Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В нашей стране внедрение процесса интеграции и инклюзии в образовательную сферу является не только отражением времени, не только пересмотром отношения общества к людям с особыми отклонениями в состоянии здоровья, но и обязательной составляющей Закона «Об образовании» Российская Федерация.
Закон «Об образовании» устанавливает государственные гарантии получения образования людьми с особенностями развития. В частности, пункт 10 статьи 50 предусматривает создание специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) для детей и подростков с отклонениями в развитии, обеспечивающих их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество [1].
К категории детей с особыми возможностями здоровья относятся одаренные дети, дети-инвалиды, дети «группы риска». Дети-инвалиды (далее - ОВЗ) - это дети с отклонениями в физическом или психическом развитии, признанные психолого-медико-педагогической комиссией и которым отказано в обучении без особых условий. Дети-инвалиды могут иметь инвалидность, установленную медицинским учреждением.
Анализ современных педагогических исследований показывает возрастающий интерес к проблеме адаптации детей с ОВЗ. Таким образом, в последние годы было проведено несколько исследований по смежным темам
Одной из проблем воспитания и развития детей-инвалидов уже давно является проблема оптимизации психокоррекционного сопровождения их на этапе школьного обучения. Несформированность многих психических функций по сравнению с возрастной нормой сильно затрудняет образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие учебной деятельности особенно затруднено из-за задержки развития основных областей психики, связанных с познавательным процессом, - сенсорной, двигательной и речевой. Перед образовательным учреждением стоит задача воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и организовывать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных характеристик личности учащегося. Этот процесс особенно актуален для детей с ОВЗ, поскольку они находятся в наиболее сложных социальных условиях и должны развивать такие личностные качества, которые помогут им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равное место в обществе.
Цель исследования: рассмотреть особенности психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие адаптация, психологическая адаптация;
2.Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Описать трудности психологической адаптации детей с ОВЗ;
4. Определить пути и содержание психологической адаптации детей с ОВЗ.
Теоретическая база исследования: научные исследования по проблеме адаптации Ф. Б. Березина, В. Ю. Верещагина, А. Б. Георгиевского; исследования процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Л. Н. Акатова, Г. Н. Бреслава, М. М. Семаго.
Методы исследования: анализ теоретических источников, нормативно-правовых документов, информационных ресурсов; сравнение, обобщение.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме адаптации детей ограниченными возможностями здоровья
1.1 Сущность понятия адаптация
Термин «адаптация» (от лат. adaptios — «приспособление») был введен немецким физиологом Х. Аубертом во второй половине 19 в.
Согласно исследованиям О. Буховцева первоначально этот термин употреблялся в рамках биологических наук для обозначения приспособления организма и его органов к условиям внешней среды, направленного на поддержание гомеостаза. Позднее термином «адаптация» стали обозначать также процесс и результаты приспособления личности к условиям социальной среды [8].
В психологическом словаре адаптация определяется как приспособление структуры и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды [20].
Философ Ф. Б. Березин определяет адаптацию как «особую форму отражения с системами внешних и внутренних средовых воздействий, состоящую в стремлении создать с ними динамическое равновесие. Этот баланс обеспечивает гармоничную связь системы с внутренней и внешней средой и развитие этой системы» [4, с.17].
А.Б. Георгиевский в своей работе отмечает, что «физиологи И. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский рассматривает адаптацию как общую, интегративную реакцию организма, которая направлена на поддержание жизни в постоянно меняющейся среде [8, с. 39].
Как отмечает О.А. Овсяник, «адаптация в поведении определяется следующим образом: — с одной стороны, состояние, при котором полностью удовлетворяются потребности личности и требования среды. Это состояние гармонии между личностью и социальной средой; - это процесс достижения гармоничного состояния» [29, с. 13].
С точки зрения Н.Е. Шустова, «в теории социального учения определяется адаптивный характер изменения поведения посредством научения, то есть научение есть форма приспособления» [29, с. 32].
Отечественная психология объясняет адаптацию с точки зрения активности. В соответствии с Н.В. Тюриной, «особенностью деятельности, как формы связи живого организма с окружающей средой, является сознательное, активное изменение окружающего мира. Под адаптацией понимается оптимальное приспособление субъекта к требованиям внешней среды» [28, с. 89].
В. В. Поршнева, рассуждая об адаптации, имеет в виду «индивидуум, личностные качества и структуру личности в целом, особенности взаимодействия личности и социальной среды, реализацию усвоенных ценностей и личностного потенциала, активность личности» [22, с.50].
Таким образом, проведенный нами анализ понятия «адаптация» показал, что процесс адаптации зависит от биологических и социально-психологических условий.
В зависимости от уровня взаимодействия людей с окружающей средой можно выделить виды адаптации: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную, социально-психологическую и профессиональную.
Так, при изучении биологической адаптации обращают внимание на изменение обмена веществ и функций организма в соответствии со значением раздражителя.
Физиологическая адаптация относится к перестройке соответствующих систем органов.
Психологическая адаптация определяется как приспособление личности к условиям и задачам на уровне психических процессов.
Социальная адаптация – это система, направленная на освоение новых социальных отношений. Она не разрушает биологические формы адаптации, а модифицирует и опосредует их, в том числе как внутренний элемент, регулируемый и модифицируемый ими.
И.А. Милославская упоминает и показывает объективно-субъективный характер приспособления (адаптации и приспособления), с помощью социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизни нормы и стереотипы, благодаря чему активно приспосабливается к повторяющимся условиям жизни [3].
В рамках психоанализа видными представителями являются З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, Г. Гартман, проблема адаптации разрабатывалась на основе анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и процессы, входящие в неконфликтную сферу эго. Психоаналитики, особенно Г. Гартман, различают адаптацию как процесс и адаптацию как результат процесса. Хорошо приспособленный человек, по Г. Гартману, — это тот, чья продуктивность, способность радоваться жизни и душевное равновесие не пострадали. В процессе адаптации активно изменяются как человек, так и среда, в результате чего между ними возникает состояние адаптации [1].
Далее рассмотрим понятие о психологической адаптации.
Психологическая адаптация - это процесс психологической интеграции личности в систему социальных, социально-психологических и профессионально-трудовых отношений при выполнении соответствующих ролевых функций.
Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
- в социальной сфере различны различные ее аспекты и составляющие (моральные, политические, правовые и т.п.);
- в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, в том числе в ее исполнении в различных социально-психологических ролях;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: науч. изд. / Л. И. Акатов. – Москва : Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э. М. Александровская. – Москва, 2008. – 153 с.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – С. 71 - 95.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: науч. изд. / Ф. Б. Березин. – Ленинград : ЛГУ, 1988. – 256 с.
5. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285. – URL https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 04.02.2019).
6. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2014.
7. Гакаме, Ю. Д. Трудности адаптации детей к школьному обучению / Ю. Д. Гакаме, М. Э. Тавадьян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 181–185. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2017/771170.htm.
8. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование): науч. изд. / А. Б. Гергиевский. – Москва : Наука, 2012. – 80 с.
9. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 3. – С. 35-39.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
11. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр «МарТ», 2019. – 352 с.
12. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
13. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
14. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – Москва: Просвещение, 1991.
15. Лебединская, К.С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2007. – 280 с.
16. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
17. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2018. – С. 44-48.
18. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учеб.пособие / Р. В. Овчарова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
19. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебник / А. А. Осипова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
20. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2018. – С. 141-143.
21. Петрова, Н.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 48-51.
22. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук / Ю. В. Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 50-53.
23. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
24. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.
25. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва, 2005. – 180 с.
26. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.– Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
27. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. – Москва: Владос, 2011. – 167 с.
28. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2016. – № 1. – С. 89-93. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 10.01.2019).
29. Шустова, Н. Е. Социальная адаптация человека / Н. Е. Шустова. – Балашов, 2012. – 160 с.