Фрагмент для ознакомления
2
А. Маршалл, Д. Кларк и некоторые другие зарубежные экономисты в своих работах, посвященных теоретическим вопросам, они рассматривают доход как предельную экономическую величину. Так, Маршалл представлял, что «...капитал вообще и труд вообще взаимодействуют...» в создании национального дохода и получают свои доходы (т.е. зарплату и прибыль) «...соответственно в меру своей (предельной) производительности» .
В зарубежной литературе отдельным аспектам проблемы распределения и регулирования доходов населения посвящены работы неоклассического, неолиберального направления. К числу значимых авторов можно отнести работы Ф. Хайека, В.Ойкена, А. Пигу, Дж. Р. Хикса и др.
А. Пигу в своей книге «Экономическая теория благосостояния» (1920) вывел термин «национальный дивиденд» или «национальный доход», который он берет за основу экономического благосостояния, измеряемое в денежной форме. Большое место А. Пигу в исследованиях отводит теории оптимального распределения доходов между членами общества. Так, именно он выводит и обосновывает новое понятие «минимальный доход». Этот вид дохода он использует в своих расчетах по питанию, жилью, медицинскому обслуживанию, образованию, досугу, охране труда.
Концепция дохода Дж. Хикса определяет, что общеизвестные понятия дохода и сбережения не являются логическими категориями, а представляют собой лишь некоторое приближение к действительности, необходимое бизнесменам для лучшей ориентации в решении практических вопросов. Того же мнения и автор учебника по экономической статистике, по которому занимаются немецкие студенты, профессор П. фон дер Липпе. Он считает, что доход - это есть некоторая сумма денежных доходов, регулярно получаемая хозяйствующими субъектами, которая влияет на денежный спрос .
В 1957 г. Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей свою гипотезу постоянного (перманентного) дохода, согласно которой субъекты формируют потребительские расходы в зависимости не от текущего, как у Дж. Кейнса, а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь, таким образом, обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.
Таким образом, к концу XXI века в системе оценки доходов населения сложилась достаточно четкое понимание важности учета доходов населения и оценки их влияния на экономику страны, в том числе на ее безопасность.
Рассматривая институциональные и статистические аспекты влияния доходов населения на экономику стран, необходимо также отметить труды русских ученых С. Кузнеца, Н. Калдора, А. Суринова, В. Тамбовцева, О. Белокрыловой, Т. Викулинойи др.
Так, труды С. Кузнеца стали одними из основ, на которых были построены выводы М. Фридмена, а А. Суринов заложил основы теоретической методологии исследования процессов формирования статистического, а также распределения и использования доходов населения в современной РФ.
В 1920-е гг. ученые-статистики М. Лоренц и К. Джини вывели свою кривую (рис. 1).
За длительный исторический период было выявлено, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно составляет 1:6:8, то общество вступает в зону социальной нестабильности.
Рисунок 1 - График кривой Лоренца
Используя кривую Лоренца, все население можно разделить на пять частей (квинтелей), по 20% населения в каждой части. По горизонтальной оси откладываются единицы анализа (лица или домохозяйства) в соответствии с ростом дохода, по вертикальной оси – приходящаяся на них накопленная доля общего дохода. Группы населения располагаются на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. В случае равномерного распределения дохода доли населения и доходов должны попарно совпадать и располагаться ровно на диагонали квадрата, например, на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения - 40% дохода и т.д. Это будет означает полное отсутствие концентрации дохода .
В обратном случае, чем кривая Лоренца дальше отходит от диагонали, тем сильнее неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация. И, обратно, если кривая близко к диагонали квадрата (линии. под углом в 45 ̊), тем равнее распределение доходов.
Другой коэффициент по системе Джини. Данный показатель коэффициент степени расслоения общества отдельно взятой страны либо региона по отношению к какому-либо предмету /признаку, которые взят на изучение. Используется для оценки экономического неравенства.
Коэффициент Джини выдает относительное значение, так как характеризует степень отличия относительно порядковой ранжировки индивидуальных лиц, а не отличие каждого дохода от среднего дохода. Однако его показатель является убедительным доказательством нераверства, основанным на сводных данных. Коэффициент Джини легко можно объяснить и показать широкой аудитории, им легко пользоваться составителям статистики и специалистам, используемым данные статистики по доходам. Чем выше этот показатель - коэффициент, тем больше неравенство в распределении доходов населения.
Таким образом, рассматривая теоретические аспекты регулирования доходов населения, следует отметить, что в современных условиях большинство исследователей склоняются к необходимости контроля за их состоянием. При этом существуют механизмы, позволяющие осуществлять анализ и оценку их состояния с позиции угроз экономической безопасности.
1.2. Особенности государственной политики в сфере занятости и формирования доходов населения
Процветание государства возможно лишь в том случае, если соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения будет преобладать в сторону первого. Но недостаточно лишь иметь молодых и активных людей. Государство должно предоставить им места работы с достойными условиями. Необходимо государственное регулирование рынка труда, основой которого является обеспечение роста уровня и качества жизни, повышение конкурентоспособности и стимулирование рационального и оптимального распределения трудовых ресурсов по видам экономической деятельности, обеспечение социально-экономических гарантий, содействие эффективной занятости населения и предотвращение отрицательных последствий безработицы в стране .
Причем, указанные задачи являются наиважнейшими для органов государственной власти различного уровня, как федерального, так и регионального. Решение задач государственного регулирования рынка труда невозможно без разработки государственной политики занятости населения.
Ужесточение конкурентных позиций экономических субъектов рынка на основе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала для роста конкурентного преимущества национальной экономики диктуют необходимость усиления роли государства в решении социально-экономических задач. Создание необходимых условий для функционирования и роста экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами становится главной в современных реалиях.
Важнейшая задача государства в регулировании процессов на рынке труда состоит в разработке определенных правовых норм и обеспечение гарантий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683.
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60.
4. Акчурина И.Г. Обзор результатов реализации государственной и региональной политики в сфере занятости населения (на примере Иркутской области) / И.Г. Акчурина, В.А. Мельникова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – Т. 1. – С. 26-35.
5. Аничин В.Л. Оценка эффективности развития регионального экономического пространства / В.Л. Аничин // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2020. – № 3 (27). – С. 135-141.
6. Асалиев А.М. Антикризисные меры поддержки экономики России в условиях пандемии: компромиссы власти и бизнеса / А.М. Асалиев // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. – № 2 (89). – С. 63-77.
7. Ахмедов К. А. Пути повышения уровня профессиональной подготовки специалистов на рынке труда Республики Таджикистан / К.А. Ахмедов // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. – 2020. – № 3(32). – С. 90-95.
8. Вопросы и уроки экономического кризиса 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/research/1769.
9. Голованова Л.А. Система государственного регулирования рынка труда / Л.А. Голованова //Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 196-203.
10. Дутов Д. В. Понятие занятости населения / Д.В. Дутов // Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в новых геополитических условиях: сб. науч. трудов. – Уфа, 2020. – С. 31-33.
11. Исраилов М.В. Основы государственной политики в регулировании рынка труда / М.В. Исраилов // Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 39. – № 3. – С. 57-62.
12. Исхакова Н.Б. Совершенствование инструментов реализации региональной социально-экономической политики в сфере занятости в условиях кризиса / Н.Б. Исхакова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 29 (3). – С. 173-177.
13. Корнейчук Б. В. Рынок труда / Б. В. Корнейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 263 с.
14. Кубишин Е. С. Экономика рынка труда / Е. С. Кубишин. – Москва: Юрайт, 2020. – 127 с.
15. Кузнецова О.В. Занятость, безработица, рынок труда в институциональной структуре социально-трудовых отношений / О.В. Кузнецова // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2021. – № 1. – С. 21-29.
16. Министерство труда и социальной защиты РФ / Государственная программа РФ «Содействие занятости населения». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosmintrud.ru.
17. Мугаева Е. В. Особенности функционирования рынка труда и занятости населения / Е.В. Мугаева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-2(88). – С. 80-83.
18. Рынок труда: учебник и практикум для вузов / под редакцией Е. Б. Яковлевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 253 с.
19. Управление социально-трудовыми отношениями за рубежом: история и современность: монография /Д. В. Лобок, О. Н. Громова, Е. А. Ильинская и др. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. – 242 с.
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.