Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Обучение интонации в школе. 5
1.1. Теоретические основы интонации 5
1.2. Сопоставительный анализ учебников по русскому языку 12
Вывод по главе 1 15
Глава 2. Методические приёмы при обучении интонации в школе 17
2.1. Комплекс заданий, направленный на совершенствование интонационной выразительности речи младших школьников на уроках русского языка 17
Вывод по главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИИЯ 27
Фрагмент для ознакомления
2
В развитии преподавания русского языка в школе наблюдается такая тенденция, что изучению правильного интонационного оформления речи учащихся уделяется совсем незначительный отрезок времени. Считается, что нужно уделять большую часть времени на развитие письменной речи, а устная речь развивается на протяжении всей жизни «сама собой».
Такую проблему заметила учитель русского языка и литературы Анастасия Валерьевна Самолина. В своей работе «Зачем и как учить пятиклассников интонационному оформлению речи» она приводит результаты эксперимента, который был проведён, основываясь на описания русской интонации, сделанное Еленой Андреевной Брызгуновой по уровню изучения и использования ИК учениками. Анализ проведенного среза показал, что в речи московских школьников наблюдается экспансия двух интонационных конструкций: ИК-!3 (с восклицанием) и ИК-4. Полученные данные свидетельствуют о том, что выбор школьниками ИК-!3 и ИК-4 не соответствует контексту и ситуации, говоря иначе, не удовлетворяет нормам русского языка.
Если же пообщаться с учениками более старшего возраста, то можно услышать использование интонационные конструкции 1,2 и 3 типов. Соответственно педагоги [Богданова 2012; Василевская 2003; Зиновьева 2016; Зиновьева, Покатилова 2016] правы в том, что базовые знания интонационных норм лучше всего закладывать в первые годы обучения в школе. У учащихся ещё не заложено представление о правильном употреблении интонации в русской речи.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема, которую выделила А.В. Самолинана до сих пор не решена, а информация, которая дана в учебниках, является недостаточной для полного понимания интонационных конструкций и частично оспоримой.
Цель – исследовать вопрос по изучению интонации в школе.
Задачи:
Провести сопоставительный анализ учебников по русскому языку на предмет обучения интонации.
Изучить литературу по методике преподавания интонации в школе.
Предложить свои разработки по преподнесению интонации в школе.
Объект изучения – интонация в русской речи.
Предмет изучения – методика изучения интонации русской речи в школе.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы предлагаем собственные разработки для обучения русской интонации.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, аналитико-описательный….
Практическая значимость работы заключается в возможности использования наших методических разработок в процессе обучения русскому языку
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Ахманова, О. С. Фонология. Материалы к курсам языкознания / О. С. Ахманова / Под общ. ред. В. А. Звегинцева. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1954. - 23 с.
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебн. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд., 2009. – 287 с.
Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: Учеб. пособие для студ. педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. – М.: В. Секачев, 1998. –304 с. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е.Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2009. – 319 c.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]: Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. –165 с
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
Волкова, Л.С. Логопедия. [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель/, 2008. –216 с.
Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст]: // Вопросы логопедии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. – М., 1978. – 27-37 с.