Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, общественно-представительский характер Общественной палаты РФ, а впоследствии и Общественных палат различных субъектов РФ, очевиден. Их цель - аккумулировать и выражать чувства граждан, стать интеграционным центром для всех общественных органов.
Общественная палата призвана быть катализатором общественных настроений с определенной точки зрения, не в аспекте политических настроений, потому что при таких подходах всегда могут возникнуть конфликты и противоречия, а в мирном поиске путей сотрудничества в обществе. Общественная палата также была задумана Президентом РФ как организация по общественному управлению в отношении государства и муниципалитетов, но не в смысле надзорного органа, а скорее как организация, которая ищет, обобщает и доводит до компетентных органов общественные оценки, иными словами, способствует совершенствованию государственной власти.
Общественно-представительный характер Общественной палаты РФ отражается в ее составе и порядке формирования.
Так, согласно ст.6 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ Общественная палата РФ формируется из 40 граждан РФ, утвержденных Президентом РФ, 85 представителей Общественной палаты субъектов РФ и 43 представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций.
Однако некоммерческие организации, политические партии и некоммерческие организации радикальной направленности, зарегистрированные менее чем за год до истечения срока полномочий действующих членов Общественной палаты, не имеют права выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты .
Помимо того, что политические партии находятся в этом "соседстве", остановимся на том, что они по-прежнему выражают конкретные, часто взаимно противоречивые интересы. С другой стороны, закон ориентирует общественную палату на общие интересы и интеграцию граждан и организаций и не позволяет политическим партиям участвовать в ее формировании.
В ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ перечисляется широкий спектр основных форм деятельности общественных палат в РФ. К ним относятся не только собрания, но и советы общественных палат, комиссии общественных палат и рабочие группы.
Общественная представительность деятельности Общественной палаты РФ проявляется и в том, что она осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан, государственных органов и иных некоммерческих организаций РФ. Она также делает информацию о таких инициативах доступной для граждан РФ.
Общественные палаты областей РФ в основном работают в том же направлении, что и федеральная общественная палата.
1.2.Место Общественной палаты РФ в системе государственных органов России
В РФ не существует единого "юридического" определения Общественной палаты. Можно сказать, что Общественная палата - это, во-первых, учреждение, во-вторых, общественный, неполитический институт (не участвующий в распределении власти или борьбе за ее реализацию) и даже гуманитарно-научный институт, созданный для согласования интересов общества и его членов .
Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ. В ч.1 ст.1 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ законодатель пытается установить правовой статус общественных залов.
Правительство РФ указывает на необходимость более детальной проработки правового статуса общественных залов, которые являются местами взаимодействия граждан и органов государственной власти и в то же время имеют форму органов государственной власти. Однако положения этой части законопроекта так и не были уточнены.
Позиция Правительства РФ заключается в том, что в целях удовлетворения потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод, прав государственных органов в формировании и реализации государственной политики, осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти гарантируется взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч.1 ст.26 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч.2 ст.26 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.
Организация Общественной палаты выполняет следующие функции по взаимодействию с государственными органами власти РФ:
-организация взаимодействия с парламентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также участие членов Общественной палаты в пленарных заседаниях и совещаниях парламента РФ, Правительства РФ, комитетов и комиссий федеральных органов исполнительной власти;
-рассмотрение обращений Президента РФ, Парламента РФ и Правительства РФ.
Целью Общественной палаты является обеспечение координации в решении наиболее важных вопросов, представляющих интерес:
-с одной стороны, социально значимых интересов граждан России и государственных органов;
-с другой стороны, интересов государственных органов и органов местного самоуправления.
Сферы, в которых наиболее важные проблемы решаются благодаря координации, осуществляемой Общественной палатой, указаны в ст.2 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ:
-экономическое и социальное развитие России;
-защита национальной безопасности России
-защита прав и свобод российского народа;
-защита конституционного строя России;
-защита демократического принципа развития российского гражданского общества.
Следует отметить, что целью Общественной палаты является согласование интересов органов государственной власти. Согласно ч.1 ст.80 Конституции РФ, Президент РФ является главой государства .
Кроме того, в ст.2 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф указаны шесть задач Общественной палаты, в связи с чем следует отметить следующие моменты
Вовлечение граждан и общественных органов в реализацию государственной политики определено как одна из задач Общественной палаты (п.1 ст.2 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф). Однако другие положения Федерального закона не содержат механизмов реализации этой задачи.
Положения о поддержке гражданской активности общественными палатами содержатся в ст.21 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф. В частности, Общественная палата РФ осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан и общественных организаций РФ (п.1 ст.21 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф), организует и проводит форумы граждан и общественные слушания по актуальным вопросам общественной жизни (п.2 ст.21 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф) и информирование граждан РФ об инициативах граждан и общественных органов РФ (п.3 ст.21 ФЗ от 04.04.2005 №32-Ф).
Проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления (п.3 ст.21 ФЗ от 04.04.2005 №32-ФЗ).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
2. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об Общественной палате РФ" // СЗ РФ. – 2005. - № 15. - Ст.1277
3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ" // СЗ РФ. – 2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3852
4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в РФ" // СЗ РФ. – 2014. - № 30 (Часть I). - Ст. 4213
5. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"// СЗ РФ. – 2008. - № 24. - Ст. 2789
Научная и учебная литература
6. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография. М.: Юстицинформ, 2022. – С.102.
7. Бондарь Н.Ю. Общественная палата как правовая форма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в РФ // Юрист. 2019. № 2. С. 70.
8. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в РФ / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3 - 13.
9. Кокотова М.А. Местные общественные палаты (советы) в России и региональные экономические, социальные и экологические советы во Франции как субъекты общественного контроля // Российский юридический журнал. 2021. № 4. С. 32 - 41.
10. Михеева Т.Н. И снова об общественном контроле: грядущие новации законодательства / Т.Н. Михеева // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 34 - 37.
11. Огнева Е.А. Общественный контроль в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: конституционно-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Огнева. М., 2015. 232 с.
12. Потанина Е.А. Региональная общественная палата как социальный институт гражданского общества современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.А. Потанина. Мурманск, 2015. 26 с.
13. Прудентов Р.В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции / Р.В. Прудентов // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 37 - 42.
14. Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. - С.56.
15. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. - М.: КноРус, 2019.- С.63.