Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования кризиса юности с переходом к ранней взрослости 5
1.1 Понятие возрастного кризиса и подходы к его изучению 5
1.2 Психологические концепции и классификации кризисов развития 8
1.3 Психологическое содержание кризиса юности. Переход в раннюю взрослость 14
1.4 Новообразования возрастного периода юности как готовность перехода к ранней взрослости 18
ГЛАВА 2. Теоретический анализ представлений о способах преодоления возрастных кризисов 22
2.1 Кризисные ситуации перехода от юности к ранней взрослости и способы их преодоления 22
2.2 Копинг – поведение и копинг – стратегии как психологический феномен 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Тема переживания и преодоления кризиса юности является актуальной в современном обществе. Студенческий возраст сопровождается множеством изменений, как физических, так и психологических. В этот период молодые люди сталкиваются с новыми задачами и вызовами, которые могут привести к кризису.
Кризис юности может проявляться в различных формах, например, в виде депрессии, тревожности, нарушениях питания, алкогольной или наркотической зависимости. Он может быть вызван различными факторами, такими как сложности в личной жизни, проблемы в учебе или работе, неуверенность в себе и своих способностях.
Однако кризис юности не является неизбежным этапом в жизни студентов. Существуют различные пути преодоления кризиса, которые могут помочь молодым людям справиться с трудностями и продолжить свое развитие. Такими путями могут быть психологическая поддержка, поиск новых увлечений и интересов, улучшение коммуникативных навыков и развитие личностной самооценки.
Объект исследования является кризис юности, который может возникнуть у студентов в период перехода от подросткового возраста к взрослой жизни.
Предмет исследования является процесс переживания и преодоления кризиса юности студентами.
Целью данной темы является изучение проблем, связанных с кризисом юности.
Задачи по данной теме могут включать:
1. Изучение основных причин и проявлений возрастных кризисов;
2. Анализ психологических концепций и классификаций кризисов развития;
3. Изучение психологического содержания кризиса юности и возможные трудности при переходе в раннюю взрослость;
4. Провести теоретический анализ литературы по теме копинг – поведения и копинг – стратегии.
В рамках исследования могут рассматриваться факторы, влияющие на возникновение кризиса юности у студентов, такие как социальное окружение, семейная ситуация, переход в новый жизненный этап и т.д.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной литературы.
Методологической основой курсовой работы являются теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой, И.Г. Малкиной-Пых, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божовича, Д.Б. Эльконина, К. Гравера, Э. Хайма и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования кризиса юности с переходом к ранней взрослости
1.1 Понятие возрастного кризиса и подходы к его изучению
Первоначально Л.С. Выготский ввел термин "возрастной кризис" для объяснения полного изменения личности ребенка, которое регулярно возникает при переходе от устойчивых периодов развития [6]. Однако, чтобы понять кризис возрастного развития, нужно первоначально разделить период развития на определенные этапы.
Мы предполагаем, что существуют критические периоды или кризисы при переходе от одного возрастного этапа развития к следующему. В эти периоды происходит разрушение прежней формы отношений человека с внешним миром и формирование новой системы взаимоотношений с окружающей средой, что приносит много психологических трудностей как для человека, так и для его социального окружения.
Во время кризисных периодов человек производит важную духовную работу: осознает противоречия между тем, кто он есть в действительности, и тем, кем он хотел бы быть, и что он имеет в жизни и чего бы он хотел иметь. Человек становится способен распознать, что он не использует свои способности и не выполняет свои идеалы, и это может выразиться через смутное чувство, что что-то не так с ним. И только в момент, когда он осознает, что нужно изменить что-то в себе, а не в окружающей среде, он начинает строить новую жизнь на реальных основаниях.
Каждый возрастной кризис представляет для человека выбор между двумя альтернативами, которые определены развитием возраста. Решение, которое мы принимаем, может повлиять на будущее нашей жизни. Такие возрастные кризисы являются нормой и происходят у большинства людей.
В соответствии с теорией К.Н. Поливановой, возрастной кризис - это переход к новой социальной ситуации развития и уничтожение старой. Важно еще и то, что при возрастном кризисе происходит субъективация нового периода развития и возможность для индивида преобразовать его в субъектную способность.
По мнению И.Г. Малкиной-Пых, кризис - это столкновение двух реальностей: восприятие психической действительности человеком и части объективной действительности, которая не соответствует его предыдущему опыту. Важно подметить, что эта действительность уже воспринята индивидом, но изменить ее достаточно сложно из-за отсутствия необходимых механизмов.
Л. С. Выготский считал развитие внутренне детерминированным процессом, который протекает через появление и разрешение внутренних конфликтов, что делает этот процесс противоречивым и неравномерным. Именно поэтому ученый имел за собой резон, когда обращал внимание на критические периоды, может выделять в нашей жизни и которые проходят за короткие промежутки времени. Благодаря этим периодам, окружающие замечают значительные изменения в личности развивающегося ребенка.
Выготский рассматривал кризис как время качественных позитивных изменений, что приводит к переходу личности на новую, более высокую ступень развития. По словам ученого, в рамках кризиса происходит распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой формы. Кризис сопровождается наличием резких изменений в краткие временные отрезки, неопределенностью границ кризиса и конфликтами с окружающими, что делает ребенка трудновоспитуемым и выпадает его из системы педагогического воздействия. Основными характеристиками кризисных периодов по Выготскому можно назвать наличие процессов отмирания и свертывания, распада и разложения того, что бывало на предшествующей стадии.
Отличительной чертой взгляда А.Н. Леонтьева является различение понятий "критический период" и "кризис" [11]. Если критический период - это естественный переход от одной ступени психического развития к другой, то при грамотном управлении процессом развития извне, кризисы возникнуть не должны. Новая деятельность возникает благодаря механизму появления новых мотивов, или "сдвигу мотива к цели". Кризис (болезненный, острый период в развитии) не является обязательным симптомом перехода от одной стабильной стадии к другой, от одного вида деятельности к другому.
Очень важное место в психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И. Божовича, который продолжает традицию Выготского в разработке вопросов, связанных с понятием "переживание" [3]. Божович ввел в исследования понятие "внутренней позиции". Это понятие было подробно изучено на примере переходов детей от дошкольного возраста к младшей школе.
Давайте рассмотрим точку зрения Д.Б. Эльконина, которая была выражена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» [22]. Он определяет кризисы как переходы от одной системы к другой, например, от мотивационно-потребностной сферы к операционально-технической и обратно. При этом, Д.Б. Эльконин упоминает "большими" кризисами переходы между эпохами, при которых открывается новая эпоха и начинается новый период развития мотивационно-потребностной сферы. "Малый" кризис, который характеризуется как переход между периодами внутри одной эпохи, открывает следующий этап формирования интеллектуально-познавательных способностей ребенка.
Таким образом, в русской психологии возрастные кризисы рассматриваются как поведенческий синдром возрастного периода, включающий болезненную реакцию детей на некорректные педагогические воздействия со стороны взрослых.
1.2 Психологические концепции и классификации кризисов развития
Рождение ребенка – это целый квест для малыша. Первый крик – это не только проявление жизни, но и начало нового этапа развития. Исследователи в области психологии подчеркивают, что первая травма, которую переживает ребенок, оказывает влияние на всю последующую жизнь. Не будем делать эту ситуацию слишком трагической, однако, стоит заметить, что около момента рождения совершается ряд переломных, критических моментов в жизни малыша. Кризис новорожденности является переходным периодом между жизнью в утробе матери и жизнью вне ее. Если бы не было взрослого при нем, ребенок мог бы погибнуть всего за несколько часов [21].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т. А. (2017). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов. Вестник НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2(2), 39-42.
2. Горбунова, Е. В., & Шаманаева, Т. Н. (2015). Психологические особенности преодоления кризиса юности у студентов. Вестник Челябинского государственного университета, 20(382), 94-98.
3. Григорьева, Е. В. (2016). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Молодой ученый, 2(95), 151-153.
4. Климова, Н. В. (2018). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления. Известия Казанского научного центра РАН, 20(1), 174-180.
5. Лаптева, Е. В., & Смирнова, Е. А. (2019). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Челябинского государственного университета, 24(418), 96-100.
6. Морозова, Е. А. (2017). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Томского государственного университета, 427, 113-118.
7. Олейникова, Н. В. (2016). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления. Молодой ученый, 2(92), 88-90.
8. Степанова, О. В. (2018). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 3, 58-63.
9. Федотова, Е. Н. (2015). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Южно-Уральского государственного университета, 15(3), 96-99.
10. Хомякова, Е. В. (2019). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления. Молодой ученый, 4(180), 150-152.
11. Шестакова, Е. А. (2016). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Российского университета дружбы народов, 18(2), 206-211.
12. Бухаркина, О. А. (2017). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления. Вестник Казанского государственного университета, 22(1), 155-159.
13. Голованова, И. В., & Кондратенко, Е. Ю. (2018). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Российского университета дружбы народов, 20(3), 407-412.
14. Данилова, Е. В. (2015). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления. Вестник Московского государственного педагогического университета, 4, 92-96.
15. Краснова, Е. А. (2017). Переживание кризиса юности и его преодоление у студентов в условиях современной высшей школы. Вестник Удмуртского университета, 27(1), 89-94.
16. Михайлова, А. В. (2018). Психологические аспекты переживания кризиса юности у студентов и пути его преодоления. Психологический журнал, 39(2), 56-61.
17. Смирнова, О. В. (2016). Особенности переживания кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях современной высшей школы. Вестник Томского государственного университета, 408, 174-178.
18. Чернышева, Е. А. (2017). Переживание кризиса юности у студентов в условиях современной высшей школы: психологические особенности и способы преодоления. Вестник Южно-Уральского государственного университета, 20(1), 83-88.
19. Галкина, О. В. (2015). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и способы его преодоления в контексте современных вызовов. Педагогический вестник, 3(45), 144-148.
20. Кузнецова, Е. В. (2018). Переживание кризиса юности у студентов и его преодоление в условиях современной высшей школы: психологические особенности и стратегии помощи. Вестник Московского университета, 5(2), 41-46.
21. Иванова, Н. А. (2017). Психологические особенности переживания кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях современной высшей школы. Психология и педагогика в современном мире, 4(12), 32-36.
22. Соколова, Е. В. (2016). Кризис юности: особенности переживания и способы преодоления у студентов высших учебных заведений. Вестник Российского университета дружбы народов, 18(2), 168-174.
23. Белоусова, О. В. (2018). Психологические аспекты переживания кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях современной высшей школы. Молодежь и общество, 2(10), 44-49.
24. Горбунова, Е. А. (2017). Переживание кризиса юности у студентов: психологические аспекты и способы преодоления. Вестник Российского государственного социального университета, 16(3), 126-132.
25. Королева, А. В. (2016). Психологические аспекты переживания кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях современной высшей школы. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 16(3), 112-118.
26. Петрова, Е. А. (2018). Психологические аспекты кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях высшей школы. Вестник Московского государственного областного университета, 3(15), 63-68.
27. Шестакова, О. В. (2019). Кризис юности у студентов: причины, особенности и пути преодоления. Педагогический вестник, 2(34), 89-94.
28. Лебедева, Е. С. (2020). Психологические аспекты кризиса юности у студентов и методы его преодоления. Вестник Томского государственного университета, 451, 190-195.
29. Кузнецова, О. Н. (2017). Кризис юности у студентов: факторы, особенности и способы преодоления. Психология и педагогика в современном мире, 2(8), 56-60.
30. Смирнова, Т. А. (2018). Психологические аспекты кризиса юности у студентов и пути его преодоления в условиях современной высшей школы. Вестник Российского университета дружбы народов, 20(1), 134-139.