Фрагмент для ознакомления
2
С самого начала, феноменология когнитивных стилей определялась рядом принципиальных моментов:
- Когнитивные стили, как индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, были отличены от различий в успешности интеллектуальной деятельности, измеряемых с помощью психометрических тестов интеллекта (например, IQ-различия).
- Когнитивные стили, характеризующие когнитивную сферу, также рассматривались как проявление личностной организации в целом, так как индивидуализированные способы обработки информации были тесно связаны с потребностями, мотивами, эмоциями и другими аспектами личности.
- Когнитивные стили оценивались как формы высшей интеллектуальной активности, которые не только получают и обрабатывают информацию об окружающем мире, но и координируют и регулируют базовые когнитивные процессы.
- Когнитивные стили рассматривались как посредники между субъектом и реальностью, оказывающие прямое влияние на индивидуальные процессы адаптации.
Термин "когнитивный стиль" имел множество значений, которые включали:
- Устойчивые различия в когнитивной организации и функционировании.
- Индивидуальные особенности познавательных процессов, проявляющиеся в разных ситуациях и при решении разных задач.
- Предпочтительные способы анализа и структурирования окружающей среды.
- Комплекс когнитивных контрольных принципов, обеспечивающих реалистичное и адаптивное познавательное отражение на основе регуляции эмоциональных состояний.
- Профиль умственных способностей.
- Устойчивые черты, определяющие взаимосвязь когнитивных способностей и эмоциональных свойств в индивидуальном поведении.
Различные определения когнитивного стиля имеют общие черты, связанные с определением ключевых характеристик этого психического качества:
1) Когнитивный стиль является структурной характеристикой познавательной сферы, отражающей особенности ее организации и не связанной с ее содержанием.
2) Когнитивный стиль представляет собой индивидуальные способы получения когнитивного продукта и является инструментальной характеристикой интеллектуальной деятельности, которая может быть противопоставлена ее продуктивной характеристике.
3) Когнитивный стиль, в отличие от традиционных униполярных психологических измерений, представляет собой биполярное измерение, где каждый стиль описывается через две крайние формы интеллектуального поведения.
4) Когнитивные стили не подвержены оценочным суждениям, поскольку каждая крайняя форма стиля имеет свои преимущества в определенных ситуациях, где индивидуальные качества способствуют эффективной адаптации.
5) Когнитивный стиль является стабильной характеристикой субъекта, которая проявляется на разных уровнях интеллектуального функционирования и в различных ситуациях.
6) Когнитивный стиль представляет предпочтение определенного способа интеллектуального поведения, где субъект может выбирать любой способ обработки информации, но непроизвольно или произвольно предпочитает определенный способ, наиболее соответствующий его психологическим возможностям [4, с. 5].
В области психологии произошла радикальная смена в понимании индивидуальных интеллектуальных различий. Критерии оценки интеллектуальных возможностей были пересмотрены. В теориях интеллектуальных способностей, основанных на стандартных тестах, люди, получающие низкие оценки, считались интеллектуально недостаточными. Однако в теориях когнитивных стилей утверждалось, что любой проявленный когнитивный стиль является "хорошим" результатом, поскольку он характеризует эффективность интеллектуальной адаптации данного человека к реальности. Когнитивно-стилевой подход стремился отказаться от оценочной оценки интеллектуальных возможностей человека. Стилевые характеристики интеллектуальной деятельности имели особый статус и рассматривались как факторы, регулирующие индивидуальное поведение. Когнитивные стили также подчеркивали проблему индивидуальности и уникальности человеческого разума, признавая наличие у каждого человека индивидуально-своеобразных способов взаимодействия с окружающим миром.
1.2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей.
В современной зарубежной и отечественной литературе описывается около двадцати различных когнитивных стилей, из которых феноменология стилевого подхода выделяет следующие основные:
1. Полезависимость/поленезависимость.
2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
3. Узость/широта категории.
4. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
5. Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту.
6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
7. Сглаживание/заострение.
8. Импульсивность/рефлективность.
9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
10. Когнитивная простота/сложность.
Цель состоит в том, чтобы рассмотреть проблематику когнитивных стилей с учетом их теоретических и эмпирических оснований. В данном этапе анализа мы стремимся представить "объективное положение дел" без интерпретаций и комментариев, чтобы сохранить позицию наблюдателя.
Идеи Генри Уиткина о полезависимости/поленезависимости (ПЗ/ПНЗ) получили широкую популярность и стали предметом множества исследований на протяжении последних десятилетий. Анализ эволюции представлений о природе этого когнитивного стиля представляет особый интерес.
Уиткин интересовался особенностями поведения в поле, такими как эффекты "фигура-фон" и "часть-целое". Впервые этот стилевой параметр был описан в связи с исследованием индивидуальных различий в пространственной ориентации, где испытуемым предлагалось провести манипуляции с объектом в зависимости от пространственного контекста. Позже были описаны индивидуальные различия в восприятии при решении задачи обнаружения простой детали в сложном геометрическом изображении [6, с. 32].
В ходе экспериментов было выяснено, что некоторые испытуемые полагаются на внешнее зрительное поле, испытывают трудности в преодолении его влияния и требуют много времени, чтобы обнаружить нужную деталь в сложном изображении (это явление называется полезависимостью). Другие испытуемые, наоборот, ориентируются на внутренние критерии (включая собственный опыт ощущения собственного тела) и легко преодолевают влияние зрительного поля, быстро обнаруживая деталь в сложном изображении (это явление называется поленезависимостью) [11, с. 228].
Узкий/широкий диапазон эквивалентности представляет собой когнитивный стиль, который отражает индивидуальные различия в ориентации на черты сходства или различия между объектами. В экспериментах по свободной классификации объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объекты на множество малых групп (узкий диапазон эквивалентности), в то время как другие формируют небольшое количество групп с большим объемом (широкий диапазон эквивалентности). Р. Гарднер считает, что узкий диапазон эквивалентности свидетельствует о более детализированной категоризации впечатлений и использовании более точных стандартов для оценки различий между объектами. Впоследствии Гарднер предложил интерпретировать диапазон эквивалентности как проявление понятийной дифференциации: чем больше групп объектов образуется при их категоризации, тем выше уровень понятийной дифференциации. Таким образом, данный когнитивный стиль связан с количеством категорий, которые присутствуют в индивидуальном понятийном опыте.
В работах отечественных авторов этот стилевой параметр интерпретируется как "аналитичность" (склонность к выявлению различий между объектами) и "синтетичность" (склонность к выявлению сходства между объектами.
Когнитивный стиль "Узкий/широкий диапазон эквивалентности" отражает индивидуальные различия в ориентации на сходства или различия между объектами. В экспериментах по классификации объектов было обнаружено, что некоторые люди разделяют объекты на множество мелких групп (узкий диапазон эквивалентности), тогда как другие формируют меньшее количество групп с более широкими категориями (широкий диапазон эквивалентности). Узкий диапазон эквивалентности указывает на более детализированное разделение объектов и использование точных стандартов для оценки их различий. Р. Гарднер предложил интерпретировать диапазон эквивалентности как показатель уровня понятийной дифференциации: большее количество категорий соответствует более высокому уровню дифференциации. Отечественные авторы также интерпретируют этот стиль как "аналитичность" (ориентация на различия между объектами) и "синтетичность" (ориентация на сходства между объектами) [10, с. 79].
Когнитивный стиль "Ригидный/гибкий познавательный контроль" отражает степень субъективной трудности в переключении между различными способами обработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль указывает на трудности в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным из-за недостаточной автоматизации последних, в то время как гибкий контроль свидетельствует о более легком переходе благодаря высокой автоматизации данных функций.
Когнитивный стиль "Толерантность к нереалистическому опыту" проявляется в ситуациях, где присутствует неопределенность и двусмысленность. Люди с высокой толерантностью к нереалистическому опыту способны принимать впечатления, которые не соответствуют их существующим представлениям, которые они считают правильными и очевидными [1, с. 13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андронникова О.О. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные особенности человека / О.О. Андронникова, Л. К. Антропова // Материалы 13 международного конгресса по приполярной медицине; Бюллетень СО РАМН. Приложение. — Новосибирск, 2006.
2. Белозерова Л.А., Гурылева Л.В., Семенова И.А. Особенности вербальной креативности детей дошкольного возраста с разными профилями латерализации // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №3-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-verbalnoy-kreativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-raznymi-profilyami-lateralizatsii (дата обращения: 12.05.2023).
3. Бердников Дмитрий Валерьевич, Бобынцев Игорь Иванович, Апчел Василий Яковлевич, Андриуца Наталья Сергеевна Половые различия регуляции операторской деятельности и её нейрофизиологического обеспечения // Экология человека. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovye-razlichiya-regulyatsii-operatorskoy-deyatelnosti-i-eyo-neyrofiziologicheskogo-obespecheniya (дата обращения: 12.05.2023).
4. Загайнова Анастасия Юрьевна Взаимосвязь конвергентного мышления и полушарных особенностей селекции информации: значение моторной асимметрии // Концепт. 2016. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-konvergentnogo-myshleniya-i-polusharnyh-osobennostey-selektsii-informatsii-znachenie-motornoy-asimmetrii (дата обращения: 12.05.2023).
5. Загайнова Анастасия Юрьевна Значение интерференционных процессов селекции информации и моторной асимметрии в эффективности конвергентного и дивергентного мышления // Концепт. 2017. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-interferentsionnyh-protsessov-selektsii-informatsii-i-motornoy-asimmetrii-v-effektivnosti-konvergentnogo-i-divergentnogo (дата обращения: 12.05.2023).
6. Игнатова Ю.П., Макарова Ирина Илларионовна, Зенина О.Ю., Аксенова А.В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) // Экология человека. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-izucheniya-funktsionalnoy-mezhpolusharnoy-asimmetrii-mozga-obzor-literatury (дата обращения: 12.05.2023).
7. Каразаева Анастасия Юрьевна, Разумникова Ольга Михайловна Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивидуального профиля полушарной асимметрии // Сибирский научный медицинский журнал. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interferentsionnye-protsessy-selektsii-informatsii-pri-konvergentnom-divergentnom-myshlenii-rol-individualnogo-profilya-polusharnoy (дата обращения: 12.05.2023).
8. Разумникова, О. М. Закономерности старения мозга и способы активации его компенсаторных ресурсов / О. М. Разумникова // Успехи физиологических наук. – 2015. – Т. 46, № 2. – С. 3-16. – EDN SBCCKR.
9. Разумникова Ольга Михайловна Особенности селекции информации при креативном мышлении // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-selektsii-informatsii-pri-kreativnom-myshlenii (дата обращения: 12.05.2023).
10. Разумникова, О. М. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50, № 1. – С. 75-89. – DOI 10.1134/S0301179819010090. – EDN YYYNBR.
11. Разумникова Ольга Михайловна, Яшанина Анна Анатольевна Значение когнитивного стиля и полушарного доминирования в проектировании индивидуальной траектории обучения // Сибирский педагогический журнал. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kognitivnogo-stilya-i-polusharnogo-dominirovaniya-v-proektirovanii-individualnoy-traektorii-obucheniya (дата обращения: 12.05.2023).
12. Скиртач Ирина Анатольевна, Дикая Людмила Александровна Функциональная организация коры мозга у музыкантов профессионалов и любителей во время музыкальной импровизации // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-organizatsiya-kory-mozga-u-muzykantov-professionalov-i-lyubiteley-vo-vremya-muzykalnoy-improvizatsii (дата обращения: 12.05.2023).
13. Чумичева Нелли Викторовна Homo creators: деконструкция дивергентного мышления // Научный вестник ЮИМ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/homo-creators-dekonstruktsiya-divergentnogo-myshleniya (дата обращения: 12.05.2023).
14. Чухрова М. Г., Леутин В. П., Пилипенко Г. Н., Кабанов Ю. Н. Нейропсихологический анализ феномена алекситимии у спортсменов // МНКО. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-fenomena-aleksitimii-u-sportsmenov (дата обращения: 12.05.2023).
15. Яшанина Анна Анатольевна, Разумникова Ольга Михайловна Полушарные особенности интерференции информации у лиц с преобладанием рационального или иррационального когнитивного стиля // Сибирский научный медицинский журнал. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polusharnye-osobennosti-interferentsii-informatsii-u-lits-s-preobladaniem-ratsionalnogo-ili-irratsionalnogo-kognitivnogo-stilya (дата обращения: 12.05.2023).