанятых участниками плана. Программа реализуется в течение 2015 - 2024 годов в два этапа: 1-й этап – с 2015 по 2017 год; 2-й этап – с 2018 по 2024 год. Финансирование программы осуществляется из трёх источников: федерального, регионального бюджетов и корпоративных бюджетов – работодателей, участников программы. Данные об объёме финансовых вложений в мероприятия по достижению целей плана приведены в приложении 3. Объём выделяемых средств рассчитан в соответствии с правилами федерального бюджета по предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и используется для софинансирования региональных программ по повышению мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». В результате обмена населением с территорией Российской Федерации в январе 2023 года произошёл отток мигрантов из числа жителей региона (увеличился) (Приложение 4).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О вынужденных переселенцах [Электронный ресурс].: закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-I. – URL: https://base.garant.ru/10105693/ (дата обращения: 18.05.2023).
2. Повышение мобильности трудовых ресурсов [Электронный ресурс]: программа утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 14.07.2015 № 191-пр. – URL: https://sz27.ru/content/программа_повышение_мобильности_трудовых_ресурсов (дата обращения: 21.05.2023).
3. Статистические данные интерактивного портала Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://sz27.ru/content/статистические_данные (дата обращения: 21.05.2023).
4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу [Электронный ресурс]: официальный сайт. – URL: https://27.rosstat.gov.ru/vrp_hbr (дата обращения: 22.05.2023).
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Москва. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 21.05.2023).
6. Ахмедов, И.У. Основные направления совершенствования государственной миграционной политики [Электронный ресурс] / И. У. Ахмедов // Молодой ученый. – 2022. – 229-231 с. – URL: https://moluch.ru/archive/447/98399/ (дата обращения: 18.05.2023).
7. Калачикова, О.Н. К вопросу об измерении миграционных процессов [Электронный ресурс]: научная статья/О.Н. Калачикова, А.П. Будилов. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-izmerenii-migratsionnyh-protsessov (дата обращения:18.05.2023).
8. Клеева, Л.П. Миграция как фактор динамики населения Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л.П. Клеева // Энергия: экономика, техника, экология. – 2020. – № 9. – 34-47 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44033336 (дата обращения: 22.05.2023).
9. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения. Социальный бюллетень [Электронный ресурс]. – URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf (дата обращения: 18.05.2023).
10. Миляева, Ю.В. Основные тенденции миграционных процессов в современной России [Электронный ресурс] / Ю.В. Миляева, А.В. Винокурова // Вопросы студенческой науки. – 2017. – 120-125 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29246063 (дата обращения: 22.05.2023).
11. Намдаков, А.З. Механизмы регулирования миграционных процессов [Электронный ресурс]: научная статья. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-regulirovaniya-migratsionnyh-protsessov (дата обращения: 18.05.2023).
12. Разживина, А.В. Государственная поддержка занятости населения в Хабаровском крае: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – с. 244-249. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1673 (дата обращения: 21.05.2023).
13. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения: учебное пособие для вузов/Л.Л. Рыбаковский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 480 с. – URL: https://urait.ru/book/migraciya-naseleniya-515628 (дата обращения: 18.05.2023).
14. Суяркова, О.В. Влияние трудовой миграции на экономику стран-реципиентов [Электронный ресурс] / Электронный научный журнал. – 2019. – № 3. – 170-174 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38205053 (дата обращения: 22.05.2023).
15. Троянская, М.А. Миграция населения: понятие, виды и значение для территорий [Электронный ресурс]: научная статья. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-naseleniya-ponyatie-vidy-i-znachenie-dlya-territoriy (дата обращения: 18.05.2023).
16. Чикарова, Г.И. Международная студенческая миграция: наметившиеся тренды и новые вызовы [Электронный ресурс] / Г.И. Чикарова, Г.П. Сергеевич // Гуманитарий Юга России. – 2020. – 188-198 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-studencheskaya-migratsiya-nametivshiesya-trendy-i-novye-vyzovy (дата обращения: 18.05.2023).