Фрагмент для ознакомления
2
Интенсивные исследования в этой области начались только в 50-х годах 20-го века. В настоящее время можно условно выделить следующие направления исследования творчества.
В рамках первого направления исследуются продукты творческой деятельности человека (Ф. Баррон, Р. Уайсберг, К. Тейлор). Представители второго направления рассматривают творчество как процесс, выделяющий этапы, уровни и виды творчества (Г. Уоллес, М. Вертгеймер, В.Я. Понамарев, А. Пункаре). Третье направление ориентировано на изучение личности (Т. Амабайл, А. Маслоу, Е.Л. Яковлева, Н. Коган, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Представители четвертого направления рассматривают творчество как способность (П. Торранс, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, В.Т. Кудрявцев, Дж. Гилфорд, В.С. Юркевич и др.). Особого внимания заслуживает подход Д.Б. Богоявленской, которая вводит концепцию ситуативно нестимулируемой деятельности как целостного образования, отражающего процессуальную взаимосвязь интеллектуального и мотивационного компонентов системы в их единстве.
Суммируя все определения, мы можем констатировать, что творчество как форма человеческой деятельности, позволяющая обобщать новое, выражается через актуализацию творчества как интегративного качества человеческой психики, что позволяет нам рассматривать проблему творчества как ключевую в данном контексте [12].
Разные ученые определяют творчество по-разному. По мнению известных американских психологов Дороти Сиск и Сандры Кейплан, творчество - это:
- социальное явление, связанное с преобразованием мира;
- процесс, направленный на познание мира и самого себя.
- преобразующая деятельность, посредством которой создается новое и в то же время ценное; ключевое слово - новизна.
Художественно-эстетическое развитие определяется как человеческая деятельность, которая создает новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и социальной значимостью, то есть в результате творчества возникает что-то новое, чего еще не существовало.
Термин «художественно-эстетическое развитие» также может быть определен более широко. Философы определяют эстетику и творчество как необходимые условия развития материи, формирования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс субъективного создания нового, основанный на способности генерировать оригинальные идеи и использовать нестандартные действия. На самом деле творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество можно рассматривать в нескольких аспектах: продукт творчества - это то, что создается; процесс творчества - это то, как оно создается; процесс подготовки к творчеству - это то, как развивать творчество.
Продуктами творчества являются не только материальные продукты - здания, машины, но также и новые мысли, идеи и решения, которые могут не сразу материализоваться. Другими словами, творчество - это создание новых вещей в разных планах и масштабах [8].
Характеризуя сущность творчества, важно учитывать различные факторы, присущие творческому процессу.
Художественно-эстетическое развитие имеет следующие характеристики: техническую, экономическую (снижение затрат, рентабельность), социальную (условия труда), психолого-педагогическую - развитие умственных, нравственных качеств, эстетических чувств, умственных способностей человека в творческом процессе, приобретение знаний.
С точки зрения психологии и педагогики особую ценность представляет сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств творческого развития.
Художественно-эстетическое развитие - это целеустремленный, упорный, упорный труд. Это требует умственной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных качеств и высокой работоспособности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аврукин В. М. Новые исследования психологии творчества //Психологический журнал,2005. — № 5.
2.Арсеневская, О.Н. Музыкальные занятия. Первая младшая группа / О.Н. Арсеневская. - М.: Учитель, 2020. - 803 c.
3.Блохина О.В. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества. БелРИПКППС. – 2008г.
4.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
5.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 240с.
6.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
7.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 276с.
8.Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. - М.: Просвещение, 1987. - 160с.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981г.
10.Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Детство-Пресс, 2023. - 936 c.
11.Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.
12.Гомонова, Е. А. Секреты музыкального воспитания дошкольников. Музыкальный сборник. Учебно-методическое пособие / Е.А. Гомонова. - Москва: РГГУ, 2018. - 826 c.
13.Домогацкая, И. Е. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет / И.Е. Домогацкая. - Москва: Высшая школа, 2022. - 120 c.
14.Ефимов, Т. Загрустила что-то Баба Яга / Теодор Ефимов. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2021. - 489 c.
15.Замуруева О.Т. Развиваем музыкальный и ритмический слух / Замуруева Ольга. - М.: Феникс, 2020. - 604 c.
16.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. / М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова. - Москва: Наука, 2016. - 503 c.
17.Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 88с.
18.Картушина, М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий 2003, 2020. - 761 c.
19.Киркос, Р. Волшебные птицы года. Сценарий с нотами для старшего возраста / Р. Киркос, И. Постоева. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2019. - 879 c.
20.Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2019. - 144 c.
21.Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.
22.Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
23.Кудряшов, Александр Владимирович Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя (+ CD-ROM) / Кудряшов Александр Владимирович. - М.: Феникс, 2017. - 271 c.
24.Лысова, Е. А. Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе «Детство». Средняя группа / Е.А. Лысова, Е.А. Луценко, О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2016. - 363 c.
25.Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 306с.
26.Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 - 104с.
27.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.
28.Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям. Подготовительная группа. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 788 c.
29.Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 227с.
30.Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»«, ООО «Этрол», ООО «Гама Пресс 2000», 2005. - 277с.
31.Овчинникова, Т.Е. Музыка, движение и воспитание / Татьяна Овчинникова , Анна Симкина. - М.: Каро, 2022. - 311 c.
32.Пидкасистый, П.И. Педагогика, М - 2002.
33.Покровская К.Е. Путешествие в страну музыкальных звуков / Покровская. - М.: Каро, 2017. - 510 c.
34.Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.А. Праслова. - СПб.: ДЕТСТВО-Пресс, 2005. - 384с.
35.Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2021. - 176 c.
36.Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007
37.Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий [Текст] / Р. Сидельников // Дошкольное воспитание. - 1979. - №1. - С. 5 - 8.
38.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Волгоград, Учитель 2010 - с. 111
39.Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. - М.: Учитель, 2019. - 679 c.
40.Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Либроком, 2017. - 264 c.
41.Фирилёва Ж.Е. Путешествие в мир музыки: тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 403 c.
42.Ходонович Л.С Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль. - М.: Академия, 2005.
43.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256с.
44.Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2017. - 132 c.