Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Хорошо известно, что способ-ность решать задачи, требующие взаимосвязи между данными и желаемы-ми данными, имеет большое значение при обучении геометрии. Часто вза-имосвязь между данными и желаемыми задачами раскрывается не напря-мую, а с помощью других данных, путем применения фундаментальных концепций и теорем.
При решении таких задач выявляется уровень математического раз-вития учащихся. Чтобы решить ее, нужно обладать умением работать с геометрическим чертежом, иметь умение рассматривать и выделять на чертеже фигуры, необходимые для решения.
Анализируя условия работы, ученики могут выделить необходимые связи и взаимосвязи в чертеже. Это требует хорошего знания основных понятий и предложений, умения анализировать, трансформировать, пере-формулировать проблему, аргументировать, изолировать проблему, то есть достаточно высокой логической подготовки. Упражнения в готовых рисунках помогают обучать учащихся методам рисования, которые улуч-шают успеваемость в классе и положительно влияют на умственную дея-тельность учащихся.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования задач на готовых чертежах при изучении геометрии.
Объектом исследования является процесс использования задач на готовых чертежах при изучении геометрии.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания задач на готовых чертежах при изучении геометрии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования задач на гото-вых чертежах при изучении геометрии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть роль чертежа в геометрии;
- изучить методические функции чертежа при изучении геометрии;
- детально проанализировать чертеж и краткую запись условия гео-метрической задачи;
- проанализировать практическое использование задач на готовых чертежах на уроках геометрии в 7 классе;
- рассмотреть использование задач на готовых чертежах для форми-рования у учащихся умений и навыков решения геометрических задач.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по геометрии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
1.1 Роль чертежа в геометрии
Серьезно ученики начинают изучать геометрию в седьмом классе. На этом этапе очень важно дать детям прочные знания принципов геометрии и заинтересовать их этим предметом. Организационный момент каждого урока имеет большое значение. С чего преподавателю следует начать урок геометрии, чтобы быстро подготовить своих детей к работе? Очень часто проводится организационный эксперимент в форме математической нагрузки.
Задачи представлены в виде готовых чертежей с решением и ответом, только для некоторых решение правильное, а для других - нет. Каждое упражнение на зарядку состоит из двух движений. Показывая карточки классу одну за другой, ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ правильный - руки вперед, неправильный – хлопай-те в ладоши. Дети поначалу не могут собраться вместе, они не попадают в ритм. Но они постепенно концентрируются, а тем временем скорость пере-зарядки ускоряется. Вместо карточек можно использовать слайды презен-тации, когда это возможно, чтобы вывести их на экран для лучшего обзо-ра [12].
С помощью такой разминки учитель может как контролировать зна-ния учащихся по теории предмета, так и перерабатывать материал, фикси-руя знания по теме. Разминка во время занятия длится не более 3-4 минут. Здесь нет необходимости приводить текст таких упражнений, так как в настоящее время существует множество тренажеров для устной работы по геометрии со школьниками. Более того, любой учитель может легко соста-вить их самостоятельно по любому предмету и в зависимости от того, ка-кой класс слабый или сильный.
Нередко каждый учитель на протяжении многих лет ищет лучшие методы закрепления изучаемого материала и пересмотра повторения кур-са геометрии. В то же время многие учителя хотят сделать закрепление или повторение материала более живым и увлекательным, не отвлекая при этом от изучения предмета слабых учеников и развивая знания сильных. Основная педагогическая идея состоит в том, чтобы помочь учащимся, ко-торые изначально не уверены в своих знаниях, избавиться от страха ска-зать что-то не так, проявить творческий подход к своему мышлению. Гео-метрические рисунки, иллюстрации и анимация находятся во власти учи-теля.
Изложение теоретического учебного материала в школьных учебни-ках по геометрии довольно краткое. Сначала следует предложение, а затем доказательство. Но урок - это не пересказ учебника. Перед учителем вста-ют вопросы: как подвести учащихся к изучаемому предложению, новому понятию? Если им это не интересно, они не будут слушать и ничему не научатся.
В классе преподаватель иногда использует одну из техник, чтобы подготовиться к изучению нового материала. Можно заранее поручить ученикам сделать простые модели: вырезать из бумаги овал и круг, два равных треугольника, склеить кубик или пирамидку из скана и т.д. Кроме того, заготовки ребят можно использовать при формулировании и доказа-тельстве предложений, при введении новых понятий. Конечно, в классе ис-пользуется только то, что подходит для этого класса и соответствует изу-чаемому предмету [8].
Активная умственная деятельность начинает развиваться у учащихся при работе с «живыми», «говорящими» рисунками. Это, в свою очередь, приводит к наиболее эффективному непроизвольному запоминанию изуча-емого материала, например свойств, знаков или определений геометриче-ских фигур. Геометрические рисунки, эскизы, или их можно назвать пик-тограммами, особенно полезны при работе над словесной формулировкой предложения, содержащего двойную цифру: одно изображение общей ил-люстрации представляет исходную посылку, условие предложения, а вто-рая часть представляет собой заключение, вывод.
Рассмотрим пример. Если обозначить параллелизм прямой, как по-казано на рисунке 1, то легко проиллюстрировать целую группу теорем, которые связаны с данным понятием.
Рис. 1 – Пример 1
Далее, на рисунке 2 учащиеся легко узнают теорему о параллельно-сти двух прямых, параллельных третьей прямой.
Рис. 2 – Изображение теоремы о параллельности двух прямых, параллельных третьей
Для поддержки педагога также используются различные информа-ционные анимационные технологии - компьютерные программы. Компью-терные технологии используются учителем не только как средство демон-страции учебного материала, но и как средство повышения интереса уча-щихся к предмету и, как следствие, повышения качества преподавания геометрии.
На уроках геометрии учителя выбирают компьютерные программы, которые позволяют не только создать четкий рисунок для задания, набора, но и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балаян Э. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подго-товки к ЕГЭ. 10-11 классы http://www.labirint.ru/reviews/goods/366719/
2. Балаян Э. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подго-товки к ГИА и ЕГЭ 7-9 классы/ Ростов-наДону: Феникс, 2012
3. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по гео-метрии: 9 класс. М.:ВАКО, 2010, 320с
4. Геометрия. 7 класс. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2019
5. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ 7-9 классы. Э. Н. Балаян – Р-н-Д, Феникс, 2013.
6. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: «Сэр-Вит», 2008. – 336 с.
7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 /Н. И. Запрудский. – Минск: «Сэр-Вит», 2010. – 256 с.
8. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 256 с. – (Мастерская учителя).
9. Крылович, М.В. Планиметрия на готовых чертежах: пособие для учителя /М.В.Крылович, В.И. Савченко. – Минск: «Сэр-Вит», 2012. – 128 с. –(Мастерская учителя).
10. Новичкова Т. Ю., Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Современные средства оценивания результатов обучения // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 740–742.
11. Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячино-ва С. Н. Критериальные задания как фактор совершенствования процесса обучения математике // Вестник магистратуры. 2014. № 6–1 (33). С. 125–127.
12. Пойа, Д. Математическое открытие: решение задач: основные понятия, изучения и преподавание: пособие для учителя / Д. Пойа. – М.: Наука, 1970. – 456 с.
13. Рабинович Е.М. Математика.Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы. Геометрия. –М.: Илекса, 2006, 80с.
14. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней шко-ле: Учеб. пособ. для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. — М.: Просвещение, 2002. — 224с.
15. Титова Е. И., Чапрасова А. В., Ячинова С. Н. Формирование умений работы с чертежом в процессе решения геометрических задач // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С.269.
16. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся старших классов средней школы / Л.М. Фридман, Е.Н. Турец-кий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
17. Шатилова А. В. Обучение школьников составлению геометри-ческих задач по готовым чертежам: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Саранск, 1997. — 16 с.
18. Ячинова С. Н. Цели обучения как средство управления учебной деятельностью на уроке математики: дисс. … канд. пед. наук. — Пенза, 2003. — 165 с.