Фрагмент для ознакомления
2
Эта позиция требует четкого определения со стороны технологии, гарантии результатов (в том числе в области вероятностных характеристик).
Образовательные технологии как многомерное понятие. Данный подход представляет многомерность понятия и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерность процесса (В.И. Боголюбов, Р. Томас, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева, Г.К. Селевко, Д. Финн, В.Э. Штейнберг, П. Митчел, К.М. Силбер).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и последовательность всех личных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
- Педагогические технологии - это сложный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и методы организации анализа проблем и планирования, решения проблем, оценки и управленческой деятельности, охватывающий все аспекты приобретения знаний (К.Н. Силбер).
- Педагогические технологии - это область исследований и практики (в системе образования), которая связана со всеми аспектами организации образовательных систем и процессом распределения ресурсов для достижения конкретных и потенциально воспроизводимых образовательных результатов (П.Д. Митчелл).
- Педагогические технологии - это систематический метод создания, применения и определения всего учебного процесса и обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, направленный на оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая (педагогическая) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам [4].
Из приведенных выше определений следует, что педагогические технологии - это категория педагогики, обладающая высокой степенью общности, обобщенности и многомерности. Используя терминологию В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, содержащее значения всех вышеперечисленных определений, включая генетические корни понятия. Различные трактовки термина «педагогическая технология», по сути, говорят лишь о том, что это качественно новый этап в развитии «производственного аппарата» педагогики.
1.2 Необходимость применения инновационных технологий в преподавании физической культуры в старших классах
Для современного общества характерно понимание социальной и личностной ценности физической культуры как важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его педагогической и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. Однако образовательные задачи не только важны, но и наиболее сложны в реализации с технологической точки зрения. Анализ текущей ситуации в школах с точки зрения физического воспитания и физического воспитания выявил ряд важных компонентов, которые остро нуждаются в серьезных изменениях:
- цели преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях, включая преподавание этого предмета детям, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительно-медицинской группе;
- контроль за выполнением требований по разработке образцовых программ физической культуры в учебных заведениях;
- мотивация детей и подростков к участию в физических нагрузках и, как правило, к систематическому физическому воспитанию;
- обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области физической культуры;
- мотивация учителей физкультуры к разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных программ, методов и технологий физического воспитания;
- престиж работы и статус учителя физкультуры;
- материально-техническое обеспечение преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях;
- аттестация учащихся общеобразовательных учреждений по предмету физической культуры, в том числе аттестация детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- научно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях [12].
В настоящее время уже проведена некоторая работа в рамках выявленных проблем:
- учитывая объективную необходимость повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, развития двигательной активности и физических качеств, воспитания навыков здорового образа жизни, в еженедельную нагрузку учебных заведений введен третий урок физической культуры;
- в целях уточнения подходов к разработке содержания урока предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Министерства образования и науки Российской Федерации разработаны и направлены субъектам Российской Федерации методические рекомендации;
- в целях повышения эффективности преподавания физической культуры в образовательных учреждениях подготовлены методические рекомендации по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров школьного физического воспитания и внешкольной спортивной работы.
По этой причине образовательные учреждения должны:
- активно использовать инновационные программы, методы и методики физического воспитания старшеклассников, а также современные мультимедийные и компьютерные учебные программы, различные информационные материалы по физическому воспитанию и спорту, повышающие интерес детей и подростков к физической активности;
- мотивировать учащихся, в том числе тех, кто по состоянию здоровья отнесен к подготовительной и специальной медицинской группе, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, включая регулярное посещение уроков физкультуры и участие во внеклассных мероприятиях, связанных со спортом и физкультурой;
- формировать возможности учебного заведения в части создания и использования дополнительных зон в помещениях учебного заведения для развития двигательной активности учащихся, физической культуры и спорта (использование зон отдыха здания, помещений, временно арендуемых учебным заведением, различные варианты проведения внутренней перепланировки и реконструкции отдельных частей здания и т.д.);
- развивать практику использования общеобразовательными учреждениями для занятий физкультурой и спортом учащихся прилегающих природных территорий, спортивных площадок и залов учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, спортивных сооружений, находящихся в муниципальной и региональной собственности;
- активно привлекать тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования спортивной направленности, спортивных федераций для проведения занятий физкультурой [6].
Сегодня, в период интенсивных школьных реформ, характеризующихся изменением содержания образования и обновлением форм и методов обучения, существует необходимость в пересмотре традиционных средств и методов физического воспитания. Одним из приоритетных направлений модернизации общего образования является внедрение инновационных технологий в физическое воспитание. Решение проблем прикладной физической культуры часто осуществлялось за счет комплексного подхода, роль физической культуры как эффективного средства интеллектуального, нравственного и эстетического развития только декларировалась. Это не могло не оказать негативного, деформирующего воздействия на всю систему физического воспитания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина Е.О. Педагогический контроль знаний студентов вузов физической культуры с использованием тестовых технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.
2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
3. Богданов В. М., Пономарев В. С., Соловов А. В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2001.- №8.- С.55-59.
4. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры - 2001. - №4. - С. 60-63.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
6. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.
7. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2014. - 512 c.
8. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.
9. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c.
10. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2016. - 416 c.
11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6.
12. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9.
13. Макеева, Вера Степановна Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания / Макеева Вера Степановна. - Москва: РГГУ, 2015. - 103 c.
14. Мацибурский А.В. Формирование педагогического мастерства преподавателей физической культуры //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5. - С. 71-74.
15. Мелехина, Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 c.
16. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р. Универсальная информационно-диагностическая система по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных информационных технологий // Теор. и практ. физ. культ-2000. - №6. - С.57-62.
17. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
18. Туник Е. Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С.156-158.