Фрагмент для ознакомления
2
Вторая половина 19 века была довольно насыщенной на события в истории нашей страны. Именно в это время был введен режим исключительного положения, предпосылкой для введения которого стала социальная и политическая напряженность, революционные настроения граждан. Причиной для его введения и крайней точкой стали точечные акты терроризма, в том числе против высших государственных должностных лиц .
В 1881 году Российская империя была потрясена убийством императора Александра II террористами. Этот акт насилия стал ярким примером того, что обычные нормы и правила неэффективны в регулировании общественных отношений в сложившейся ситуации.
В ответ на такие вызовы государства, в конце XIX - начале ХХ века в России был введен новый, ранее никогда не применявшийся чрезвычайный режим -"исключительное положение". Нормативным актом, который регулировал введение и существование данного режима Положение "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия".
Согласно этому Положению, исключительное положение имело две формы, определяемые степенью опасности общественно-политической обстановки. Первая форма - положение усиленной охраны, а вторая - положение чрезвычайной охраны.
Однако, несмотря на введение такого режима, возник вопрос о том, насколько эффективно такие меры могут регулировать общественные отношения. Было много критики и обсуждений в обществе. Некоторые считали, что это приводит к нарушению гражданских свобод и прав. В то же время, другие утверждали, что это необходимо для поддержания государственной безопасности и защиты общества от внутренних и внешних угроз. В любом случае, исключительное положение стало важным инструментом государства в борьбе с экстремистскими и террористическими угрозами.
Данный чрезвычайный правовой режим характеризоался так называемым положением усиленной охраны. Она вводилась в местности, где то и дело выявлялись какие-либо правонарушении против страны и государства или конкретных граждан, их имущественных и личных неимущественных прав.
Однако, историографический анализ показывает, что не всегда этот механизм охраны действовал эффективно. В некоторых случаях усиленная охрана была объявлена слишком поздно или не была объявлена вовсе, что приводило к угрозе государственной безопасности.
Важно отметить, что усиленная охрана была не единственным способом защиты государственного порядка и общественного спокойствия. Например, в Российской империи существовало и другие правовые механизмы, такие как полиция или административные меры против подозреваемых в антиправительственной деятельности.
Таким образом, усиленная охрана являлась одним из инструментов защиты государственной безопасности в Российской империи, но не всегда оказывалась эффективной в своей деятельности.
Введение усиленной охраны на территории предполагает определенные права административной власти. Срок действия такого положения составляет один год, после чего оно может быть продлено или отменено. В период действия усиленной охраны издаются временные акты, которые также могут быть прекращены.
Когда территория получала статус усиленной охраны права местной власти существенно расширялись. Держателем всего объема прав являлся генерал-губернатор, в более мелких административных единицах властными полномочиями обладал губернатор.
При принятии решения о введении усиленной охраны на территории, административная власть должна учитывать множество факторов, включая уровень преступности, наличие возможных угроз для населения и общественной безопасности. Важно также не злоупотреблять правами, которые предоставляются в период действия усиленной охраны, и не ущемлять права граждан.
При этом, несмотря на то, что генерал-губернаторы имеют большую власть в период усиленной охраны, они также несут ответственность за обеспечение безопасности и благополучия на территории. Таким образом, при принятии решений о введении усиленной охраны необходимо учитывать множество факторов и действовать в интересах общества. .
В дальнейшем, положение усиленной охраны на данных территориях ежегодно продлевалось вплоть до революции 1917 г. Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» стало носить характер постоянного НПА.
2.2 Чрезвычайно правовой режим в годы ВОВ
Обеспечение безопасности является одной из наиболее важных задач государства на любом этапе его развития. Внешняя и внутренняя безопасность взаимосвязаны и зависят от эффективности использования правового режима. Одним из ключевых факторов успешного выполнения задачи обеспечения безопасности выступает правовой режим. Он должен быть логично структурирован и соответствовать высоким требованиям, чтобы государство могло эффективно противодействовать угрозам и вызовам, которые могут возникнуть как внутри страны, так и за ее пределами.
Кроме того, правовой режим должен быть динамичным и гибким, чтобы соответствовать изменяющейся социальной ситуации и новым вызовам. Государство должно постоянно анализировать социальную динамику и реагировать на возникающие изменения, чтобы обеспечить правовую защиту граждан и общественную безопасность.
Таким образом, правовой режим является одним из важнейших инструментов государства для обеспечения безопасности и правопорядка. Он должен быть грамотно организован, динамичен и гибок, чтобы государство могло эффективно выполнять свои задачи.
В условиях войн, когда возникает непосредственная опасность для суверенитета государства, необходимо применять чрезвычайные меры. Нормы действующего законодательства в таких ситуациях становятся неэффективными, и управление страной с помощью методов, эффективно действующих раньше в обычное время невозможно.
Если государство встает перед опасностью завоевания вражескими силами, то ему приходится вводить в стране, в административных единицах правовой режим, который будет являться чрезвычайным. Это может быть необходимо для сохранения независимости и суверенитета государства.
Однако, необходимо учитывать, что использование чрезвычайных мер должно быть ограничено и сбалансировано. Их применение должно осуществляться в соответствии с законодательством и международными нормами.
В конечном итоге, применение чрезвычайных мер является ответственным и сложным решением, которое может повлиять на судьбы многих людей и будущее государства. Поэтому, необходимо тщательно взвешивать все аспекты и последствия принимаемых мер .
В 1941-1945 в СССР оперативно появились чрезвычайные органы власти. Первым органом стала Ставка Главного Командования, преобразованная в дальнейшем в Ставку Верховного Главнокомандования во главе с Главнокомандующим Вооруженными Силами И. В. Сталиным. Неожиданное для всех, молниеносное нападение фашистов требовали быстрых и точных решений, а так же изменение функционала уже существовавших органов и появления новых .
Верхушка власти прекрасно понимала, что страна нуждалась в сильном центре, который был бы в состоянии принимать корректные управленческие решения и координировать работу всех органов и организаций, людей.
В связи с данной нуждой 30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), который сразу стал таким центром. Он издавал нормативные правовые акты, которым должны были подчиняться все. Это позволяло ГКО эффективно руководить всеми силами и ресурсами, включая армию, промышленность, транспорт и другие сферы жизни страны, в борьбе за победу в Великой Отечественной войне.
Важно отметить, что ГКО не только руководил, но и координировал их работу, распределял ресурсы, определял приоритеты и контролировал их выполнение. Без такого центра координации и руководства было бы невозможно достичь победы в такой трудной и кровопролитной войне, как Великая Отечественная.
В состав ГКО входили выдающиеся лидеры страны, такие как И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия и В. М. Молотов, последний был заместителем председателя.
Изданные ГКО нормативные акты требовали неукоснительного соблюдения всеми организациями и гражданами.
Благодаря этому органу, Советский Союз смог успешно справиться с вызовами и угрозами Второй Мировой войны. Этот период в истории СССР был отмечен героизмом и самопожертвованием народа и лидеров, которые стояли у руля в трудные времена. В итоге, благодаря усилиям ГКО, страна смогла выйти победителем из Второй Мировой войны и стать одной из великих держав мира.
Еще одним направлением деятельности ГКО было руководство ведомствами, издание постановлений, которые касались важнейших проблем военного времени, например, эвакуации народа, мобилизации функционирования заводов и бесперебойного производства вооружения и боеприпасов для солдат, организации боевых действий.
Одним из основных направлений деятельности ГКО было обеспечение экономической и военной мощи СССР. Для этого ГКО принимал решения о выделении средств на развитие промышленности, организации эвакуации населения и производства военной техники, а также о стратегии боевых действий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные законодательные акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г.) // Рос. газ. 1998. 10 дек
2. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении срока действия Положения об усиленной охране в местностях, объявленных в состоянии этого Положения» от 27 августа 1882 г. // ПСЗ-3. Т. II. Ст. 1071; Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении срока действия положения об усиленной охране» от 15 августа 1884 г. // ПСЗ-3. Т. IV. Ст. 2396; Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении в некоторых местностях Империи еще на один год срока действия положения об усиленной охране» от 30 июня 1891 г. // ПСЗ-3. Т. XI. Ст. 7889.
3. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 нояб 1987 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36. Ст. 4465
4. Именной, данный Сенату, высочайший указ «Об издании положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны» от 4 августа 1881 г. //ПСЗ-3. Т. I. Ст. 383. С. 283–284.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 нояб. 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сент. 1970 г., 20 дек. 1971 г., 1 янв. 1990 г., 6 нояб. 1990 г., 11 мая 1994 г.) (в ред. Протокола № 11) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
6. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право и права человека. 1990. № 13. С. 9.
7. О правах и основных свободах человека: Конвенция Содружества Независимых Государств (Минск 26 мая 1995 г.). СПС КонсультантПлюс.
8. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СПС КонсультанПлюс
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400//СПС КонсультантПлюс
10. Об обороне: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
11. Об обороне: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. «Об образовании чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 40.
13. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г.) // Рос. газ. 1998. 10 дек
14. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении срока действия Положения об усиленной охране в местностях, объявленных в состоянии этого Положения» от 27 августа 1882 г. // ПСЗ-3. Т. II. Ст. 1071; Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении срока действия положения об усиленной охране» от 15 августа 1884 г. // ПСЗ-3. Т. IV. Ст. 2396; Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О продлении в некоторых местностях Империи еще на один год срока действия положения об усиленной охране» от 30 июня 1891 г. // ПСЗ-3. Т. XI. Ст. 7889.
15. Грищенко Т.А. , Андрейцо С.Ю. Проблемы обеспечения конституционных прав граждан при применении сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения: монография. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2018. 404 с.
16. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 нояб 1987 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36. Ст. 4465
17. Именной, данный Сенату, высочайший указ «Об издании положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны» от 4 августа 1881 г. //ПСЗ-3. Т. I. Ст. 383. С. 283–284.
18. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 нояб. 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сент. 1970 г., 20 дек. 1971 г., 1 янв. 1990 г., 6 нояб. 1990 г., 11 мая 1994 г.) (в ред. Протокола № 11) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
19. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право и права человека. 1990. № 13. С. 9.
20. Научно-практический комментарий к Конституции Рос. Федерации / под ред. В.В. Лазарева. М.: Изд-во, 1997. С. 217
21. Нижник Н. С., Папырин В. В. Законность как социоюридический феномен. СПб., 2012. С. 21.
22. О правах и основных свободах человека: Конвенция Содружества Независимых Государств (Минск 26 мая 1995 г.). СПС КонсультантПлюс.
23. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СПС КонсультанПлюс
24. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400//СПС КонсультантПлюс
25. Об обороне: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
26. Об обороне: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
Литература
1. Алешин В.В. Правовые основы применения режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции // Современное право. 2006. № 4. С. 31–32.
2. Винокуров В.А., Немченко С.Б. Права и свободы человека и гражданина: их ограничение и защита. Курс лекций в конспективном изложении: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2018. С. 180
3. Воскобитова М.Р. Позитивные обязательства государств как гарантия обеспечения прав человека и основных свобод //Международное правосудие. 2011. № 1.
4. Грищенко Т.А. , Андрейцо С.Ю. Проблемы обеспечения конституционных прав граждан при применении сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения: монография. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2018. 404 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998.С.1670.
6. Козинникова Е. Н. Чрезвычайный правовой режим исключительного положения: нормативные основы введения в имперской России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017.№ 4(76).
7. Козинникова Е. Н. О полномочиях полиции в условиях чрезвычайного правового режима исключительного положения в Российской империи в оценке полицеистов конца XIX начала ХХ века // Философия права.2018. № 1(84). С. 128–135.
8. Научно-практический комментарий к Конституции Рос. Федерации / под ред. В.В. Лазарева. М.: Изд-во, 1997. С. 217
9. Нижник Н. С., Папырин В. В. Законность как социоюридический феномен. СПб., 2012. С. 21.
10. Пчелинцев С.В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 131.
11. Алешин В.В. Правовые основы применения режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции // Современное право. 2006. № 4. С. 31–32.
12. Винокуров В.А., Немченко С.Б. Права и свободы человека и гражданина: их ограничение и защита. Курс лекций в конспективном изложении: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2018. С. 180
13. Воскобитова М.Р. Позитивные обязательства государств как гарантия обеспечения прав человека и основных свобод //Международное правосудие. 2011. № 1.