Фрагмент для ознакомления
2
Принцип разделения властей сложен по своей сути. Его конституционно-правовое регулирование охватывает целостную систему конституционных принципов организации и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти принципы включают в себя:
Демократия и принадлежность государственной власти многонациональному народу России (ст. 3 Конституции), обеспечивающие единство публичной власти в ее истоках.
Функциональное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви при их самостоятельности в пределах своих полномочий (статья 10 Конституции).
Система сдержек и противовесов, при которой законодательная, исполнительная и президентская власть в России обладают определенными полномочиями, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Федерализм.
Единство системы государственной власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5 Конституции).
Всесторонний анализ конституционных основ организации и функционирования государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации выявляет многоаспектный, сложный и системный характер принципа разделения властей.Конституция России устанавливает:
Многонациональный народ России как единственный источник власти (ст. 3).
Народный суверенитет как основа государственного суверенитета.
Единство, самостоятельность, взаимосвязь и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.
Система законодательной, исполнительной и судебной власти с учетом федеративного устройства государства.
Функции и полномочия органов законодательной и исполнительной власти основаны на конституционно определенных предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и ее субъектов.
Принцип разделения властей в органах власти субъектов Российской Федерации дополнен положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти". государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти положения, конкретно изложенные в подпункте «d» пункта 1 статьи 1, направлены на достижение баланса полномочий и недопущение концентрации всех или большей части полномочий в руках одного государственного органа или должностного лица.
Реализация принципа разделения властей проявляется в структуре органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, где на основе этого принципа создана система законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184, введенным в действие в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, предусмотрена единая система и порядок их формирования. Он служит законодательной основой построения органов государственной власти в субъектах федерации с учетом опыта организации государственной власти на федеральном уровне, а также исторических, национальных и культурных особенностей соответствующих субъектов. В частности, профессор И.А. Мальцев подчеркнул, что законодательное регулирование принципа разделения властей в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации является относительно новым явлением.Эта законодательная эволюция связана со значительными изменениями в федеративном устройстве Российской Федерации по сравнению с советским опытом конституционного регулирования. Конституция 1993 г. внесла существенные изменения, определив республики как государства в статье 5 и закрепив в качестве конституционной основы принцип равноправия субъектов в их отношениях как с федеральными органами государственной власти, так и друг с другом. Напротив, предыдущие редакции Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов основывались на принципе автономии республик и отсутствии политической и территориальной самостоятельности краев, областей и городов федерального значения, что служило административные единицы федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации сыграл значительную роль в формировании системы органов государственной власти в субъектах федерации и реализации принципа разделения властей. В постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П7 Конституционный Суд подчеркнул, что разделение властей не только закреплено в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя страны в целом, но и распространяется на организацию государственной власти в ее субъектах. Профессор И.А. Мальцев метко охарактеризовал этот период как «золотое» время для реализации принципа разделения властей в региональной конституционно-правовой практике.Это позволило обеспечить единство системы государственной власти федеративного государства при одновременном размещении различных систем организации государственной власти в субъектах федерации. Это стало возможным благодаря положениям статьи 77 Конституции Российской Федерации, предоставившей субъектам право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, установленными федеральной Конституцией 1993 г., дополненными принципы, определенные Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Однако нет оснований рассматривать систему органов государственной власти в субъектах Российской Федерации как отдельную систему, основанную исключительно на принципе разделения властей как по вертикали (между федеральной властью и субъектами федерации), так и по горизонтали (между законодательными органами). исполнительной и судебной власти). Конституционная база устанавливает механизмы ее реализации на различных организационно-правовых уровнях в рамках федеративного государства, способствует взаимодействию ветвей власти и обеспечивает единство исполнительной и судебной власти в России.
В соответствии с конституционными положениями, изложенными в части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти на федеральном уровне по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям Российской Федерации. Федерации, а также вопросы совместного ведения федерации и входящих в ее состав субъектов. Пределы самостоятельности, предоставленной субъектам федерации в законотворчестве и формировании органов государственной власти, определяются концепцией остаточных полномочий (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Внутренняя структура системы государственной власти в субъектах федерации разработана с учетом распределения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов.Этот подход принимает функциональную перспективу реализации принципа разделения властей и сохранения независимости этих органов. Однако трудно признать такой подход идеальным для полного учета интересов и самостоятельности субъектов Российской Федерации в сфере государственного управления. Таким образом, обеспечение достижения целей, решения задач и эффективной реализации своих функций органами государственной власти субъектов остается сложной задачей..
В Российской Федерации власть осуществляется на основе разделения власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Данное положение закреплено в ст. 10 Конституции Российской Федерации [1] (далее – Конституции РФ). Данные ветви власти представлены в нашей стране многочисленными органами, обладающими собственной компетенцией и собственными полномочиями.
В ст. 11 Конституции РФ речь идет о высших органах государственной власти в Российской Федерации, и, несмотря на то, что ветви три, высших органов власти названо 4. Так, законодательную ветвь власти в РФ возглавляет Федеральное Собрание – парламент России, состоящих из двух палат: нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации); исполнительную ветвь власти возглавляет Правительство Российской Федерации, имеющее довольно сложную структуру; судебную власть возглавляют высшие суды Российской Федерации – в настоящее время их два: Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации (до 2015 года их было три – до упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ с выше обозначенными органами назван также Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти, однако обладает рядом полномочий в каждой из них. Президент выступает гарантом Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека и гражданина и т.д.
Президента РФ справедливо можно называть самым значимым элементом системы сдержек и противовесов, т.к. обеспечение баланса между всеми ветвями государственной власти возлагается именно на него.
На сегодняшний день обнаруживается ряд проблем в системе разделения властей, существующей в Российской Федерации последние десятилетия. В связи с изменением реалий доктринальные положения о системе разделения властей требуют пересмотра, переосмысления. Можно говорить о том, что и сама система разделения властей нуждается в некотором реформировании с целью разрешения имеющихся в настоящее время проблем.
В качестве первой проблемы обозначают проблему расширения перечня ветвей власти [14, c. 68].
Традиционно выделяется три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Отметим, что в истоках становления этой теории количество таких ветвей было иным. Так, Дж. Локк судебную власть включал в исполнительную.
Со времен, когда система разделения властей переживала период своего становления, изменилось многое, в том числе сам государственный механизм претерпел серьезные изменения. В процессе развития системы мы наблюдаем появление все новых органов государственной власти, образующих между собой сложные взаимосвязи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/
5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/
Специальная литература
6. Административное право: Учебное пособие/Четвериков В. С. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 278 с.
7. Андреева Г.Н. Конституционное право / Г.Н. Андреева. - М.: Норма, 2019. - 416 с.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Эксмо, 2018. - 700 с.
9. Безруков А.В. Конституционное право России. Учебное пособие / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2017. -304 c.
10. Карпов А.В. Конституционное право России / А.В. Карпов. - М.: Омега-Л, 2017. - 208 c.
11. Козлова Е.И. Конституционное право России. Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2017. - 592 c.
12. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.:, Юрайт, 2018. - 384 c.
13. Конституционное право России. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 672 c.
14. Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно-методическое пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2017. -115 c.
15. Лапшина И.Е. Конституционное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / И.Е. Лапшина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 272 c.
16. Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Общая часть. Учебник и практикум / И.А. Умнова. - М.: Юрайт, 2016. - 392 c.
17. Копытов Ю.А. Административное право: учебник / Ю.А. Копытов. – М.: Юрайт, 2016. – 645 с.
18. Мах И.И. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2017. – 639 с.
19. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение: монография. – М.: Норма, 2017. – 320 с.
20. Батуев Ц.Б. Взаимоотношения законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ // Власть. 2017. № 10. С. 46-50.
21. Быстрянцев А.Ф., Селиванов С.Д. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Инновационная наука. - 2016. - №3-2 (15). - С.25-26.
22. Винокур З.Е., Солодков М.В. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России // Вестник ТГЭУ. - 2017. - №1 (69). - С.20-34.
23. Гусев А.В. Некоторые аспекты административно-правового статуса правоохранительных органов исполнительной власти Российской Федерации // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 91-95.
24. Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. - 2016. - № 2 (110). - С. 148-155.
25. Злоба Е.А. Проблемы совершенствования административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти // В сборнике: перспективы государственно-правового развития России в xxi веке Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. - 2017. - С. 523-528.
26. Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ / Ведяшкин С.В., Илюшин А.В. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 31. С. 53-62.
27. Система органов исполнительной власти в РФ и их полномочия (на примере органов исполнительной власти города Москвы) / Максименко Е.И., Головина Е.Н. // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 221-223