Фрагмент для ознакомления
2
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляет отдельная группа общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, которое в сочетании с особыми методами регулирования позволяет отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Право социального обеспечения стало самостоятельной отраслью права в середине 1970-х годов. До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и финансового права. При образовании Советского Союза (1922 год) и позднее (1930-е годы) социальное обеспечение рассматривалось как часть социально-культурного права и стало частью административного права; в 1950-е годы, с появлением нового пенсионного законодательства, социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое право, а социальное обеспечение колхозников - в колхозное (аграрное) право. В 1950-х годах в законодательство были внесены изменения, в результате которых социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое законодательство .
Вопрос о независимости права социального обеспечения был впервые поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 году; Клушек, К., Пинц, И., Томеш, В., чешские юристы Й. Клушек, К., Пинц, И., Томеш и И., Верхайнер. В своем докладе они обратили внимание на особенности отношений по социальному обеспечению и порядок их регулирования, сделав вывод о самостоятельности этой отрасли права.
Позиция чехословацких юристов - В. С. Андреева, В. В. Карабаева и А. В. Левшина".
Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права был заслуженный деятель научной общественности профессор В. С. Андреев. Он первым в нашей стране создал учение о предмете и методах этой отрасли права, показал ее систему норм и сформулировал принципы социального обеспечения. Значительный вклад в развитие права социального обеспечения внесли также Астрахан, Ичалкан, Азарова, Батыгин, Гущин, Заикин, Захаров, Иванкина, Иванова, Маргиев, Тарасова, Тучкова, Фогель, Шайхатдинов и другие.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. На сегодняшний день предмет права социального обеспечения состоит из нескольких групп общественных отношений:
-отношения, связанные с социальным обеспечением граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, страховые выплаты);
-отношения, связанные с предоставлением различных социальных услуг (социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, охрана здоровья, льготы для отдельных категорий граждан, медицинское обслуживание, лечение в санаторно-курортных учреждениях);
-установление юридических фактов, процессуальных и процедурных отношений, связанных с реализацией и защитой права на отдельные виды социального обеспечения. Эти отношения, как правило, предшествуют первым двум группам отношений (процессуальные), сопутствуют им (процессуально-процедурные) или вытекают из них (процедурные) .
-отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и предоставлению различных социальных услуг составляют "ядро" предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и не могут существовать самостоятельно.
В настоящее время существуют различные виды систем пенсионного обеспечения: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, пенсии для отдельных категорий граждан и социальные пенсии. Система пенсионных выплат включает в себя пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по постановке на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за детьми до 18 месяцев, пособия на детей до 16 лет, пособия по безработице, пособия на погребение, пособия женам военнослужащих и т.д.
Соответствующие схемы компенсационных выплат включают: компенсацию тем, кто ухаживает за младенцами в возрасте до трех лет; компенсацию тем, кто ухаживает за лицами, достигшими 80 лет, больными первой группы или пожилыми людьми, которые, согласно медицинскому заключению, нуждаются в постоянном уходе; компенсацию неработающим женам военнослужащих, которые проживают с супругом в районах, где они не могут работать из-за отсутствия возможностей трудоустройства (компенсация мужьям), проживающим совместно с супругой (супругом) в местностях, где они не могут работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства .
Показать больше