Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ 5
1.1 Сущность и структура учебной деятельности 5
1.2 Формирование учебной деятельности в онтогенезе 10
1.3. Особенности формирования учебной деятельности у детей с проблемами в развитии 12
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ 18
2.1 Констатирующий эксперимент и его результаты 18
2.3 Коррекционная работа по формированию учебной деятельности у детей с проблемами в развитии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация российского образования предполагает формирование ключевых компетенций учащихся, которые обеспечивают функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвития во всех видах деятельности.
Перед системой образования встает проблема развития у учащихся готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям, потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь, способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность. Этого можно достичь, если направить учебный процесс на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно-познавательной и учебно-исследовательской компетенции школьников, готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни (К.Э. Безукладников, А.А. Красноборова и др.).
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме формирования учебной деятельности, и понимание ее значения, а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема формирования учебной деятельности школьников по-прежнему остается слабо разработанной, особые трудности возникают при формировании учебной деятельности детей с проблемами в развитии.
Проблема тяжелых отклонений в развитии впервые возникла и приобрела особую значимость в отечественной и международной науке в середине XX века, когда стремительный прогресс в различных областях науки и техники и усложнение школьных программ в целом привели к появлению большого количества детей с трудностями в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неудачи. Во многих случаях причиной называли умственную отсталость, и таких детей отправляли в вспомогательные школы, которые появились в России в 1908-1910 годах.
Однако клиническое обследование все чаще оказывалось безуспешным в выявлении признаков проблем в развитии у многих детей, которые не могли успешно учиться в общеобразовательных школах. Поэтому под руководством Певзнера, ученика Выготского и специалиста по умственной отсталости, было начато комплексное исследование причин трудностей в обучении. Резкое увеличение числа неуспевающих учеников на фоне требовательной учебной программы указывало на существование некой формы умственной отсталости, которая проявлялась в условиях повышенных академических требований.
Актуальность данного исследования определяется изменениями социальных отношений на современном этапе развития общества и, соответственно, изменениями социального заказа государства в условиях модернизации начального образования. У детей с проблемами в развитии отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, У.В. Ульенкова, Г.В. Шаумаров, П.Б. Шошин), что непосредственно влияет на формирование учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность детей с проблемами в развитии.
Предмет исследования: особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии.
Цель исследования: рассмотреть особенности учебной деятельность детей с проблемами в развитии.
Задачи исследования:
• Проанализировать научную литературу по теме исследования;
• Рассмотреть сущность и структуру учебной деятельности;
• Определить основные особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии;
• Провести констатирующий эксперимент;
• Рассмотреть основные направления коррекции учебной деятельности детей с проблемами в развитии.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
1.1 Сущность и структура учебной деятельности
Изучение учебной деятельности составляет обширную область современного образования. Развитие взглядов на природу процессов и условий эффективного усвоения опыта, накопленного за всю историю человечества, и формирование психологических теорий учебной деятельности имеют определенные предпосылки и достаточно длительную историю.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин [17] опирались на общую теорию деятельности и достижения возрастной и педагогической психологии. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали концепцию учебной деятельности. Эта концепция оказала большое влияние на развитие психологии учебной деятельности и легла в основу многочисленных исследований различных ее аспектов в отечественной и зарубежной психологии (А.К. Маркова, И.И. Ильясов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман и др.).
Данный подход определяет учебную деятельность как "деятельность, направленную на приобретение обобщенных теоретических знаний и связанных с ними способов деятельности" [15, с. 28].
Авторы данной концепции подчеркивают, что такое понимание учебной деятельности отличается от более широкого определения обучения (В.В. Давыдов, А.К. Маркова) как сознательной деятельности, направленной на приобретение знаний и выполнение учебных заданий [35, с. 31]. При этом отмечается специфика содержания, структурной организации и механизмов функционирования учебной деятельности и ее отличие от других видов человеческой деятельности (игры, труда).
Д.Б. Эльконин рассматривает учебную деятельность как особую деятельность, которую обучающийся сознательно направляет на реализацию целей обучения и воспитания, рассматриваемых как личностные цели; Д.Б. Эльконин утверждает, что "учебная деятельность — это деятельность по изменению самого обучающегося. Это деятельность самопреобразования, и ее продуктом являются те изменения, которые происходят в самом субъекте в ходе ее проведения" [37, с. 12].
Как отмечает Н.В. Нижегородцева в статье "Понятие учебной деятельности и подготовки к обучению в парадигме филогенетического подхода", "основным содержанием учебной деятельности является усвоение обобщенных способов действий в области научного понимания. Результатом этого и одновременно основой для дальнейшего обучения является развитие теоретического мышления ученика. Основной линией формирования учебной деятельности является процесс постепенной передачи учителем отдельных элементов деятельности ученику" [20].
Считалось, что у детей, приходящих в школу, нет учебных действий, но они формируются в начале учебной деятельности, а к концу начальной школы у нормально развитых школьников должны быть сформированы учебные действия.
На вопрос "Что является предметом и продуктом учебной деятельности?" Н.В. Нижегородцева ответила следующим образом. "Предмет — это собственный опыт обучающегося, который преобразуется путем соединения элементов социального опыта. Продукт — это сам обучающийся, результат развития его собственных возможностей, его собственное пространство. Если при создании произведения или изучении предмета целью является изменение или овладение предметом, то в учебной деятельности цель направлена не на внешний объект, а на самого обучающегося. Обучающийся сам сознательно ставит перед собой цель и развивает в себе какие-то качества (способность, волю, умение) [20].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской; науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982.- 128с.
2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. М., 2019.354 с.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, М., 2016. 348 с.
4. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие, Иркутск, 1989. 239 с.
5. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. . канд.психолог.наук.- М.,1976.- 21с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна, Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии. 2017. 632 с.
7. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития. - Дис. на соиск-ие уч.степени канд.психол.наук. М.,1983.- 199с.
8. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. – 340с.
9. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе.-В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред.Ф.А. Сохина и Т.В. Тарунтаевой. М.,1978, 450 с.
10. Венегр Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. - Дошкольное воспитание, 1979, 304 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. 361 с.
12. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. - Дефектология, 1974, 406 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.500с.
14. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966. 423 с.
15. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. - В кн.: Психологическая наука в СССР, т.1, М., 1959, 498 с.
16. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992. 458 с.
17. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. - Вопросы психологии, 1981, 456 с.
18. Дети с временными задержками психического развития / Под ред. Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.-207с.
19. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984,-256с.
20. Дети с отклонениями в развитии. Отграничение олигофрении от сходных состояний / Под ред. М.С.Певзнер. - М.: Просвещение, 1966,- 210с.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2017. 329 с.
22. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с
23. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе. - Дефектология, 2016, 386 с.
24. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка, М., 2005. 583 с.
25. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
26. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков, СПб, 2018. 349 с.
27. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
28. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
29. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978. 455 с.
30. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.—142 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.—704 с.
32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 416 с.
33. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986. —733 с.
34. Слепович, Е.С. Умственное воспитание детей с ЗПР в процессе дидактической игры / Е.С. Слепович. – Мн.: Дрофа, 1986. – 217 с.
35. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966. — 244 с.
36. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия, 2018. – 336 с.
38. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.
39. Фатихова, Л.Ф. Методика формирования обще интеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно- методическое пособие. – Уфа: Вагант, 2007. – 260 с.