Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на то, что причины такого явления как коррупция следует рассматривать в контексте конкретной страны, можно выделить ряд основных общих движущих сил, которые способствуют ее возникновению.
К экономическим причинам возникновения и развития коррупции можно отнести низкую заработную плату государственных служащих, которые за счет взятничества пытаются улучшить свое материальное положение, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.
Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
Среди институциональных причин, влияющих на развитие коррупции, следует отметить высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, низкий уровень прозрачности политической системы, неэффективную кадровую политику государства, допускающую возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих [11, с. 96].
Слабая гражданская позиция, низкая политическая активность граждан, деморализация общества, низкий уровень свободы средств массовой информации, слабая информированность населения – социально-культурные причины коррупции.
Помимо вышеизложенных факторов коррупции специалисты выделят и другие оказывающие существенное влияние факторы: нестабильность политической ситуации, в целом состояние политической и экономической сред, профессиональная этика и законодательство, профессиональная некомпетентность бюрократии, незнание или непонимание законов населением, а также этнологические факторы такие, как обычаи, привычки и традиции.
Негативными последствиями коррупционных проявлений являются:
1. Расширение криминального сектора теневой экономики, так как коррупция занимает особое место в механизмах воспроизводства данной деятельности.
2. Усиление взаимоотношений власти с криминальным бизнесом и организованными преступными группами, что приводит к доступу в политическую власть и появлению дополнительных возможностей для получения незаконной прибыли.
3. Нарушение механизмов конкуренции рынка, так как зачастую выигрывает тот, кто смог получить преимущество от дачи взятки, а не добросовестный объективно конкурентоспособный субъект, как результат возникает монополия в экономике и снижается эффективность функционирования данной сферы.
4. Замедление развития малого бизнеса для законопослушных собственников.
5. Неэффективное использование бюджетных средств, при распределении заказов, тендеров, кредитов, что приводит к низкой способности реализовывать государственные программы.
Негативное влияние коррупции на социальную сферу сводится к следующему:
1) Появление различия между фактическими и декларируемыми ценностями, что приводит к политике двойных стандартов в органах государственной власти, а впоследствии происходит деформация морального поведения людей;
2) Коррупция способствует несправедливому распределению жизненных благ, что приводит к возрастанию имущественного неравенства среди всех граждан страны в пользу определенных олигархических групп;
3) Происходит дискредитация права как инструмента регулирования жизни общества, что приводит к чувству незащищенности, возникающему у граждан Российской Федерации.
На сегодняшний день проблема коррупции в России имеет всеобъемлющий характер, так как большинство областей государственного аппарата имеют дело с коррупционными действиями. Причинами такого исхода является то, что решения государственных органов определяются их же личными интересами. Также достаточно высокий уровень коррупции существует в следствии того, что государственные и муниципальные служащие имеют высокий доход за счет взяточничества.
Глава 2 Способы преодоления коррупции и антикоррупционная политика в Российской Федерации
2.1 Антикоррупционная политика РФ: организационно-правовые меры, принципы, средства
Безнаказанность коррупционеров утверждается в сознании общества, как среднестатистическое, обычное положение вещей [6, с. 243]. На это влияет и отсутствие эффективных механизмов привлечения к ответственности лиц-участников коррупционных правонарушений. Итогом является падение авторитета государственной власти, отсутствие доверия к государственным и муниципальным органам, а также их представителям. При этом такое сознательное допущение коррупции говорит о том, что члены общества в полной мере не осознают всей опасности коррупции и ее негативных последствий [9, с. 143].
Реальное противодействие коррупции, как системному явлению, возможно только на основе реализации комплекса мер. В этой связи С.Г. Сафоновой [20] предложены три основных элемента, которые лежат в основе государственной антикоррупционной политики:
- общественное осознание реальной опасности, которую представляет коррупция;
- внедрение мер предупреждения и предотвращения коррупции;
- соблюдение и реализация принципа верховенства закона.
К организационно-правовым мерам по преодолению коррупции, как системного явления, можно отнести следующие:
- усиление мер уголовных наказаний за любые, в том числе, незначительные случаи коррупционного поведения;
- реальное повышение зарплаты государственным служащим с условием, что государственным служащим не будет необходимо искать способы заработка вне служебной деятельности;
- работа горячей линии для оповещения о фактах совершения коррупционных правонарушений. Такая горячая линия могла бы работать на сайтах органов власти, при этом любые сообщения о фактах коррупции должны фиксироваться и служить поводом для проверок деятельности государственного учреждения или государственного (муниципального) органа;
- разработка системных программных мероприятий по преодолению коррупции. В группу таких мероприятий следует включить следующие меры:
1) поддержание активной гражданской позиции у членов общества. Большинство опасаются сообщать о фактах коррупции, тем самым, покрывают коррупционеров и способствуют распространению коррупции. Люди с открытой гражданской позицией в условиях развитого самоуправления будут менее терпимы к коррупции;
2) разработка на уровне Кодекса корпоративной этики государственных и муниципальных служащих базовых принципов противодействия коррупции. Разработка таких принципов позволит руководству государственного органа или учреждения воздействовать на нарушителей, принимать меры административной или дисциплинарной ответственности к тем, кто нарушает этические нормы, в том числе, и совершает коррупционные правонарушения или склонен к их совершению;
3) развитие механизма общественного контроля за работой государственных органов и учреждений;
4) устранение всех законодательных пробелов антикоррупционного законодательства. Нормы антикоррупционного законодательства должны быть просты и понятны и сосредоточены в едином нормативном акте. Следует привести нормы антикоррупционного законодательства в соответствие с нормами Конвенции ООН. В частности, на законодательном уровне следует уточнить понятие коррупционного преступления, коррупционного правонарушения, конфликта интересов и т.д.
Политика в сфере противодействия коррупции (антикоррупционная политика) представляет собой систему, которая состоит из различных элементов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные акты, законодательная база
1) О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата доступа 13.05.2023)
2) ПРИКАЗ от 26 июня 2020 г. N 460 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации// https://мвд.рф/upload/site121/folder_page/018/338/548/new/Prikaz_MVD_Rossii_ot_26_iyunya_2020_g_N_460_Kodeksa_etiki_i_sluzhebnogo_povedeniya_sotrudnikov_OVD.pdf?ysclid=lhip5kexgp278107228 (дата обращения 13.05.2023)
3) Федеральный закон от 03.12.2012 No 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/?ysclid=lgxcmjwjwk851402658 (дата обращения 13.05.2023)
4) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 13.05.2023)
II. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи
5) Артюхин О.А. Актуальные направления и проблемы реализации антикоррупционной правовой политики в современной России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. No 3 (142). С. 139-142
6) Берзул И. А., Погребная Н. В. Экономико-правовые проблемы противодействия коррупции и теневой сектор экономики в России//
7) ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. Том 1. Курск, 2022. С. 243-245
8) Вородюхин С. Е., Коррупция в России: исторический анамнез : (история болезни) // История государства и права. — 2019. — № 1. — С. 24-28.
9) Воскресенская Е.В., Радионова О.Ю. Правовые средства борьбы с системностью коррупции//РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА XXI ВЕКА. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 143-145
10) Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». М.: Мысль, 2018.
11) Иващук А. С., Бояркин Д. В. Причины возникновения и развития коррупции и ее влияние на экономическую сферу//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Том 2. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2020. С. 96-99
12) Кийко А. Ю., Сальников В. П. Криминализация экономических отношений в условиях санкционного давления: вопросы противодействия коррупции, организованной преступности и недобросовестной конкуренции// ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 3. С. 18-25
13) Константинов А., География коррупции. В борьбе с государственной коррупцией прогресса нет // Русский репортер. — 2019. — № 2. — С. 54-55
14) Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения): Монография. – М.: Проспект, 2007.
15) Кузнецова Ю. А. Причины возникновения коррупции и стратегии борьбы с ней//GLOBAL AND REGIONAL RESEARCH. 2020. № 2. С. 293-299
16) Монтескье Ш.Л. О духе законов /Перевод А. Матешука. - М.: Мысль, 2018.
17) Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. - М.: Норма, 2018.
18) Преступность и реформы в России / А.И. Долгова, В.А. Серебрякова, Е.М. Юцкова и др. – М.:Криминологическая ассоциация: научно-исследовательский ин-т проблем укрепления законности и правопорядка, 1998.
19) Салихов А.-А.А., Лохина И.Н. Криминализация экономики как основная угроза для национальной безопасности России// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, РЕГИОНОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 165-170
20) Сафонова С. Г., Кочуев Н. М. Состояние и современные тенденции развития коррупции в России // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. 2018. No1. С. 103-105.
21) Тагиров А., Рашидов Ш.М. Проблемные вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне// ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборник научных статей студентов юридического факультета. Том Выпуск-85/19. Махачкала, 2019. С. 236-239
22) Харисова З.И., Файзулова Р.Р., Дюсьмекеева Д.С. Современные угрозы информационной безопасности в условиях глобализации информационного пространства // сб.: Актуальные проблемы кибербезопасности в сети Интернет. 2020. С. 163-165
23) Черных В.С. Генезис развития преступлений коррупционной направленности в дореволюционный период [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16812 (дата обращения 13.05.2023).
24) Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: ЮристЪ, 2018.
25) Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Т. V. - М.: Норма, 2018.
26) Heinzen, J. The art of the brube: corruption, law and everyday practice in the late stalinists USSR / J. Heinzen // The National Council of Eurasian and Eastern European Research. Title VIII program. – Seattle, 2018. – 30 p. – Electronic text data. – Mode of аccess: http://www.ucis.pitt.edu/nceeer/2007_820-7g_Heinzen.pdf (date of аccess: 13.05.2023). – Title from screen.