Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Феминизация образа А.Ф. Керенского в советской карикатуре
В советской карикатуре образ А.Ф. Керенского, хоть и оставался в целом негативным, претерпел существенные изменения. Одним самых растиражированных вариантов карикатур на А.Ф. Керенского советской эпохи стала его феминизация, связанная с широким распространением мифа о бегстве А.Ф. Керенского из Зимнего дворца в женском платье . Постараемся разобраться откуда возник этот образ и как он был представлен в советской карикатуре.
О том, что происходило в Зимнем дворце накануне его захвата большевиками рассказано в мемуарах П.Н. Краснова . По воспоминаниям атамана, А.Ф. Керенский покинул Зимний дворец, не дожидаясь штурма и на машине, предоставленной Американским посольством выехал в Гатчину в своем обычном полувоенном френче. Встречные офицеры, как обычно, отдавали ему честь. Согласно показаниям генерала П.Н. Краснова, данным после его ареста в 1917 г., он предложил А.Ф. Керенскому выехать в Петроград и там сдаться новому революционному правительству . В своих воспоминаниях, правда, он утверждает, что при этом дал А.Ф. Керенскому около получаса времени, чтобы он мог покинуть Гатчинский дворец . Сам А.Ф. Керенский описывал свой уход из Гатчинского дворца так: «Я ушел из дворца за десять минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей» . Вот именно за эту фразу – «нелепо переодетый», опубликованную в мемуарном очерке 1926 г., и зацепились большевики. А ведь сам Александр Федорович далее дает точное описание того костюма, в котором он покинул дворец: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки» .
Однако запущенная В.И. Лениным легенда о бегстве А.Ф. Керенского в женском платье – то ли сестры милосердия, то ли горничной, уже начала воплощаться в искусстве. Надо, однако, отметить, что практически все карикатуры на А.Ф. Керенского советского времени отражают не мысли и чувства самих художников, а ленинские высказывания о главе Временного правительства .
Одним из первых изобразил А.Ф. Керенского в женском платье В. Пшеничников, входивший в Ассоциацию художников революционной России. В изображении В. Пшеничникова глава Временного правительства убегает из Гатчины в окружении своих сподвижников, на нем некое одеяние красного цвета, напоминающее платье. Под плакатом достаточно массивная подпись, раскрывающая сюжет карикатуры и завершающаяся словами: «Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущенных казаков и солдат».
На карандашном наброске М.М. Черемных «Бегство Керенского», который датируется 1920-ми гг., также изображен драпающий «министр-председатель в платке, женских панталонах, небрежно накинутом плаще и одной туфле». Образ его не вызывает никаких положительных эмоций, только смех и неприязнь. Не исключено, что такой образ был навеян и психологической характеристикой А.Ф. Керенского, отражавшей его непостоянство, нервность, истеричность, и в то же время индивидуализм, о которых упоминали многие современники этого государственного деятеля. А ведь это те качества личности, которые чаще всего приписывают женщинам.
В 1937 г., после выхода «Краткого курса истории ВКП(б)», в котором вновь утверждалось, что А.Ф. Керенский смог скрыться от ареста переодевшись в женское платье, появляется работа Григория Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины». Эта карикатура стала иллюстрацией многих школьных учебников советских лет. В карикатуре Г. Шегаля более четко, чем у В. Пшеничникова проработан сюжет и детали. Во-первых, здесь мы четко видим, что Керенский переодет в женское платье, во-вторых, художник показывает момент подготовки к побегу – министр только переоделся. Именно это отличает работу Г. Шегаля от предшественников, у которых был отражен сам момент бега. Здесь следует обратить внимание еще на один нюанс. На карикатуре Г. Шегаля впервые глава Временного правительства предстает не просто в женском платье, а именно в костюме сестры милосердия. Это не случайно. В данном случае образ А.Ф. Керенского оказывается тесно связанным с образом сестры милосердия, который за годы Первой мировой войны и революции претерпел очень сильные изменения. Если до начала войны и на ее первом этапе сестры милосердия традиционно отражали патриотический подъем русского народа и олицетворяли символ нации, которую нужно защищать, то с началом революции, они стали олицетворять «тыловое свинство», их обвиняли в непристойном поведении, а профессиональные проститутки и мошенницы переодевались в форму с красным крестом . Образ женщины стал образом неверности и измены.
Два десятка лет спустя в 1957-1958 гг. появилось сразу несколько карикатур о бегстве А.Ф. Керенского в образе сестры милосердия. Речь идет о карикатурах Кукрыниксов, Ю. Ганфа и Б.Е. Ефимова. На карикатуре Кукрыниксов, также, как и Г. Шегаля изображен момент переодевания, правда эта работа не так многофигурна. Художники захватили последний миг перед выходом из дворца. Следует также отметить, что Кукрыниксы, как и Г. Шегаль использовали похожие приемы для передачи образа А.Ф. Керенского. В первую очередь, речь идет о пышном дворцовом интерьере, что скорее является отсылкой к слухам о Зимнем дворце. И в той, и в другой карикатуре присутствует зеркало, этот прием дает возможность показать политика со всех сторон, причем со спины он становится еще больше похожим на женщину, процесс феминизации усиливается.