Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Вопросами становления социальной основы человека занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Маслоу, К. Юнг, Дж. Гилфорд, П. Бергер, Т. Лукман, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон и мн. др. Термин «социальное развитие» рассматривается в широком и узком значении слова. В широком смысле слова социальное развитие трактуется как процесс становления человека с точки зрения социального существа под влиянием общества.
Л.С. Выготский отмечает: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» .
В узком смысле слова социальное развитие рассматривается как процесс, составляющий основу формирования личности. Главный смысл социального развития ребенка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.
Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности.
Дошкольные учреждения играют важную роль в оптимизации социальной адаптации детей, поскольку именно в них происходит активное формирование личности.
Изучение характера социальной адаптации дошкольников, анализ внешних и внутренних факторов, препятствующих ей, позволяет ответить на ключевой вопрос психологии и педагогической практики: как подготовить ребенка к полноценной интеграции в общество.
Дошкольные годы - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается формирование социального опыта, дети знакомятся с основными сферами бытия - человеком, природой и материальным миром. Дошкольное детство - это период раннего формирования личности ребенка, его самосознания и индивидуальности.
Комплексные исследования последних лет (А. Г. Асмолов, К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Значимость данной работы заключается в возрастающей социальной значимости педагогического коллектива как неотъемлемой части системы образования и острой необходимости разработки технологий управления процессом формирования социального опыта детей дошкольного возраста. Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации детей. Это Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, К. Н. Вентцель, и др.
Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В. С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Этой проблеме посвящено множество исследований С. Немова, Л. И. Божович, Б. П. Парыгина, В. В. Новикова, Л. Д. Столяренко, А. В.Петровского, И., А. Г. Харчева. Однако в целом вопросы развития диалогических отношений ребенка с миром и самим собой в системе дошкольного образования представляются еще недостаточно изученными.
Цель исследования –Изучить процесс социализации дошкольников
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет исследования – процесс социализация дошкольников
Задачи исследования:
1.Понятие «Социализация» в психолого – педагогической литературе
2.Сформировать представления о социализации детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику уровня сформированности социализации у детей дошкольного возраста
4. Разработать педагогические условия для развития социального развития детей дошкольного возраста
Гипотеза: Процесс социализации дошкольников будет проходить успешнее, если использовать различные виды социальной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
практические: Диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Сущность понятия «Социализации»
Социализация - это процесс, в ходе которого человек включается в социальные отношения, в социальный мир, через который формируются, признаются и усваиваются в обществе социальные ценности, нормы поведения, знания, навыки и способности. Понятие "социализация" используется в философии, психологии, социологии и образовании. Впервые концепция была описана американскими психологами и социологами (например, А. Парком, Д. Даллардом, Дж. Коулманом, У. Уолтером) в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
Понятие социализации часто сводится к адаптации. Так, в структурно-функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация разрабатывается на основе концепции адаптации и трактуется как процесс, посредством которого люди входят в макро- и микросоциальную среду, приспособление индивидов к существующим социальным процессам и их интеграция в общество. То есть при таком подходе человек рассматривается как объект.
В противоположность этому гуманистическая психология (например, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Олпорт) рассматривает социализацию как процесс самореализации личности, т.е. реализации ее потенциала и творческих способностей. Здесь личность рассматривается как активный субъект, целостная система самосовершенствования и саморазвития, основанная на самосознании и самовоспитании [8].
Таким образом, социализация личности - это сложный процесс взаимодействия личности и социальной среды, в результате которого происходит формирование качеств человека как целостного субъекта социальных отношений. Таким образом, социализация - это процесс и результат усвоения социального опыта на основе личного общения и деятельности.
Понятие "социализация" имеет множество определений и широко используется в науке. Единого объяснения не существует. Термин заимствован из политической экономии и означает "социализацию" земли и средств производства.
"Термин "социализация" применил к человеку американский социолог Франклин Г. Гидингс. Он использовал этот термин в 1887 году в своем "Трактате о цивилизации" в смысле, более близком к современному значению "развитие социальной природы и характера человека" и "человеческий материал, подготовленный для социальной жизни".
Социализация является предметом изучения многих наук (например, образования, антропологии, психологии и социологии). Процесс социализации является одним из ключевых понятий в изучении социологии личности.
"Социализация личности" - это процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды и установки и вырабатывают модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Это, прежде всего, значимое социальное взаимодействие, взаимодействие между обществом и личностью, формирование человека как полноценного гражданина и активного субъекта социальных отношений [13].
Индивид усваивает определенную систему норм, ценностей, становится полноправной личностью. Поколения взаимодействуют, передается культура в виде накопленных знаний, опыта, достижений, изобретений, правил поведения, ролей, необходимых для жизни человека в обществе. «Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества».
Социализация может проходить в двух направлениях:
1. интернализация социальных норм (социальные нормы устанавливаются индивидами, которые чувствуют в этом необходимость)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219
5. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
7. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
8. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
9. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
10. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.
12. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
13. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
14. Левко А.И. Социальная педагогика. М., 2013. - 341 с.
15. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. Переизд. - 2011. - №5.
16. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.