Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ
1.1 Основные этапы развития системы образования
1.2 Содержание образования: общее, среднее, высшее, профессиональное образование
2. НАУКА В РОССИИ В XIX ВЕКЕ
2.1 Основные достижения в науке: естественные науки, математика, медицина, техника и другие области
2.2 Развитие академических наук и научных обществ
3. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ
3.1 Влияние научных и образовательных изменений на развитие экономики и общественной жизни
3.2 Роль образования и науки в формировании интеллигенции и ее влияние на политические процессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
Особое внимание уделялось подготовке кадров для государственной службы, поэтому в университетах были созданы специальные факультеты - юридический и камеральный (экономический). В то же время Александр I признавал необходимость распространения образования и среди народа, поэтому были созданы народные училища для детей крестьян и горожан.
Реформы Николая I были направлены на укрепление государственной власти и модернизацию общества. Одной из главных задач было ужесточение контроля за образованием.
В 1835 году был принят закон «Об устройстве учебных заведений», который предусматривал создание новых учебных заведений, в том числе технических училищ и женских гимназий. В 1842 году был создан Министерство народного просвещения, которое стало осуществлять контроль за всеми учебными заведениями в России.
Важным элементом реформ было введение государственных экзаменов. С 1835 года все выпускники гимназий и университетов должны были сдавать экзамены по ряду предметов, чтобы получить диплом. Это позволило повысить качество образования и обеспечить единый уровень знаний по всей стране .
Однако реформы Николая I не были безупречными. Некоторые из них вызывали протесты и недовольство со стороны населения. Например, введение государственных экзаменов привело к тому, что многие студенты начали заниматься подготовкой к ним в ущерб основному образованию.
Реформы Александра II, проведенные в период с 1860 по 1870 годы, были одними из самых значимых в истории России. Они затронули различные сферы жизни страны и привели к существенным изменениям в экономике, политике и социальной сфере.
Одной из самых важных реформ была отмена крепостного права и освобождение крестьян. Ранее крестьяне находились в полном зависимости от своих помещиков и не имели никаких прав. Они не могли свободно передвигаться, выбирать работу или заниматься предпринимательской деятельностью. С отменой крепостного права крестьяне получили свободу передвижения и право выбирать работу, а также получили возможность стать землевладельцами.
В 1863 году в России был принят Университетский устав, который существенно изменил систему высшего образования в стране. Устав установил, что университеты должны быть открыты для всех слоев населения, а не только для дворян и духовенства, как было раньше.
Ещё были созданы новые университеты в различных городах России, в том числе в Харькове, Одессе, Казани, Томске и других. Это позволило значительно увеличить количество студентов и расширить спектр специальностей, которые можно было изучать в университетах.
В России были проведены и другие реформы в области образования. В 1864 году была создана система начального и среднего образования, которая предусматривала обязательное обучение для всех детей в возрасте от 8 до 12 лет. Были также созданы специальные учебные заведения для подготовки учителей начальных классов.
Для организации образования на местном уровне были созданы земства. Это были органы местного самоуправления, которые занимались развитием образования, здравоохранения, дорожной инфраструктуры и других важных сфер жизни на местах. Земства стали важным фактором в развитии регионов России.
Была отменена система государственных монополий, что способствовало развитию свободного предпринимательства и конкуренции. Также была создана сеть железных дорог, что существенно ускорило развитие транспортной инфраструктуры и повысило экономический потенциал России.
Первоначально Александр III начал свою реформу образования с ужесточения контроля за образовательными учреждениями. Он сократил количество низших учебных заведений и увеличил количество высших учебных заведений. Также были введены новые требования к качеству образования и квалификации преподавателей.
В 1884 году был создан «Устав о начальном образовании», который стандартизировал учебные программы и требования к учителям начальных классов. В 1887 году был принят закон о «Высшем учебном заведении женщин», который позволил женщинам получать высшее образование .
Реформы Александра III не были направлены на снижение социальной мобильности. Напротив, он продолжал поддерживать идею, что образование должно быть доступно для всех слоев населения. Он также продолжал развивать систему профессионального образования, чтобы подготовить специалистов в различных отраслях экономики.
Таким образом, реформы Александра III были направлены на повышение качества образования и увеличение доступности высшего образования. Однако, они также были направлены на ужесточение контроля за образованием, чтобы государство могло иметь больший контроль над образовательной системой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешинцев, И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века) / Спб., 1912. - 179 с.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в [Текст]: М. : Педагогика, 1985. - 480 с.
3. Богуславский, М. В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия.[Текст] - М., 2005. - 217 с.
4. Буганов В.И., Зырянов П.Н., История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова.- 3-е изд. -М.: Просвещение, 1997. - 303 с.:
5. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Русское слово, 1998. - 256 с.
6. Введенский, В.Н. История развития образования в России XIX - начале ХХ века (аксиологический аспект) [Текст]. - Екатеринбург, 2007. - 202 с.
7. История России ХIХ в. Учеб./ В.А. Георгиев, И.Д. Ерофеев и др./изд-во Проспект М.:2006г.
8 История России: в 2 т. Т.2; с начала ХIХ в до начала ХХI/А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др./ М.:2006 г., 800с
9. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России [Текст] - М., 1968. - 231 с.
10. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России [Текст]. - М., 1973. - 215 с.
11.Искендеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция [Текст] / А. А. Искандеров // Вопросы истории. - 1999. - №11/12. - С. 95 - 102.
12. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.Е. Буторина, З.И. Васильева и др; Под. ред. З.И.Васильевой. - М. : ИЦ "Академия", 2001 - 416с.
13. История педагогики в России: Хрестоматия // сост. С.Ф. Егоров. - М. : Академия, 2000
14.История педагогики и образования [Текст] / Под ред. А.И. Пискунова. - М. : Сфера, 2001. - 59 с
15. Эймонтова Р.Г., Русские университеты на путях реформы 60-е годы ХIХ в.
16. Яковкина Н.И. История Русской Культуры:19в. 2-е изд., стер. - СпБ.: изд.»Лань», 2002 - 576 с
17. Каптерев П. Ф. История русской педагогии [Текст] / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. - СПб. : Алетейя, 2004. - 560 с. - (Серия «Библиотека русской педагогики»).
18.Каптерев, П.Ф. История русской педагогики [Текст]. - М. : 1915. - 120 с.
19. Кивлева Н.В. Становление образования в России: обзорное изложение[Текст]. - Спб.: Нестор - История, 2012. - 89 с.