Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты социальной работы с обучающимися в вузе
1.1 Студенты как объект системы социальной защиты и поддержки
Нестабильность экономической ситуации, возникшая в результате перехода от Социалистической к рыночной системе в современной России, в определенной степени сузила механизмы социальной защиты, регулируемые государством и обществом. В значительной степени это отражается на современной российской молодежи, которая испытывает различные проблемы: где найти средства на поступление в вуз и обучение в нем, на жилье, где и как устроиться по окончании учебы и т. д.? В результате коммерциализации и в то же время резкого повышения привлекательности высшего образования значительная часть молодежи является студентами [6].
Студенты не занимают самостоятельного места в производственной системе, Статус студентов заведомо временный, а социальное положение студентов и их специфические проблемы определяются характером социальной системы и специфичны в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, в том числе и социально-экономических и культурных. национальные особенности системы высшего образования [20].
Система социальной защиты, направленная на управление социальными рисками, должна заключаться в компенсации ущерба, наносимого социальными рисками для расширенного воспроизводства населения, и, по мере возможности, в их снижении и предотвращении [11].
Социальные риски студентов можно определить как неблагоприятные факторы и их последствия, вызванные социально-экономическими условиями и связанные с ухудшением материального и социального положения студентов [17].
Что касается студентов, то система рисков довольно обширна и разнообразна.
Ф. Д. Гусейнова подробно описывает текущее положение студентов, выводя, таким образом, совокупность различных рисков социального характера, которым они могут подвергаться в современных условиях. Это исследование доказывает, что одной из острых и насущных проблем для студентов по-прежнему остается экономическая проблема. Таким образом, к факторам социального риска студентов он относит коммерциализацию и продолжающийся рост стоимости высшего профессионального образования, нестабильность производственной сферы в экономике, что позволяет отсутствие гарантий трудоустройства по окончании обучения в университете, а также общее увеличение числа студентов, получающих высшее профессиональное образование. социального и материального неблагополучия и т. д. [1].
Однако не следует сводить проблемы студентов только к материальным проблемам. Студенческая жизнь связана с жизнью в крупных городах, которые, как правило, имеют развитую и разнообразную развлекательную структуру, что приводит к таким проблемам, как наркоз и алкоголизм среди молодежи, участие в преступной деятельности и так далее. эти риски усугубляются еще и тем, что часть студентов на период обучения в Университете переезжает из сельской местности в город, отдаляется от своих родителей и в значительной степени выходит за рамки прямого родительского контроля. Перемещение из деревни в город, изменение социокультурного пространства и, следовательно, необходимость новой социальной адаптации также должны приниматься во внимание как еще один фактор социального риска для студентов [8].
Таким образом, следует выделить социальные риски современного студента, которые требуют учета в системе социальной защиты и поддержки, организованной в университете, на основе анализа теоретических и эмпирических материалов:
-социально-экономические риски: нехватка средств для завершения обучения и оптимального жизнеобеспечения во время учебы в университете; отсутствие гарантий трудоустройства после завершения обучения в Университете; проблемы вторичной занятости студентов во время учебы в университете для их собственной материальной поддержки [15];
- социально-культурные риски: адаптация учащихся к новым условиям обучения (отличным от школьной системы); адаптация студентов к городской жизни (относится к той части студентов, которая на время учебы переезжает из сельской местности в город); адаптация студентов к новым условиям жизни (не в семье, а в общежитии или квартире; в отсутствие родителей их семейный контроль); риски для здоровья: повышенная рабочая нагрузка из-за учебной напряженности и подверженности социально-культурным рискам; риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами [18].;
- индивидуальные риски (риски, характерные для определенных категорий студентов; например: студенты-инвалиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми и т. д.) [3].
Таким образом, социальные риски студентов, требующие усиления механизмов социальной защиты, возрастают в контексте коммерциализации и постоянного роста стоимости высшего профессионального образования, отсутствия гарантии трудоустройства по окончании обучения в высшем учебном заведении и, в частности, в связи с тем, что они не могут получить высшее профессиональное образование, в целом, от роста социального и материального неравенства [13].
1.2 Направления социальной работы со студенческой молодежью в вузе
Меры социальной поддержки и льготы для обучающихся установлены частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения регламентирован Постановлениями Правительства Российской Федерации и региональными правовыми актами. В качестве основных экономических, правовых и социальных гарантий, установленных законом, выделяются студенты:
Государственная стипендия. Назначение и выплата стипендий осуществляется в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся очно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [4].
Государственную стипендию получают все первокурсники в первом семестре, в дальнейшем ее получение зависит от успеваемости студента. Для назначения высокой государственной академической стипендии достижения студента должны соответствовать одному или нескольким критериям, изложенным в пунктах 7-11 приказа [16].
Разовая материальная помощь нуждающимся студентам. Данная выплата устанавливается на основании заявления с учетом мнения студенческого коллектива и студенческой профсоюзной организации образовательного учреждения по решению руководителя. Положение о помощи нуждающимся студентам в форме единовременной материальной помощи, которое регулирует условия ее оказания, утверждается самим образовательным учреждением [10].
Сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда по решению руководителя на основании личного заявления нуждающимся студентам, облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации [9].
Социальный налоговый вычет на оплату обучения. Если образовательное учреждение имеет лицензию или другой документ, подтверждающий статус образовательного учреждения, и налогоплательщик предоставляет налогоплательщику документы, подтверждающие его фактическую стоимость обучения, вычет в размере предоставляется социальный налог. Вычет предоставляется за период обучения этих лиц в учебном заведении; обучение, включая школьные каникулы, в соответствии с процедурой, установленной в рамках учебного процесса. При этом социальный налоговый вычет не применяется в том случае, если оплата обучения осуществляется за счет материнского (семейного) капитала, направленного на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семьи [14].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабешко О. А. Особенности самореализационного досуга студентов // Аналитика культурологии. - 2021. - №26. – С. 23-29
2.Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки: анализ федерального и регионального законодательства // Вестник ВятГУ. - 2022. - №1. - С. 45-48.
3.Глухова М.Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодёжной среде: меры социальной поддержки молодых семей// Научные ведомости БелГУ. - 2021. - №8 - С. 103.
4.Гусейнова Ф.Д. Студенчество: структура доходов и материальное благополучие. - М.: Глобол, 2020. – 215 с.
5.Дубинина Э.В. Организационно-управленческие аспекты социальной защиты студенчества: Автореф. – Уфа: Уфимский гос.авиационный тех. Университет, 2021. - 26 с.
6.Козловская М. И. Социальная поддержка студентов // Стратегии бизнеса. - 2021. - №1 (1). – С. 114-119
7.Козловская М. И. Стратегические альтернативы развития системы социальной поддержки студентов России // УЭкС. - 2021. - №11 – С. 6-11
8.Маркина Е.Г. Система социальной поддержки студентов как компонент корпоративной культуры ВУЗа // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - №4. - С. 36.
9.Масленцева Н.Ю. Проблемы социальной работы с молодёжью: учеб. пособие. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2022. - 174 с.
10.Муртазин Р.А. Студенчество как особая социально- психологическая и возрастная категория. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2019.– 318 с.
11.Петрова М.С. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении // Отечественный журнал социальной работы. – 2022. - №1. – С. 105 - 108.
12.Рябова Е.Н. Организационно-правовые аспекты социальной поддержки и защиты прав студенческой молодежи в России - М.: Наука, 2021. – 216 с.
13.Смолева Н.В. Организация системы социальной защиты и поддержки студентов учреждений высшего профессионального медицинского образования // Инновационная наука. - 2020. - №5-2.- С. 241.
14.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.. – М.: «Дашков и К», 2020. – 608 с.
15.Трегубова Т. М. Студент вуза как объект и субъект социально-педагогической работы в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - №2. - С. 45-54
16.Трубин В.В. Социальная поддержка населения в зарубежных странах. // Аналитический центр при правительстве РФ. - 2021. - С. 32.
17.Филоненко В.И. Студенчество современной России: проблемы типологизации // Философия права. - 2019. - № 2 (33). С. 56 – 59.
18.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров. - М.: «Дашков и К°», 2022. – 612 с.
19.Цыгалов Ю.М. Направления совершенствования социальной поддержки обучения в высшей школе России // Экономика и управление. — 2020.— № 4. – С.82-88.
20.Юдин В.П.. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. пособие. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2019. – 123 с.