Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Феномен «молодёжная субкультура» возник лишь во второй половине 20 века в связи с возросшей ролью молодёжи в обществе. Развитие молодежных субкультур идет постоянно, в современном мире насчитывает уже не чуть более 10 субкультур, а в разы больше. С развитием глобализации субкультуры меняются и подстраиваются под новый мир, а вот теоретические понятия не всегда успевают обновляться, поэтому на данный момент актуально оценить актуальность теоретических терминов к понятию «молодежная субкультура».
Степень научной разработанности темы. Работ по изучению термина «молодежная субкультура» среди зарубежных и отечественных ученых достаточно много, однако работ, посвященных молодежным субкультурам 21 века уже значительно меньше.
Объект исследования: молодежные субкультуры 21 века.
Предмет исследования: социологический анализа молодежных субкультур.
Цель исследования: выявить особенности анализа социологических исследований молодежных субкультур XXI века.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести обзор научной литературы по теме исследования;
- рассмотреть теоретические основы понятия «молодежная субкультура»;
- определить предмет исследований молодежных субкультур в соответствии с разными социологическими подходами;
- выявить основные характеристики молодежных субкультур XXI века;
- сделать обзор субкультур в разрезе развития социологии Интернета;
- провести анализ социологический опросов и статистики по ним в отношении молодежных субкультур.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований молодежных субкультур, проведенных разными способами, в разных городах, с разной респондентной выборкой.
В работе применены следующие методы анализа: литературный, исторический, анализа и синтеза, обобщения, статистический, графический и другие.
Курсовая работа состоит из ведения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
1.1. Определение и предмет исследования в дискурсе социологических концепций
К теоретическому определению понятий «молодежная субкультура» и «молодежная культура» в зарубежной социологии имеются разные подходы.
Одними из исторически первых научных трактовок, обратившихся к определению молодёжной культуры и молодёжи как особой социальной группе, признаны теории, в основе которых имелось представление о молодёжи как единой социальной группы. Поведение такой группы зависит от биологических и психологических изменений, которые необходимо контролировать, для обеспечения усвоения молодым поколением основных норм и ценностей.
Основными социологическими концепциями данного направления являются: исследования молодёжной культуры в рамках структурно-функционального подхода Т. Парсонса, поколенческий подход К. Мангейма, работы Ш. Эйзенштадта, который исследовал механизмы трансляции ценностей от поколения к поколению. [1]
Термин «молодёжная субкультура» впервые был применен в работе «Диагноз нашего времени» К. Мангеймом. Автором дано общее описание характерных черт молодежной субкультуры и обоснованы принципы её типологизации. Ученый считал, что формирование «духа общности» и отношений, которые лежат в её основе, новых моральных императивов и эстетических норм, становящихся через какой-то промежуток времени всеобщим достоянием, наиболее эффективно происходит именно в молодёжной субкультуре. [4]
Т. Парсонс, американский социолог, дал определение понятия «молодёжная культура» в рамках структурно-функционального подхода, употребив данное понятие в качестве характеристики особой оппозиционной системы ценностей. Т. Парсонс считал молодежную культуру дисфункциональным явлением, в связи с тем, что она противостоит традиционной культуре общества в силу специфики юношеского поведения, однако при взгляде на этот момент с другой стороны мы видим, что ученый любой общественный процесс, включая и процесс образования молодёжной культуры, ученый рассматривал как стремление социальной системы в целом сохранить своё нормальное состояние. По мнению Т. Парсонса, именно молодое поколение призвано обеспечивать сохранность социальной системы посредством вхождения в неё через социализацию, при этом усваивая опыт старшего поколения. Бесспорно, процесс адаптации молодого поколения к реальному миру является сложным процессом. Переход от детства к взрослости как движение от аффективного к рациональному поведению, требует дополнительного «буфера». Такую функцию реализовывает «группа ровесников» («peergroup»). Ученый уверен, что «группа ровесников» осуществляет важную социализирующую функцию: особую форму организации молодежи, помощь в освоении новых социальных ролей. Данные процессысодействует дальнейшей интеграции молодежи в сложную систему современного социального общества. [7]
Однако, нельзя не отметить, что понятие «группа ровесников» и понятие «молодёжная субкультура» могут не совпадать между собой. Ведь не все представители в структуре «peergroup» могут придерживаться ценностей той или иной молодёжной субкультуры. Если затрагивать вопрос соотношения данных понятий, можносказать, что данные понятия представляют из себя особый феномен индустриального общества, характеризующийся спадом традиционного социализирующего влияния института семьи и образования. Функция агентов социализации переходит к молодёжным субкультурам и «группамровесников».
Последователи Т. Парсонса при дальнейшем развитии этих теоретических положений, широко приняли понятие «группа ровесников» («peergroup») для обозначения однородных возрастных групп молодых людей, которые, по большей части, проживают в одном городском районе и проводят совместно свой досуг. Развитие таких групп ученые связывают с изменениями, происходящими в современном мире. Начиная с конца 20 века, развивается «общество изобилия» с новой потребительской культурой, средствами массовой информации и массовым искусством, образованием, благодаря перечисленным условиям у молодёжи появилась возможность создавать свой жизненный стиль. [2]
Ш. Эйзенштадта в своих работах высказал мнение, что молодые люди концентрируются на собственной возрастной группе для компенсации социального опыта вышеназванных социальных изменений. Ученый считает, что в обществе отмечаются структурные разрывы между семьёй, воспитывающей детей, и социально-экономической системой, в которой они должны найти своё место. Семья не в состоянии дать подрастающему поколению необходимую общественную ориентацию, поэтому молодое поколение стало искать её вне семьи — в «группах ровесников» («peergroup»). [17]
Как видим, можно сделать вывод, что при структурно-функциональном подходе к изучению молодёжных субкультур (молодежных культур) они рассматриваются в качестве важной социализирующей инстанции, которая обладает определённой независимостью по отношению к действующей в обществе системе ценностей. Молодежная субкультура возникает с целью удовлетворения специфических потребностей молодежи и выступает как поиск адаптивных моделей поведения во взрослом мире.
При теоретическом анализе проблем молодёжных субкультур в западной и отечественной социологии было выявлено, что эти понятия в современном мире являются синонимичными.
Рассматривая социологические концепции в отношении молодежных субкультур, нельзя не отметить вклад британской традиции субкультурных исследований, берущих своё начало от 2 направлений: классовый подход и анализ конструирования субкультурных стилей.
Центром Современных Культурных Исследований (CCCS) был разработан в конце 1960 - 1970 г. собственно субкультурный подход к изучению молодёжи. Именно британские социологи стали широко использовать понятие «молодёжная субкультура», делая акцент на автономном существовании молодёжных сообществ внутри сформировавшегося типа культуры. [16]
Британские ученые большое значение придавали классовой принадлежности молодежи, так именно он обеспечивал определённый доступ к материальным и символическим благам общества. По мнению М. Брейка основными являются культуры классов, а их подструктурами можно считать субкультуры конкретных социальных групп. Субкультуры, по мнению М. Брейка, обязательно должны включать в себя элементы классовых культур, их участники являются одновременно и членами отдельной классовой культуры, но при этом могут разделять её ценности, а могут находиться к ним в оппозиции. [15]
У. Эдвардса, Р. Окли, С. Керри, британские социологи, чётко дифференцируются по классовым линиям следующие молодёжные субкультуры:
- «прошкольные» субкультуры представителей среднего класса, ориентированные на учёбу и конформное существование;
- «антишкольные» субкультуры подростков низших социальных слоёв, которые пропускают занятия в учебных заведениях с целью проведения времени в кафе, барах и, осваивая ценности, которые предлагают им масс-медиа;
- «уличные» субкультуры подростков из рабочего класса, которые исповедуют ценности маскулинности. [15, 16]
Британские социологи также в своих работах отмечают, что показатель классовой принадлежности не является причиной неприятия господствующих норм и ценностей в обществе. Главная проблема заключается в социокультурных особенностях самого современного общества. Рынок
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова О.В. Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции // Журнал: Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2012. — С. 90-97.
2. Левикова, С.И. Молодёжная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. — М. : ГРАНД-ФАИР. — 2004. — 608 с.
3. Лики патриотизма очень разные. Интервью с социологом Омельченко Еленой // Журнал "Огонек". — № 48 (5494). 2017. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3466896 (дата обращения 15.05.2023).
4. Мангейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Мангейм. — М. : ГРАНД-ФАИР. — 1994. — 704 с.
5. Новые молодежные субкультуры: кто такие АУЕ, винишки, воркаутеры, 2019 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/34S6D3 (дата обращения 15.05.2023).
6. Панич Н.А., Мороз Н.А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 4 (72). — С. 54-58.
7. Парсонс, Т. О структуре социального действия. — 2-е изд. [Текст] / Т. Пар-сонс. — М. : Академический проект. — 2002. — 1246 с.
8. Руденкин Д. В. Интернет в повседневной реальности современной российской молодежи // Проблемы модернизации современного российского государства: сборник трудов конференции. — Стерлитамак. — 24-25 мая 2018. — С. 35-39.
9. Современные субкультуры 21 века — предпосылки к появлению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: clck.ru/34dDGB (дата обращения 15.05.2023).
10. Социологическое исследование «Особенности функционирования молодежных субкультур в России XXI века (на примере г. Москвы)» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/34S65w (дата обращения 15.05.2023).
11. Субкультуры в сети Интернет: общий реферативный обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: clck.ru/34dDHh (дата обращения 15.05.2023).
12. Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур: методический и практический сборник, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/34S69r (дата обращения 15.05.2023).
13. Результаты социологического опроса молодежи г. Тольятти. Дом молодежной организации ШАНС // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/34S69G (дата обращения 15.05.2023).
14. Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ СПб, 2017 год // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spb.hse.ru/soc/youth/media3 (дата обращения 15.05.2023).
15. Brake, M. The sociology of youth culture and youth subculture: Sex and drugs and rock'n'roll [Text] / M. Brake. — L. : Routledge and Kegan Paul, 1980. — 346 р.
16. Edwards, Y., Oakley, R., Carey, S. Street life ethnicity and social policy // The crowd in contemporary Britain [Text] / Y. Edwards, R. Oakley, S. Carey — L. : Routledge and Kegan Paul, 1987. — 371 р.
17. Hebdige, D. Subculture: The meaning of style [Text] / D. Hebdige. — L. : Methuen, 1979. — 208 р.