Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Международный день защиты детей призван напомнить взрослым о необходимости уважать право детей на жизнь, свободу мнения и религии, образование, досуг и отдых, защиту от физического и психологического насилия и защиту от эксплуатации детского труда, как необходимые условия гуманного и справедливого общества. В Советском Союзе детей называли "единственным привилегированным классом", но в России это уже не так. Неуверенность в перспективах тех, кто уже родился, не привела к росту рождаемости. Сегодня в России существует серьезная демографическая проблема. Если раньше она не была в центре общественного внимания, то теперь она стала предметом пристального внимания на всех уровнях.
Защита прав детей - важнейшее направление политики любого государства на современном этапе развития, а охрана материнства, отцовства и детства занимает особое место среди его приоритетов и функций.
В данной курсовой работе определяется значение органов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях, выявляется сущность механизмов защиты прав несовершеннолетних, включая судебную и внесудебную формы. Она представляет собой институциональные элементы механизма, анализирует деятельность органов, участвующих в защите прав детей, определяет их роль и функции. Особое внимание уделяется судебной защите как эффективному средству обеспечения прав и законных интересов личности.
Степень изученности темы. В основу исследования положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав ребенка, нормами семейного права: М.В. Антокольской, A.M. Беляковой, Е.М. Белогорской, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, А.Т. Гойхбарга, JI.M. Звягинцевой, В.И. Данилина, М.Н. Ершовой, Ю.А. Королева, А.Е. Казанцевой, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, В.П. Никитиной, З.В. Ромовской, А.И. Пергамент, Л.И. Пацевой, В.А. Рясенцева, А.М.Рабец, Г.М. Свердлова, Е.А. Чефрановой, В.А. Тархова, Е.Н. Тресцовой, Т.В. Шахматова, Я.Н. Шеченко, К.Б. Ярошенко и других. Среди них: Кобилова С.А., Леонтьева Е.А. Права ребенка и гарантии их защиты в международном и российском законодательстве./Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики , Пономарева Е.В. Методологические проблемы разграничения субъектов права и квазиправовых субъектов, Ханахмедова Л.В. Международная правовая защита детей: история и современность, Чернышева Е.В., Злоказов К.В. Полицейская психология: учебное пособие, Чиркова Е.С. "Субъект права": подходы к пониманию, Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы), Якушев П.А. Нетипичные истцы в спорах о воспитании детей .
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового регулирования судебного механизма защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права в области судебного механизма защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
Целью исследования является анализ проблем реализации судебного механизма защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Дать определение понятию и рассмотреть классификацию прав ребенка ;
2.Провести анализ способов защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях;
3.Исследовать содержание и защиту имущественных прав несовершеннолетних;
4.Пронализировать содержание и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних;
5.Рассмотреть правовые особенности судебной защиты прав несовершеннолетних.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный. Данные методы исследования дают возможность обнаружить не только общие направления судебной защиты, а также ее особенности, пути повышения эффективности. Источниковая база. Впервые осуществлен полный системный анализ имплементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка как основного международного правового акта о правах ребенка и их защите. Сделаны теоретически значимые выводы по ряду частных вопросов, недостаточно изученных либо не являвшихся ранее предметом научного анализа; сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и их защиты в России.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1.Понятие и классификация прав ребенка
Согласно Конституции РФ, для гармоничного развития личности несовершеннолетние должны расти в атмосфере любви и добра, в здоровой семье и среди близких людей. Обязанность взрослых - подготовить несовершеннолетних к самостоятельной жизни и помочь им стать полноценными членами общества. Правовое понятие "ребенок" представляет собой социальную группу лиц, не достигших 18-летнего возраста. Дети объективно находятся в неравном положении по сравнению с другими гражданами, поскольку не обладают дееспособностью и зависят от взрослых.
Права лиц, не достигших совершеннолетия, признаны в международном праве, в частности, в Конституции РФ. Так, как уже упоминалось ранее, Декларация прав ребенка, принятая на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 году, признает лиц, не достигших 18 лет, детьми. Вышеупомянутый международно-правовой документ требует от государственных органов признания прав ребенка и их признания посредством законодательства или других мер .
Важным аспектом положений Декларации является то, что человек наделяется правами с момента рождения. Основой для заключения конституционных норм является закрепление единых и значимых прав и правоотношений между человеком и государством, независимо от возраста. Безусловно, наиболее важными являются положения Конституции РФ, суть которых вытекает из того, что уважать и защищать права детей также является обязанностью государства.
Конвенция о правах ребенка фактически подчеркивает некоторые положения, которые включают:
-хотя право расти в счастливом доме и право на любовь являются чрезвычайно важными потребностями для каждого человека, права детей - это не что иное, как базовые потребности;
-но только в той мере, в какой это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и защиты прав и свобод других людей;. Право на защиту от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и от рабства и подневольного состояния не может быть ограничено;
-когда несовершеннолетний имеет право, это означает, что должна существовать процедура отстаивания этого права: иметь право - значит быть способным его отстаивать.
Семейное законодательство классифицирует права несовершеннолетних на имущественные права и личные неимущественные права. Следует отметить, что личные неимущественные права формируются в отношении благ, не имеющих экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особые характеристики, основанные на "возникновении и прекращении". В юридической литературе существует возможность классифицировать такие права детей .
Например, можно выделить следующие неимущественные права:
-на индивидуализацию личности;
-на обеспечение физической неприкосновенности личности;
-на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов.
Несовершеннолетние также имеют имущественные права, которые обеспечивают им доступ к материальным благам, необходимым для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Эти права характеризуются применением норм как семейного, так и гражданского права. Следует отметить практическую значимость вышеперечисленных категорий, поскольку их осуществление, охрана и защита требуют принятия различных мер.
Имущественные права осуществляются через представителей. В качестве исключения имущественные субъектные права в сфере семейных отношений характеризуются тем, что они непередаваемы в силу личных связей собственников и, следовательно, отсутствуют отношения правопреемства.
В совокупности вышесказанное позволяет утверждать, что "сегодняшние" показатели демократизации государства указывают на обеспечение прав человека для всех возрастных групп, включая детей. Поэтому совершенствование деятельности в этой сфере является важной задачей для российского государства.
Правовой статус несовершеннолетних в российском праве регулируется международным правом, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством, а также рядом федеральных законов РФ, которые носят комплексный характер и в большей или меньшей степени регулируют статус несовершеннолетних.
Часто возникают вопросы о том, куда ребенок может обратиться в суд за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний в принципе подать иск где угодно. Конкретные меры, которые необходимо предпринять для помощи ребенку, зависят от его возраста .
Ведь дети разного возраста обладают разным уровнем дееспособности и, соответственно, разными возможностями для защиты своих прав и законных интересов. Гражданская дееспособность - это способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их своими действиями. По закону дети в возрасте до 14 лет являются несовершеннолетними, а в возрасте от 14 до 18 лет - малолетними.
До 14 лет они являются недееспособными, и в качестве их представителя выступает законный представитель. Ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Кроме того, ребенок имеет право обратиться в органы внутренних дел, если поведение лица, нарушающего его права, образует состав уголовного преступления. Органы опеки и попечительства обязаны принимать сообщения от должностных лиц организации или иных граждан, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право самостоятельно обратиться в суд по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений. Поскольку несовершеннолетний не обладает необходимым объемом правовых знаний -следует предусмотреть обязательное участие адвоката.
1.2.Анализ способов защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях
Россия в соответствии с Конституцией РФ провозглашена правовым государством, одной из отличительных черт которого является судебная система, способная эффективно защищать интересы граждан и организаций .
Права и свободы человека, наряду с самим человеком и его жизнью, представляют собой безусловную ценность. Что касается защиты прав несовершеннолетних, то это одна из тем современного общества, важность которой признана на национальном и международном уровне.
Рассмотрим способы защиты прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях:
1.Международная защита прав несовершеннолетних обсуждалась еще в 1913 году на Международном конгрессе по защите детей, проходившем в Брюсселе, в ходе которого было признано, что дети являются наиболее уязвимыми в силу особенностей их физического и психического развития и поэтому нуждаются в защите и охране.
Эта система получила дальнейшее развитие сначала в рамках Лиги Наций (которая приняла Декларацию прав ребенка в 1924 году), а затем в рамках Организации Объединенных Наций. Таким образом, актуальность этих вопросов была подтверждена принятием Декларации прав ребенка и последующей Конвенции ООН о правах ребенка. Дети (несовершеннолетние) были признаны полноправными субъектами права и признана необходимость их особой защиты.
В.И. Абрамов в своей диссертации указывает на значение международного права в развитии института защиты прав ребенка и связывает ратификацию Россией Конвенции ООН о правах ребенка с началом нового этапа государственной политики в области защиты детства и формированием теории прав ребенка в праве.
Несомненно, что для российского общества на современном этапе его развития органы защиты прав несовершеннолетних имеют огромное значение.
Переходя к вопросу о защите прав детей, следует отметить, что терминологическое единство в определении понятий "ребенок" и "несовершеннолетний" отсутствует как в нормативных правовых актах, так и в научной литературе.
2. Защита прав несовершеннолетних включает юрисдикционные формы, которые используются в рамках охранительного механизма, и подразделяются на судебные и внесудебные; и процессуальные, характерные для всех органов, осуществляющих защиту прав .
В свою очередь к внесудебным относятся: административная форма защиты, которая подразумевает обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления; и общественная, связанная с деятельностью различных правозащитных организаций. Кроме того существует и самостоятельная форма защиты своего права, которая некоторыми исследователями определяется как самозащита.
А.А. Стремоухов в своем исследовании, анализируя механизмы защиты прав, выделяет в нем следующие элементы: право на защиту, формы защиты, меры принуждения, в котором автор называет меры защиты и меры ответственности.
В то же время он определяет это право как "возможность для индивида просить компетентные национальные или международные органы использовать свои собственные юридически санкционированные принудительные действия, чтобы заставить носителя обязанностей восстановить нарушенное (незавершенное) право или защитить его".
Механизмы защиты прав ребенка развивались на международном и национальном уровнях и состоят из институциональных и нормативных элементов.
Нормативные элементы включают в себя законы, принятые в рамках международных организаций, такие как Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года и Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года, а также законы, принятые на уровне отдельных государств, в том числе следующие Конституция РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; семейное, гражданское и трудовое законодательство индивидуальные нормы и т.д .
Подробнее остановимся на защите прав несовершеннолетних. Напомним, что установлено, что дети имеют право на защиту своих прав и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ (в частности, если органом опеки и попечительства установлено противоречие между интересами родителей и ребенка, если родители лишены родительских прав, граждане, дееспособность которых ограничена вследствие алкогольной зависимости), - органом опеки и попечительства, прокурором или судом.
В случаях нарушения прав и законных интересов ребенка, злоупотребления родительскими правами или жестокого обращения с ним ребенок имеет право по достижении 14 лет обратиться за защитой в орган опеки и попечительства администрации области или в суд.
Работники организации и другие граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов или жестоком обращении, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении такой информации орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Защита прав несовершеннолетних (особенно в случае выявления случаев жестокого обращения с детьми) возлагается на.
-опекуны и органы защиты;
-прокуратура (помощник прокурора, отвечающий за защиту прав несовершеннолетних);
-инспекторам по делам несовершеннолетних районного отдела внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних.
Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по уходу за несовершеннолетним, если это деяние связано с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в отказе несовершеннолетнего в пище, запирании его в комнате одного на длительное время, систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего, издевательствах или побоях.
Если при уходе за несовершеннолетним родитель или другое лицо, обязанное это делать, либо учитель или другой работник образовательного, сестринского, лечебного или иного учреждения, ответственный за надзор за несовершеннолетним, не выполняет или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, его поведение в сочетании с жестоким обращением с несовершеннолетним может повлечь наложение минимального предусматривает штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или ограничение свободы на срок до двух лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Жестокое обращение с детьми (включая физическое или психическое насилие над детьми), посягательство на половую неприкосновенность ребенка являются основанием для лишения родительских прав.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
-возбуждение дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав или отмене усыновления
-обращение в суд или в орган опеки и попечительства с заявлением о возвращении (признании) нарушенных (неосуществленных) прав ребенка;
-непосредственное участие в судебном процессе по защите прав ребенка; и
-вынесение предупреждений о недопустимости дальнейшего нарушения прав ребенка и предъявление ходатайств об устранении таких нарушений;
-предъявле