Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который принимается законодательными (представительными) органами власти и реализуется исполнительными органами власти.
Определенные виды деятельности относятся к общественным благам. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности каждого отдельного индивида и общества в целом. Однако зачастую они не могут приносить достаточного уровня дохода, что является отталкивающим фактором для частного капитала и инвестиций. В связи с этим функцию обеспечения населения этими общественными благами взяло на себя государство. Наиболее эффективно данные задачи решают органы местного самоуправления.
Муниципальные финансы играют важную роль в социально-культурной сфере. Это связано с тем, что население и местные органы власти могут более эффективно решать задачи актуальные для конкретной территории, обеспечивать социально-культурные и иные важные потребности населения конкретной территории.
Органы местного самоуправления решают задачи по удовлетворению потребностей населения за счет денежных средств, которые находятся исключительно в их распоряжении.
Следовательно местное самоуправление возможно только при наличии финансово-экономической базы. Именно поэтому муниципальным финансам уделяется повышенное внимание не только в России, но и за рубежом.
Именно поэтому тема настоящей курсовой работы «Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования на примере муниципального образования город Курган» носит актуальный характер.
Целью настоящей курсовой работы является анализ муниципальных финансов и поиск путей их укрепления на примере муниципального образования город Курган.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами на местном уровне ;
- проанализировать доходы и расходы муниципального образования город Курган за 2021 год;
- выявить основные проблемы системы управления финансами в муниципальном образовании город Курган;
- предложить мероприятия по совершенствованию управления финансами в муниципальном образовании город Курган.
Предметом исследования является процесс управления муниципальными финансами.
Объектом исследования – муниципальное образование город Курган.
Информационными источниками при написании курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, труды известных ученых экономистов: А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, И.Д. Мацкуляка, Л,М. Подъяблонской, Г.Б. Поляка, информация из Интернет-сайтов, отчет об исполнении бюджета муниципального образования город Курган за 2021 год.
В процессе написания курсовой работы применялись: экономико-статистический, абстрактно-логический методы исследований.
Настоящая курсовая работа выполнена на 34 листах печатного текста содержит введение, 3 главы, заключение, библиографический список, таблиц 2, рисунков 1.
Библиографический список содержит 11 литературных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты муниципальных финансов. В частности, понятие, роль, состав, структура, а также особенности формирования муниципальных финансов.
Во второй главе проведен анализ формирования доходов и расходов муниципального образования город Курган.
В третьей главе выявлены проблемы управления финансами на местном уровне и предложены мероприятия по их решению.
Заключение работы представлено в виде обоснованных выводов и предложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
1.1 Муниципальные финансы: понятие, состав и значение
Согласно ст. 2 п. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местным самоуправлением признается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2, часть 2 статьи 1].
Следовательно, самоуправление - это управление, у которого субъекты и объекты совпадают.
В статье 12 Конституции Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [1, статья 12]. Их основными задачами являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указан объем прав и перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований. Данный перечень может быть дополнен законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти [2, статья 16].
Решение вопросов местного значения зависит прежде всего от наличия финансовых ресурсов в достаточном для этого объеме. Немаловажной составляющей при этом является решимость и волеизъявление местных органов власти.
Финансовая основа муниципальных образований образуется из совокупности денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления. Для начала определим, что означает термин «финансы».
По мнению О.Л. Савранской понятие «финансы» происходит от латинского financia – наличность, доход. Возникновение финансов связано с возникновение денег. Через какое-то время деньги превратились в капитал, стали участвовать в производственных отношениях и соответственно стали приносить доход. Это способствовало возникновению финансов, как сферы денежных отношений [3].
Таким образом финансы — это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денег. Другими словами финансы являются инструментом для обслуживания всех сфер экономики начиная с распределния валового продукта и заканчивая стимулированием развития экономики.
Согласно О.Л. Савранской обычно понятие финансы рассматривается в двух значениях [3]:
1) как экономические отношения по поводу создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств для выполнения своих задач и функций субъекту экономической деятельности;
2) как совокупность фондов денежных средств, используемых для потребностей общества и развития производства.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что финансы – это экономическая категория, выражающаяся в создании, распределении и использовании фондов денежных средств с целью удовлетворения потребностей общества и развития производства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. Савранская О.Л. Муниципальное управление: учебное пособие / 2-е, изд. перераб. и доп. - Москва, 2007 - 463 с.;
4. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.;
5. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ.ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 640 с.;
6. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Л.М. Подъяблонская - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 559 с.;
7. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 с.;
8. Поляк Г.Б. Финансы: учебник / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 с;
9. Мишин С.В. Принципы организации муниципальных финансов России на современном этапе // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - № 21 (285). - С. 21-29;
10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 703 с.;
11. https://kurgan-city.ru/ - официальный сайт муниципального образования город Курган.