Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы безопасности государства и общества играют все более важную роль и приобретают все большее значение в российском обществе. Элементы гос-ударственного механизма, такие как органы безопасности и учреждения, выдвигаются на первый план. Успешное и эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным обра-зованием, во многом определяет его роль в реализации всех его составля-ющих и структурных элементов, в создании и совершенствовании необхо-димой для этого правовой базы, которая определяет положения рассмат-риваемого вопроса.
Федеральная служба безопасности является составной частью сил безопасности Российской Федерации и в рамках своих полномочий обес-печивает безопасность личности, общества и государства. Руководство де-ятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации. Исходя из этих утверждений, можно судить о значимости Федеральной службы безопасности Российской Феде-рации.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить назначение, систему органов и основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Объектом исследования является процесс функционирования Феде-ральной службы безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования являются основы и принципы деятельно-сти Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление назначения, системы органов и основных направлений дея-тельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть историю создания ФСБ РФ;
- изучить назначение, задачи и принципы Федеральной Службы Без-опасности Российской Федерации;
- детально проанализировать систему органов ФСБ РФ;
- изучить основные направления деятельности ФСБ РФ.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
1.1 История создания ФСБ РФ
В декабре (7 декабря) по инициативе Владимира Ленина был издан декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Ос-новной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Кроме того, управление выполняло функции разведки, контрразведки и политического сыска. С 1921 года ЧК также занималась вопросами без-надзорности и безнадзорности детей. Одновременно комиссия стала важ-нейшим инструментом реализации политики «красного террора» в отно-шении социальных групп, которые в первые годы после революции счита-лись классовыми врагами и контрреволюционерами. Ленин, как главный идеолог нового государства, считал, что власть трудящегося народа без ЧК «не может существовать, пока в мире существуют эксплуататоры».
Комиссия называлась просто «чрезвычайной», а ее сотрудники име-новались «чекистами» по аббревиатуре «ЧК». Феликс Дзержинский, рево-люционер польского происхождения, стоял во главе органов государ-ственной безопасности СССР. В феврале 1918 года его подчиненные полу-чили право казнить преступников без суда и следствия в соответствии с де-кретом «Отечество в опасности!». Смертная казнь применялась к «враже-ским агентам, спекулянтам, головорезам, головорезам, контрреволюцион-ным агитаторам, немецким шпионам», а затем «ко всем лицам, причаст-ным к организациям» белых воротничков», заговорам и восстаниям» [6].
В 1919 году в «Петроградской правде» была опубликована серия очерков о работе Чрезвычайной петроградской комиссии председателя ПетроЧК Николая Антипова. В архивных документах находится множе-ство материалов, написанных в своеобразном мемуарном формате, при этом часто с ироническими авторскими комментариями.
"Чрезвычайная Комиссия вполне уверена, что господа, занимающие сейчас в Германии министерские кресла и околачивающие рабочих и кре-стьян своим социализмом, тоже не избегнут "Берлинской Гороховой 2". Но советуем только немецким товарищам не делать ошибок, сделанных нами в октябре, не освобождать преждевременно таких прохвостов", - пишет Николай Антипов. Данные документы систематически размещались в газе-те «Петроградская правда» - потому читатели имели возможность узнать о деятельности отделения по борьбе с контрреволюцией.
Данная организация (ЧК) выступает предшественницей многих по-следующих организаций, которые в течение столетия выполняли функции органов государственной безопасности. Итак, 6 февраля 1922 года встает вопрос об упразднении ВЧК. Полномочия переданы Государственному политическому управлению, которое позже получило название объеди-ненного (ОГПУ). Вячеслав Менжинский, бывший народный комиссар фи-нансов, становится начальником управления после смерти Дзержинского. Упраздненному органу также пришлось бороться с контрреволюцией. Три года спустя полномочия начали расширяться - полиция и правоохрани-тельные органы были переданы в подчинение, что стало отправной точкой для объединения органов государственной безопасности с правоохрани-тельными органами [10].
10 июля 1934 года органы государственной безопасности вошли в состав Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского ОГПУ, а затем НКВД с 1934 по 1936 год возглавлял Генрих Ягода. С 1936 по 1938 год НКВД возглавлял Николай Ежов. С но-ября 1938 по 1945 год Лаврентий Берия возглавлял НКВД.
Структура отдела несколько раз подвергалась реорганизации. Таким образом, 3 февраля 1941 года НКВД СССР было разделено на два незави-симых органа: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. В июле 1941 года НКГБ СССР и НКВД СССР были объединены в единый Народный комиссариат - НКВД СССР. В ап-реле 1943 года был создан Народный комиссариат государственной без-опасности СССР. В 1946 году появилось Министерство государственной безопасности (МГБ), а затем Комитет государственной безопасности (КГБ), просуществовавший до 1991 года.
21 декабря 1993 года президентом Борисом Ельциным был подписал указ об упразднении Министерства безопасности и создании Федеральной службы контрразведки. Далее 3 апреля 1995 года им был подписал другой нормативно-правовой акт - Закон «Об органах Федеральной службы без-опасности в Российской Федерации». Данный документ зафиксировал, что Федеральная служба контрразведки (ФСК) была реорганизована в Феде-ральную службу безопасности. Необходимо указать, что теперь ФСБ, СВР и ФСО, ранее входившие в структуру КГБ СССР, входят в состав органов государственной безопасности.
История данной структуры интересна: в ней есть место и славным деяниям на благо страны, а также отрицательным моментам, которые лег-ко из истории государства не выкинешь. Нынешний директор ФСБ Алек-сандр Бортников в интервью «Российской газете» ответил на вопрос о сво-ем отношении к прошлому. Он полагает, что политическая деятельность органов государственной безопасности всегда основывается на трех ос-новных принципах: исторических условиях, характере угроз и отношени-ях ведомства с обществом [6].
«Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств со стороны иностранных держав. Враг пытался победить нас либо в открытом бою, либо опираясь на предателей в стране, чтобы с их помощью посеять смуту, разделить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на угрозы», - гово-рит Бортников.
По его словам, разрушение России по-прежнему остается навязчивой идеей для некоторых. «Мы, как органы безопасности, обязаны своевре-менно распознавать намерения противника, прогнозировать его действия и адекватно реагировать на нападения. В этом смысле важнейшим критери-ем оценки нашей деятельности является ее эффективность», - считает глава ФСБ
Показать больше