Фрагмент для ознакомления
2
1. Причины Великих миграций
Для историков очевидна политическая и социально-историческая стратификация, маркирующая событийные потоки Великого переселения народов с их условным разделением на три этапа: «германский» (II-IV вв.) от маркоманских войн (166-180) до Адрианопольской катастрофы (378) . .), "гуннский" (IV-V вв.) - между адрианопольским разрушением и битвой на Каталаунских полях (451 г.), "славянский" (VI-VII вв.), связанный с движением на Восточную, Юго-Восточную и Центральная Европа славянских народов. Каждый этап многослоен во времени, как цивилизация и варварские миры в разное время. Также эти этапы занимают составление коллекции, выбор пути и направления миграции и удовлетворение ее результатов. У мигрирующих варваров-переселенцев были разные настроения в отношении тех, с кем они встречались на путях своего движения, разные позиции относительно взаимодействия с цивилизацией. В качестве критерия, который бы соответствовал «началу» и «концу» Великого переселения народов, допустимо применять, во-первых, объемный фактор при допустимом (или ограниченном) наличии соответствующей границы (липы, Великая китайская стена), разделяющая два мира, две подсистемы: римскую цивилизацию — Барбарикум, пастбища народов мира — империю Хань [1]. Во-вторых, это миграционный фактор в виде начала/завершения расселения варваров внутри Империи, как в Европе, так и в Азии. Завеса так называемых «варварских царств» к 7 веку. окончательно скрыли очертания последующей Римской империи, завершив осуществление процедур как таковых [6]. Наконец, в-третьих, существенным маркировочным фактором может быть и юридический фактор в виде эдикта Каракаллы 212 г. и реформы Лю Банга 202 г. до н.э., что стало своего рода «точкой невозврата», гражданство перестало быть привилегией и превратилось в гражданство [26]. Исходные точки достаточно формализованы, поэтому периодизация Великого переселения народов условно показательна. Однако этот условный эмпирически удобный масштаб времени международной комиссии позволяет хотя бы отчасти структурировать и концептуализировать как в исследовательской, так и в педагогической практике масштабный событийный поток Великого переселения народов, содержательный, перегруженный лакунами и дискуссионными вопросами.
Такое грандиозное явление, как массовое переселение народов, всегда имеет множественные причины и предпосылки. Отчасти эти причины одинаковы для всех массовых миграций, отчасти они обусловлены определенными историческими событиями. Итак, среди важных причин этого явления можно выделить изменение климата: глобальное похолодание или наоборот потепление, засуха или ливни приводят к массовому неурожаю в определенной местности, в результате чего у местных жителей остается предельно простой выбор: либо умереть с голоду, либо приехать «в гости» к соседям.
Переселение народов и связанные с этим войны по этой причине происходили постоянно, люди вообще склонны уходить в "теплые края" в поисках лучшей жизни. Так уже в Средние века такие же воинственные викинги из Швеции и Норвегии, гонимые голодом и неурожаем в родных краях, заполонили всю Европу, особенно Англию и Северную Францию. Что же касается великого переселения народов, то одной из его климатических причин было сильное похолодание в местах обитания гуннов, одного из основных племен, участвовавших в этом переселении.
Великое переселение народов началось еще в конце римского климатического оптимума — вероятно, одной из его причин стал такой быстрый рост населения в северной части Европы. Конкретным толчком к переселению послужило нападение гуннов в 375-376 годах на Среднюю Европу.
Большинство считают одной из главных причин миграции народов, совпадение, в основном, с климатической катасрофой раннего Средневековья, пришедший на смену римскому оптимуму[2]. Это влекло за собой уход из бедных и неблагополучных районов в поисках более привлекательных для проживания земель – население с континентальным климатом устремлялось в районы с более экологически чистым климатом. Пик переселения пришелся на период острого похолодания 535-536 гг.
Во время пессимума произошел распад Римской империи и демографический спад. Население Южной Европы уменьшилось с 37 до 10 миллионов человек. В VI в. н.э. численность населения, входившего ранее в состав Римской империи, резко изменилась. многие деревни, в основном к северу от Альп, были заброшены и заросли лесом. Анализ переносов пыльцы на общий упадок земледелия. Причинами убыли населения были накопившиеся с войной частые неурожаи и эпидемии; рост заболеваемости, детской и старческой смертности.
Штормы и наводнения на потерянных землях на побережье Северного моря и на юге Англии. В Италии в VI веке бывают частые наводнения. Епископ Григорий Туринский сообщает, что в 580-х годах во Франции были частые проблемы с ливнями, ненастьем, наводнениями, массовым голодом, поздними заморозками, жертвами которых становились птицы. В Норвегии, в VI пос. е. 40% крестьянских хозяйств были заброшены[3].
Новые поселения основаны в VII в. н.э., отличающиеся собственной структурой и относящийся к культурному разрыву с прежней традицией. Хунны, или хунну, как их называли на Востоке, сначала попытались завоевать Китай, но китайцы дали им достойный отпор. Поражение гуннов в хунно-китайских войнах явилось еще одной причиной великого переселения народов, так как гунны повернули на запад и стали продвигать свои многочисленные полчища в сторону Европы. Двигаясь в сторону Европы, гунны привели в движение племена восточных готов, земли которых как раз лежали по пути. Спасаясь от воинственных пришельцев - захватчиков гуннов, готы, в свою очередь, стали оттеснять восточные границы Римской империи.
Римская империя в то время находилась в упадке и глубоком кризисе: на императорском престоле один узурпатор сменял другого, способные и талантливые варвары, часто те же готы, нанимались для службы в римской армии на долгое время. Экономика тоже была плохой, сельское хозяйство было в упадке, а легионы, которым давно не платили, то и дело восставали (а иногда и свергали очередного императора, чтобы поставить на его место своего ставленника). Общий упадок некогда великого Рима стал еще одной причиной великого переселения народов. Не в силах сдержать надвигающуюся «волну» варваров, Рим сам в ней «захлебнулся».
Еще одной причиной было усиление военного мастерства того времени, так как варварские племена к тому времени научились воевать не хуже римлян. Так, например, в битве при Адрианополе в 378 году римская армия была буквально сметена тяжелой бронированной готской конницей, созданной по образу и подобию персидских катафрактов.
Среди причин В. п. обычно называют социально-экономическими. и социально-психологическими. изменение евразийского варварского мира, уже не способного удовлетворять потребности расового населения и знатной элиты, находившейся под влиянием цивилизации и стремившейся быстро обогатиться за счет грабежа. Важны и процессы, происходившие внутри Рима, делавшие ее все более и более уязвимой для варваров. Они также предлагают определенные функции, объяснение причин Великого переселения народов, такие как влияние на соц. и этн. сфере климата. перемены, циклы солнечной активности или всплески страсти.
Одной из наиболее дискуссионных оставшихся проблем является пространственно-временная преемственность. Основная традиция была заложена в произведениях Западной Европы. Историки 19 века, изучавшие обстоятельства распада Рима, истоки европейских народов и государств. Ориентировочно многие из них восходят к 375 году; Примерно в это же время гунны нанесли поражение остготам, вызвав переселение вестготов и других варваров, вторгшихся в провинции Рима. Завершение Великого переселения относилось к VI веку, когда завершилось формирование Франкского государства. Позже некоторые историки стали включать в состав Великого переселения народов миграцию славян и тюрков, которое к концу закончилось. 7 в. обозначился формированием Хазарского каганата и Первого Болгарского царства. В современной истории графического искусства наблюдается тенденция к расширению хронологии. Некоторые исторические графические особенности. школы после окончания Великого переселения народов рассмотреть вопрос о переводе венгров в Карпатский котел в кон. 10 в. и последний период эпохи викингов. Попытки рассмотреть Великое переселение в глобальном контексте, включая, помимо Европы, Центр. Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Сев. Африка и Ближний Восток и огромный временной отрезок с 3-го тысячелетия до н.э. до 1-го тысячелетия нашей эры.
Внутренние процессы в мигрирующих сообществах влекут за собой наличие их зависимости, а также установку на выживание в условиях ухудшающегося климата[13] и т.д.
Это нашло отражение в знаменитой «легенде об олене»[14] — о переходе гуннов (и их защитников) через Меотиду (Азовское море) вслед за чудом привлеченным животным-проводником на благодатную землю.
Издание Созомена является самым ранним и полным из дошедших до нас: «Однажды случилось так, что бык, преследуемый водой, перешел озеро, и пастух скрылся за ним; увидев встречную землю, он сообщил об этом своим соплеменникам. Другие говорят, что эту истину показала охотящимся гуннам сбежавшая лань, явно залитая сверху водой. В это время они возвратились назад, осмотрев с удивлением страну, более мертвую по климату и более удобную для земледелия, и доложили правителю об увиденном»[15]. В легенде отчасти подчеркивалось, что переселенцы искали земли, более благоприятные с точки зрения климата и удобные для земледелия. Но здесь шкала памяти уходит в древние тысячелетия, где тоже было немало «великих переселений». [1].
Еще А. А. Васильев интерпретировал легенду как «пережиток античного мифа об Ио, в которую влюбился Зевс и которую Гера переработала в корову». Он также отметил, что составное прилагательное oijstroplhvx — «ужаленный слепнем, водовод», использованное Эсхилом для обозначения Ио, произошло благодаря ряду прямых ссылок на позднеантичных авторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этно-политические и социальные аспекты. СПб.: Алетейя, 2017. 203 с.
2. Сюй Тао. Китай и северные варвары (III в. до н. э. - VI в. н. э.) - взаимодействие народов и культур: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: МГУ, 1996. 22 с.
3. Крадин Н.Н. Империя Хунну. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 312 с.
4. Буданова В.П. Великое переселение народов как универсальная модель взаимодействия цивилизации и варварства // Цивилизация. Вып. 5. М.: Наука, 2002. C. 168-192.
5. Graceffa Ag. Völkerwanderung // Les Barbares / Br. Dumézil (dir.). P., 2016. P. 1382-1385.
6. Goffart W. Roms final conquest: the Barbarians // History Compass. 2008. № 6/3. P. 855-883.
7. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М.: МГУ, 1984. 256 с.
8. Колосовская Ю.К. Рим и мир племен на Дунае. I-IV вв. н. э. М.: Наука, 2000. 288 с.
9. Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII вв. СПб.: Евразия, 2002. 335 с.
10. История Китая / А.В. Меликсетов (ред.). М.: МГУ, 1998. 736 с.
11. Дьяконов И.М., Якобсон В.А. Гражданское общество в древности // ВДИ. 1998. № 1. C. 22-30.
12. PiganiolA. L'empire chrétien. P.: Presses universitaires de France. 1947. 446 p.
13. Bloch M. Sur les grandes invasions // Revue de Synthèse. T. LX. P., 1945. P. 55-81.
14. Jones A.H.M. The later Roman Empire. 284-602. A social, economic and administrative survey. Oxford: Basil Blackwell, 1963-1964. Vol. 1-2. 1068 p.
15. Musset L. The Germanic invasions. The making of Europe AD 400-600. Pennsylvania: Univ. Park, 1975. 287 p.
16. Dixon Ph. Barbarian Europe. Oxford: Elsevier Phaidon, 1976. 151 p.
17. Demandt A. Der Fall Roms: Die Auflösung des römischen Reiches im Urteil der Nachwelt. Munich: C.H. Beck, 1984. 695 s.
18. Wolfram H. Das Reich und die Germanen: Zwischen Antike und Mittelalter. Berlin: Siedler, Cop. 1990. 476 s.
19. Heather P. The Huns and the end of the Roman Empire in Western Europe // English Historical Review. 1995. Vol. 110. № 435. P. 4-41.
20. Heather P. The fall of the Roman Empire. A new history of Rome and the Barbarians. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. 592 p.
21. Ward-Perkins B. The fall of Rome: and the end of civilization. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. 252 p.
22. Bowersock G.W., Brown P. Grabar O. Late antiquity: a guide to the postclassical world. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1999. 780 p.
23. Bona I. Das Hunnenreich. Budapest: Corvina, 1991. 294 s.
24. Goffart W.A. Barbarians and Romans. A.D. 418-584. Princeton: Princeton Univ. Press, 1980. 278 p.
25. Goffart W. Barbarian tides. The migration age and the later Roman Empire. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 2006. 372 p.
26. 26.
27. Ammianus Marcellinnus. Rerum gestarum libri qui supersunt. Berlin: Akademie Verlag, 1992. 656 s.
28. Claudius Claudianus. Works / By M. Platnauer. (English transl). L.; Cambridg, MA: Heinemann; Harvard Univ. Press, 1922. Vol. 2. 432 p.
29. Eusebius Hieronymus. Epistulae // Patrologiae cursus completus. Series latina. Paris: Migne, 1845. Vol. 22. Col. 355-1224.
30. Wolfram H. Geschichte der Goten. München: Beck, 1980. 495 s.