Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Николай Михайлович Карамзин является знаменитым русским литератором, историком, журналистом, поэтом, наконец, представителем российского консерватизма . Именно им разработан был консервативный проект первой четверти XIX столетия под названием «Записка о древней и новой России». Это название, как нередко встречается в исторической науке, не совсем точно смогло передать первоначальное наименование источника, звучащие следующим образом: «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском от-ношениях» .
Основной темой «Записки о древней и новой России» выступало исследование форм правления, максимально пригодных для России в ее современном Н.М. Карамзину состоянии. При этом взгляды Н.М. Карамзина носили именно переходный характер: то есть от защиты сильной республиканской власти – непосредственно к защите самодержавной монархии. Поэтому он выступал против галломании, был противником воспитания русских детей за границей, противостоял западной моде, противился подражательства всему иностранному и т.д. .
Применительно к настоящему времени, а также российской действительности, учение Н.М. Карамзина представляет заметный интерес и историческими, и политическими параллелями. При этом отдельные идеи указанного отечественного историка, которые им были высказаны еще в начале XIX столетия, звучат в настоящее время весьма остро. И именно это делает рассмотрение темы «Политические взгляды Н.М. Карамзина» актуальным.
Степень разработанности. К числу наиболее значимых дореволюционных исследований социально-политических идей Н.М. Карамзина можно назвать исследования К.С. Аксакова, Н.Н. Булича, А.И. Герцена, Я.К. Грота, Н.И. Надеждина, Н.А. Полевого, А.Н. Пыпина, С.М. Соловьёва, Н.Н. Страхова, А.С. Хомякова, Н.В. Шелгунова и др. Так, весьма критично отнесся к политическим взглядам Н.М. Карамзина А.Н. Пыпиным. Также с весьма консервативных позиций его критиковал П.И. Голенищев-Кутузов. Однако данная критика ограничивалась преимущественно упрёками в вольнодумстве, якобинстве и других своего рода «преступлениях». В качестве одним из первых, кто комплексно изучил наследие Н.М. Карамзина, был П.Б. Струве.
Изучение социально-политических идей Н.В. Карамзина после революции в основном было поверхностным. Но в 60-е гг. XX столетия появляются работы В.Э. Вацуры, Л.Г. Кислягиной, Н.Д. Кочетковой, И.А. Кудрявцева, Ю.М. Лотмана, С.О. Шмидта и других исследователей, в которых просматриваются уже принципиально новые подходы к восприятию мировоззрения Н.М. Карамзина, а также его идейной эволюции. В этом отношении необходимо выделить труды Ю.М. Лотмана, который своих работах Лотман выделяет две разные системы мировосприятия, исповедуемые Н.М. Карамзиным и которые оказали существенное влияние на его мировоззрение в общем, – это масонство и руссоизм.
В современной России интерес к политическому наследию Н.М. Карамзина возрос с конца 90-х годов XX столетия. В этом случае основное внимание уделялось и консервативным, и либеральным составляющим его идей. При этом такие исследователи, как Д.В. Ермашов, Н.Н. Алеврас, М.В. Асонов, Е.С. Заболотная, В.А. Китаев, А.Я. Кожурин, Д.Э. Летняков, Н.Н. Лупарева, А.О. Мещерякова, А.Ю. Минаков, Г.Р. Наумова, В.А. Никонов, Б.И. Пружинин, Ю.С. Пивоваров, И.Н. Тяпин, А.А. Ширинянц, Т.Г. Щедрина и др. Н.М. Карамзина рассматривают и как основателя русского консерватизма, но одновременно подчёркивали его особое место в истории данного идейного течения.
Цель исследования – рассмотрение эволюции политических взглядов Н.М. Карамзина.
Задачи:
– Исследовать ход эволюции политического мировоззрения Н.М. Карамзина;
– Изучить консервативные взгляды Н.М. Карамзина, проявляющиеся в его отношении к монархии, космополитизме и к самодержавной власти.
Объект исследования – политические взгляды пресвященных слоев России рубежа XVIII - XIX веков.
Предмет исследования – политические взгляды Н.М. Карамзина.
Источниковая база включает в себя публицистические произведения Н.М. Карамзина, а также публицистические и научно-исследовательские труды, так или иначе связанные с политическими взглядами Н.М. Карамзина.
Политические труды Н.М. Карамзина преимущественно носят непубличный характер, потому как были ориентированы именно на личное прочтение Императором Всероссийским – Александром I и оформлены в виде записки. В числе них представлены следующие: «О любви к Отечеству и народной гордости», «История Государства Российского. Предисловие», «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», а также «Мнение русского гражданина», наконец, «Государю Императору Александру Павловичу Самодержцу Всея России».
В свою очередь публицистические и научно-исследовательские работы отражают политические взгляды и общественную деятельность Н.М. Карамзина непосредственно в период его достаточно активной литературной и политической деятельности, отражают различные аспекты его политической идеологии.
Методология исследования. Первая группа применяемых методов включает в себя исторический, критически-диалектический метод, структурно-функциональный анализ, а также сравнительный (компаративистский) подход. Вторую группу методов составляют: анализ и синтез; индукция и дедукция; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализов. Третью группу методов составляет метод политического анализа,
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
Глава 1.Эволюция политических взглядов Н.М. Карамзина
1.1 Начальный период
В молодые годы Н.М. Карамзина интересовала политическая жизнь многих европейских государств. Он знакомился с политическим устройством Швейцарских кантонов, присутствовал в революционном Париже на заседании Национального собрания, был в Лондоне как в парламенте, так и Верховном суде.
В период свое зарубежного путешествия он вел путевой журнал. Именно так появились на свет «Письма русского путешественника», являющиеся крупным литературным произведением Н.М. Карамзина, которое ему принесло известность.
Наполненные сентиментальными рассказами, легендами, бытовыми и историческими картинками, они читались весьма легко и увлекали своим изящным и живым языком. Но вместе с описанием внешних впечатлений данные «Письма» в себе отразили внутренний мир образованного и молодого дворянина конца XVIII века со всеми его исканиями и всей противоречивостью. Данная вторая сторона «Писем» заметным образом привлекала его современников, которые на страницах карамзинского журнала находили многие вопросы, которые просто не могли не интересовать в то время интеллигента.
Знакомство Н.М. Карамзина с жизнью Западной Европы, а также его встречи с общественными передовыми деятелями Германии в нем укрепили стремление служить обществу через распространения в своем государстве просвещения. Тем более, перед его глазами находился пример самоотверженного служения на данном поприще Н. И. Новикова, а также примерами являлись Виланд и иные деятели немецкого Просвещения .
Так, в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», которая была написана Николаем Михайловичем Карамзиным (1776-1826 годы) нашел свое выражение протест основной массы дворянства непосредственно против либеральных реформ, основным идейным вдохновителем которых выступал М.М. Сперанский. Данная записка вручена была в марте 1811 г. Александру I.
Н.М. Карамзин в данной «Записке» Карамзин описал так называемый «идеальный тип» самодержавия и при этом подверг достаточно жесткой критике все те правительственные новации, которые, как считалось, должны были быть введены.
Н.М. Карамзин предстает весьма ревностным защитником так называемой «святой старины», так как он выступил против всякого ограничения абсолютизма. Он считал, что так как Россия – это большая страна, то «Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единства действия?»
Н.М. Карамзин, как прослеживается из «Писем русского путешественника», а также материалов «Московского журнала», воспринял отдельные положения из учения об обществе Вольтера. Например, он полагал, что «человек рожден к общежитию и дружбе». При этом с его точки зрения постоянное уединение и жизнь человека вне общества, в конечном итоге приводит к угасанию его благородных побуждений. По представлениям Н.М. Карамзина, в основе человеческого общества заложено вовсе не насилие, а именно гармония, которая ведет ко всеобщему благу .
Н.М. Карамзин вопрос относительно соотношения общего и частного блага решал следующим образом: от природы каждому человеку характерно стремление к благополучию и своему счастью, его желания поистине беспредельны. Однако при этом пределом желаниям человека выступает «моральный закон» либо совестью, наконец, это «чувством добра и зла». В о
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Карамзин, Н.М. Государю Императору Александру Павловичу Самодержцу Всея России // Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. – Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2018. – 1279 с.
2. Карамзин, Н.М. Для потомства [Электронный ресурс] / Н.М. Карамзин. – URL: http://dugward.ru/librarv/karamzin/karamzin dla potomstva.html – (12.05.2023).
3. Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н.М. Карамзин. – Москва: Наука, 1991. 127 с.
4. Карамзин, Н.М. Из писем к П.А. Вяземскому / Н.М. Карамзин // История государства Российского: в 4-х кн.: в 12 т. – Москва: Рипол-Классик, 1998. – Т. IV. – 736 с.
5. Карамзин, Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II [Электронный ресурс] / Н.М. Карамзин. – URL: http://dugward.ru/library/karamzin/karamzin_istoricheskoe_pohvalnoe_slovo.html. – (12.05.2023).
6. Карамзин, Н.М. История государства Российского. Т. I-IV / Н.М. Карамзин. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – 560 с.
7. Карамзин, Н.М. История государства Российского: в 12 томах [Электронный ресурс] / Н.М. Карамзин. – URL: http:// www.bibliotekar.ru/karamzin/.– (12.05.2023).
8. Карамзин, Н.М. Мелодор к Филалету [Электронный ресурс] / Н.М. Карамзин. – URL: https://dostoevskiyfyodor.ru/karamzinnikolai/wp-content/uploads/sites/328/2020/04/melodor-k-filaletu-nikolaj-mixajlovich-karamzin.pdf. – (12.05.2023).
9. Карамзин, Н.М. Новое прибавление / Н.М. Карамзин // История государства Российского. – Москва 1993. – Т. IV. – С.560-561.
10. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин. – Ленинград: Наука, 1984. – 717 с. С. 254.
Литература
11. Балаклеец, Н.А. Политико-философские идеи Н.М. Карамзина / Н.А. Балаклеец // Социодинамика. – 2016. – № 10. – С. 70 - 82.
12. Бек, У. Космополитическое мировоззрение / У. Бек. – Москва: Центр исследований постиндустриального об-ва, 2008. – 336 с.
13. Владимир, Н.Ш. Русский свободный консерватизм первой половины XIX века / Н.Ш. Владимиров. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 580 с.
14. Гильманов, В.Х. Один день русского путешественника в Кёнигсберге: Н.М. Карамзин и «подходящее место» мировой истории / В.Х. Гильманов // Слово.ру: балтийский акцент. – 2013. – № 3. – С. 109-124.
15. Есюков, А.И. Социальная философия русского консерватизма: учеб. пособие / А.И. Есюков, Н.В. Честнейшин, Д.А. Честнейшин. – Архангельск, Поморский гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. 2009. – 276 с.
16. Ермашов, Д.В. Социально-политические взгляды Н. М. Карамзина: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Д.В. Ермашов. – Москва, 1998. – 25 с.
17. Ермашов, Д.В. У истоков российского консерватизма: Н. М. Карамзин / Д.В. Ермашов, А.А. Ширинянц. – Москва: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – 239 с.
18. Жданова, О.В. Общественно-политические взгляды Н.М. Карамзина / О.В. Жданова // Юридические науки. – 2012. – № 3. – С. 38-45.
19. Казаков, Р.Б. Приемы историописания в исторических сочинениях Н.М. Карамзина: препринт WP19/2013/02 / Р.Б. Казаков. – Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. – 52 с.
20. Кислятина, Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785-1803) / Л.Г. Кислятина. – Москва: Из-во Моск. ун-т, 1976. – 201 с.
21. Лебедев, С.В. Слово и дело национальной России. Очерки истории русского патриотического движения / С.В. Лебедев. – Москва: Ин-т русской цивилизации, 2007. – 576 с.
22. Лейст, О.Э. История политических и правовых учений / О.Э. Лейст. – Москва, 1997. – Ч. 2. – 398 с.
23. Лотман, Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина - памятник русской публицистики начала XIX века / Ю.М. Лотман. – Москва, 1988. – 264 с.
24. Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. – Москва : Книга, 1987. – 336 с.
25. Минаков, А.Ю. Консервативная «русская партия» начала ХIХ века / А.Ю. Минаков // Тетради по консерватизму. 2015. С. 43. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-russkogo-konservatizma-russkaya-partiya-pervoy-chetverti-xix-v (12.05.2023).
26. Минаков, А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века: монография / А.Ю. Минаков. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – 134 с.
27. Пивоваров, Ю.С. Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» Ю.С. Пивоваров // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. – Москва, 1991. – С. 68-79.
28. Просвещенный консерватизм. Российские мыслители о путях развития Российской цивилизации / авт.-сост. Д.Н. Бакун.. – Москва: Грифон, 2012. – 608 с.
29. Пушкин, А.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1 / А.С. Пушкин. – Москва: Гос. Из-во худож. лит., 1959. – 644 с.
30. Родионова, И.В. Русский консерватизм XIX века (историографический обзор) / И.В. Родионова. – Москва: МГИЭМ (технический университет), 2008. – 16 с.
31. Смирнов, А.Ф. «Злодейства Ивашкины» / А.Ф. Смирнов // Карамзин Н.М. История государства Российского. – Москва 1984. – Т. III. – С. 592 -598.
32. Фролова, Е.М. Политическое учение Н.И. Карамзина / Е.М. Фролова // Современная юриспруденция: актуальные вопросы и перспективы развития: сб. науч. тр. – Уфа 2016. – Т. 3. – С. 15-19.