Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы нашей курсовой работы определяется тем, что в настоящее время современное общество и государство переживают изменения в системе отечественного образования, которые диктуют необходимость сформировать творческую и активную личность, способную эффективно и самостоятельно решать жизненные задачи.
Развитие современного российского общества сопряжено с преодолением целого комплекса проблем и противоречий, порожденных масштабным духовно-нравственным кризисом, сложившимся на рубеже столетий. Осмысление перспектив общественного развития предполагает заботу государства о духовном здоровье детей и молодежи, формировании в них ценностного отношения к национальной истории и культуре, верности духовным святыням и нравственным традициям, и нормам своих предков. И, пожалуй, главной такой проблемой сегодня становится отношение к Родине, к правам и обязанностям, которые сопряжены со статусом гражданина.
В современном преподавании важную роль играет такая форма проведения занятий как экскурсия, которая в условиях цифровизации образования приобретает новые оболочки и модификации.
Инновационной формой обучения и новой в методическом плане является экскурсия виртуальная, которая современными исследователями и педагогами рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Объект исследования: внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования: общедидактические и методические условия экскурсии как формы внеурочной деятельности школьников.
Цель исследования: выявить и научно обосновать общедидактические и методические условия экскурсии как формы внеурочной деятельности школьников
Задачи исследования:
Провести обзор научной литературы по теме экскурсия как форма внеурочной деятельности школьников.
Раскрыть школьная экскурсия как педагогический процесс.
Методы исследования: в ходе научной работы использовались теоретические методы исследования:
Методы теоретического анализа, которые позволяют понятие виртуальной экскурсии представить, как процесс и результат вхождения школьников в образовательную среду вуза и выявить проблемы исследования.
В числе методов теоретического анализа в исследовании использовались:
- метод структурного анализа (выявление совокупности сущностных характеристик понятий экскурсии);
- метод содержательного анализа (определение совокупности сущностных характеристик исследования и содержательные описание каждого из них).
- метод сравнительного анализа (сопоставление одинаковых аспектов исследования разными авторами с целью выявления черт их сходства и черт различия в результатах исследования);
- метод систематизации, применяемый для представления собираемой информации);
- метод обобщения, позволяющий обобщать результаты теоретического анализа, обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.
В курсовой работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части курсовой работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам экскурсий как форма внеурочной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Абдулаева, М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М. А. Абдулаева. - Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции. - Казань : Бук, 2014. С. 22-24.
Акулова, О.В. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы / О.В. Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. Т. 3. № 6. С. 17-26.
Акулова, О.В. Образовательный процесс в вузе в условиях уровневой подготовки педагогических кадров / О.В. Акулова // Человек и образование. 2012. № 2. С. 36-4 .
Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы./ Е.А. Александрова // Литература в школе.2021 .№1 , С. 23.
Андреев, А.А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде. Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С.8. .
Андреева, О.С. Содержание понятия «краеведение», его основные направления и принципы. Проблемы региональной экологии. 2013. № 2: 69 – 71.
Асламова, К. В. Виртуальный туризм / К. В. Асламова, И. Е. Карасев // Современное состояние и потенциал туризма в России: материалы научно-практической конференции. – Омск, 2013 – С. 146 – 147.
Бабенко, Е.М., Тимохина Т.В. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников и младших школьников / Е.М. Бабенко, Т.В. Тимохина // Профилактика зависимостей. 2022 . № 1 (21). С. 121-124.
Баженова, Н.А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса на основе ЭОР // Открытый урок. 2015. № 1 . С. 22-24.
Бакурова, Е.Н. Использование виртуальных экскурсий на уроках истории при изучении художественной культуры 19 века /Е.Н. Бакурова, А.А. Аверкиева //Ученые запписки крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022.№4. С.48-59.
Белоногова, Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. № 1. С. 222-227.
Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : методическое пособие / И. И. Бурлакова. - Москва : Перспектива, 2015. - 174 с. - Текст : непосредственный.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // INfOLIO – Университетская электронная библиотека. – [сайт]. – 2016. – URL: http://www.infoliolib.info/sprav/dal/ 1/1953.html (дата обращения: 10.05.2023).
Калинина, Л.В. К вопросу об использовании виртуальной экскурсии в начально школе /Л.В. Калинина, И.М. Попова //Начальная школа. 2021. №3.С.2 .
Киреев, Б.Н., Крюков А.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении предмета технология в основной школе // Электронное приложение №2/2 12 к журналу «Школа и производство».
Климова, Т. Б. Мобильные технологии в развитии туристских дестинаций / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская // Научное обозрение. – 2014. – № 8-2. – С. 666 – 669.
Крайнева, С. В. О формировании компетенций студентов бакалавриата средствами информационно-коммуникационных технологий / С. В. Крайнева, О. Р. Шефер // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2017. – № 4. – С. 27–31.
Крылов, Д.Р. Виртуальные экскурсии для младших школьников по родному городу как средство воспитания любви к своей малой родине /Д.Р. Крылов //Новейшие достижения в науке и образовании: Отечественный и зарубежный опыт. Т.1. 2015. С.6 .
Кулаев, К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К. В. Кулаев – Москва: Турист. 96 с
Литовка, Ю.Н., Литовка А.В. "Мы выходим из школы" (учебная экскурсия как форма организации обучения истории с привлечением краеведческого материала) // Региональная история центральной России. Коломна, 2016. С. 313-319.
Малая советская энциклопедия / Глав. ред. Н. Л. Мещеряков // Национальная электронная библиотека. – [сайт]. – 2021. – URL: https://rusneb.ru/catalog/ 199_ 9_ 5121167/(дата обращения: 10.05. 2023).
Носкова, Т.Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета / Т.Н. Носкова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2017. № 3. С. 33-36.
Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалиева. – М.: Наука, 2013. 22 с.
Перегудова, О.В. Музейная экскурсия в 5–6 классах как средство формирования умения публичного выступления (на примере организации школьного музея) / О.В. Перегудова // Опыт педагогов. Коллекция методических разработок педагогов-практиков [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://newedu.fizmat.vspu.ru/practice/658. (дата обращения: 10.05.2023)
Письмо Минпросвещения России от 16.06.2022 №06-836 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научнообразовательной и патриотической тематике», утв. Минпросвещения России 10.06.2022) [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-16062022-n-06–836-o-napravlenii/ (дата обращения: 09.05.2023).
Платунова, Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся // Молодой ученый. 2017. №14. С. 645-647.
Шефер, О. Р. Актуальные проблемы организации работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации: учебное пособие по спецкурсу / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова. – Челябинск: Образование. 246 с.
Юленков, С. Е. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности / С.Е. Юленков, С.В. Котельникова, А.С. Касаткин // Решетневские чтения. – 2016. – № 2 (2 ). – С. 239 .
Schleicher Y. Digitale Medien und E-Learning – Ein Beitrag zum Globalen Lernen im Geographieunterricht? / Y. Schleicher // Zeitschrift für internationale Bildungsforschung und Entwicklungspädagogik 29. – 2006. – Nr. 3. – S. 13 – 17.