Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы правового поведения и его роли в жизни
1.1. Анализ понятия правовое поведение и его роли в жизни современного общества
В современный период регулирование норм общественных отношений осуществляется с помощью сложной и многообразной совокупности социальных и правовых норм. Под правовым поведением понимают законопослушное поведение субъекта, которое соответствует соответствующим нормативным положениям правового общества.
При наличии правового поведения субъекта он демонстрирует признаки правомерности поведения с опорой на законные основания. К субъектам правового поведения относят отдельные лица и представителей органов власти. Представители государственных органов в своем поведении должны опираться на предписания права, правовую компетентность и участие в правотворческой деятельности [12].
Исследователи к видам правового и правомерного поведения относят:
- социально активное правовое поведение;
-коммуникативное правовое поведение;
- маргинальное правовое поведение, которое также называют девиантным и делинквентным поведением.
Правосознание – это явление, которое обозначает поведение человека, соответствующее нормам права. У субъекта эти процессы связаны с правовым и социальным интеллектом, наличие которого позволяет пояснить поведение субъекта, как правомерного, так и, наоборот.
Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что человек, совершая определённые действия, сопоставляет их с принятыми в обществе образцами и правилами поведения. Чаще всего, речь идёт о сфере действия социальных норм, которые обусловлены уровнем развития общества. Речь в данном конкретном случае идёт об общественных отношениях в социуме. Они создаются коллективами людей и при этом можно говорить, что под социальными нормами можно понимать правила, регулирующие правовое поведение людей. Социальные нормы являются:
- правилами поведения людей;
-правилами поведения общего характера;
-обязательные правилами поведения людей в обществе.
Социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения субъектов. Сегодня существует достаточно много видов социальных норм.
Это многообразие объясняется сложностью системы общественных отношений и множественностью субъектов, которые осуществляют нормативное регулирование общественных отношений.
Феномен социального интеллекта изучали Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. Из отечественных исследователей социальным интеллектом занимались М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др.
Согласно многим исследованиям, социальный интеллект человека есть самостоятельная единица. Она функционирует наряду с другими видами интеллекта, и является составным аспектом эффективного взаимодействия субъекта с социумом [18].
Учёные признают, что чем выше у субъекта социальный интеллект, тем устойчивее его правовое поведение. Человеку легче адаптироваться в новой обстановке и успешней осуществлять свою правомерную деятельность.
Развитие современного общества характеризуется многочисленными преобразованиями, которые коснулись и системы образования. При этом подростков с неправовым, или девиантным поведением не становится меньше, как и семей группы риска. Подростки с отклонениями в поведении достаточно часто на себе испытывают прессинги с различных сторон. В том числе со стороны социальных институтов.
Именно подростки особо восприимчивы к деструктивным внешним влияниям социума. Очевидно, что девиантное поведение подростков является серьезной проблемой для общества и сложившаяся в настоящее время ситуация предполагает разработку соответствующих мер по пресечению их негативного неправового поведения.
Все те социальные нормы, которые действуют в современно обществе, подразделяются по двум критериям:
1. Способ формирования.
2. Способ обеспечения.
Исходя из этих критериев, различают следующие виды социальных норм:
1. Нормы права.
2. Нормы морали.
3. Нормы обычаев.
4. Нормы общественных организаций.
5. Религиозные нормы.
Под нормами права понимают правила поведения в социуме, которые устанавливаются и охраняются государством. В данном случае, отличительными чертами права является его формальный характер. Это, прежде всего, внешнее выражение в официальных юридических источниках. К ним относят международные конвенции, законы и др. Это четкая взаимосвязь правовых норм и общеобязательность предписаний. В случае посягательства на нормы права присутствует обеспеченность государственным принуждением [22].
Под нормами морали, или нравственности понимают правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле. Речь идёт о справедливости, или несправедливости, а также, о долге, чести и достоинстве. Данные нормы охраняются от нарушения силой общественного мнения, или возможно внутренним убеждением.
Нормы обычаев – это такие правила поведения, которые сложились в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени. Они просто давно вошли в привычку людей. Нормы обычаев охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.
Нормы общественных организаций, или корпоративные нормы, подразумевают такие правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями. Они охраняются мерами общественного воздействия, которые предусмотрены уставами этих организаций, или корпораций.
Под религиозными нормами понимают правила поведения, которые установлены различными вероучениями. Они используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.
Деление социальных норм также возможно по их содержанию. По данному признаку можно выделить политические, экономические, трудовые, семейные, экологические и другие нормы. Правилами человеческого общежития рассматриваются социальные нормы в их совокупности.
Наиболее важными регуляторами поведения граждан всегда выступали право, мораль и обычаи. Самыми древними правилами поведения считаются обычаи. Некоторые из обычаев близки к инстинктам, поскольку люди исполняют их, при этом даже не задумываясь. Это происходит от того, что так у людей давно заведено [10].
Затем появилась другая система правил поведения, которую обозначили как мораль. При этом правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи. От обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. В данном случае у человека есть выбор, и он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Здесь важно понимать, чем именно руководствуется человек, обосновывая свой выбор.
Прежде всего – это совесть, которая рождает чувство долга. При этом смысл морального долга заключается в том, что один человек сочувствует другому.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г.Ю. Айзенк, Л.К. Эмин. - М.: Эксмо – Пресс. - 2002. - 352 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г.М. Андреева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс. - 2010. - 288 с.
3. Баширов, И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов. - М. : Воен. ун-т МО РФ. - 2006. - 28с.
4. Белова, С.С. Социальный интеллект [Электронный ресурс]: теория, измерение, исследования / С.С. Белова [и др.]. - Электрон. текстовые данные. -М.: Институт психологии РАН, 2004. - 176 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15649.html (дата обращения: 01.05.2024).
5. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- N 11. - 2012. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 01.05.2024).
6. Кудинова, И.Б Социальный интеллект как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. - 2005. – N 4. - С. 132-142.
7. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2012. – 544 с.
8. Лунева, О. В. История исследования социального интеллекта [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - No 4.- С. 177-182.
9. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - N 1.- С. 146-151.
10. Лунева, О.В. Теоретические основания концепции социального интеллекта [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - N 3.- С. 231–236.
11. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2014. - 264 с.
12. Манина, К.Е. Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза [Текст] / К.Е. Манина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - N 12.- С. 150-154.
13. Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 01.05.2024).
14. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2017. – 266 с.
15. Панова, Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков [Текст] / Н.В. Панова // Интеграция образования. - 2011. - N 2. - С. 88-92.
16. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
17. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества [Текст] / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - Т.2.- N 4.- С. 94-101.
18. Соловьёва, О.В. Социальный интеллект как психологический феномен [Текст] / Наука, образование и инновации: сб. науч. тр.- Уфа.: Аэтерна. - 2016. - ч. 3. - С. 203 - 206.
19. Федорова, Е.А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Е. А. Федорова. - Ярославль.: Ярослав. гос. пед. ун-т. - 2009.- 26 с.
20. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. - Питер. – 2014. - 607 с.
21. Чеснокова, О.Б., Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем [Текст] / О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. - 2010. – N 2(4). - С.22-29.
22. Чигинцева, Ю.Б. Исследование социального интеллекта у подростков [Текст] / Ю.Б. Чигинцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3.- С. 576–580.
23. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина. - М.: ИП РАН. - 2017. - 181 с.
24. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления социального интеллекта школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки. - СПб.: ГИПСР. - 2011. - Т. 15, No1- С. 74-81.