Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что согласно ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации суды в Российской Федерации являются органами государственной власти, к исключительному ведению ко-торых отнесено отправление правосудия. При этом по смыслу ст. 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Россий-ской Федерации» (далее - Закон о статусе судей) непосредственными носите-лями судебной власти являются судьи, в лице которых осуществляют свою деятельность суды. И от того как они профессионально и в соответствии с за-коном осуществляют свою деятельность зависит качество работы судов, их авторитет.
В последнее время часто поднимается вопрос о необходимости совер-шенствования статуса судей. Неоднократно Президент Российской Федера-ции обращал внимание на необходимость повышения профессионализма су-дей, ответственности их за принимаемые решения, обеспечения в полной ме-ре принципа независимости судей.
С учетом изложенного вопрос о статусе судей как о совокупности их прав, обязанностей и ответственности приобретает особое значение в контек-сте обеспечения эффективности отправления правосудия как важнейшей гос-ударственной функции.
Познание правового статуса судьи как структурированной системы его прав, свобод, обязанностей, законных интересов и гарантий позволяет глуб-же и полнее понять социальное содержание правового статуса, его структур-ных элементов, установить их связь и взаимодействие друг с другом и более правильно раскрыть роль и значимость судьи как личности в государстве, государственной власти и обществе в целом. Таким образом, тема работы актуальна.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением судебных органов своих полномо-чий.
Предмет исследования – нормы законодательства, закрепляющие право-вой статус судей.
Цель - исследовать особенности правового статуса судьи в соответствии с российским законодательством.
Соответственно, цель конкретизируется в совокупности задач курсо-вой работы, которые отображают отдельные элементы ее плана, в частности:
1. определить понятие правового статуса судьи;
2. раскрыть содержание правового статуса судьи;
3. изучить конституционный принцип независимости судей в Рос-сийской Федерации;
4. исследовать основные гарантии независимости судей;
5. раскрыть разграничение понятий «самостоятельности» и «незави-симости» по отношению к суду и судьям.
Методологическая основа работы состоит из всеобщих общенаучных методов познания (методы анализа и синтеза и др.) и частнонаучных методов (формально-юридический, системный).
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ
1.1. Понятие правового статуса судьи
В юридической энциклопедии «статус судьи» предлагается понимать, как «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и опре-деляют правовое положение судей как носителей судебной власти» .
Вопрос о содержании статуса судьи в юридической литературе до сих пор остается спорным. Так, в юридическом словаре под редакцией А. Н. Азрилияна элементами статуса судей считают: «права и обязанности, связан-ные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязан-ности судей, направленные на создание условий для объективного, независи-мого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на от-ставку и т.п.); права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества» . О. Н. Бабаева в содержание статуса судьи включает: а) правоспособность и дееспособность судьи; б) за-крепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возло-женных на него обязанностей . Г.Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т.е. права и обязанности судьи как лица, замещающего должность государствен-ной службы, которые определяются процессуальным законодательством. Он отмечает, что в учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного су-допроизводства и в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вы-текающих из административных правоотношений; во-вторых, права и обя-занности судьи определяют его особое положение в обществе как граждани-на. Это особое положение, указывает он, по сути, является гарантией обеспе-чения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредствен-но осуществляя правосудие, свои властные правомочия .
Конституция Российской Федерации особое внимание уделяет основам правового положения судьи как носителя судебной власти и, исходя из при-знания самостоятельности органов судебной власти, определяет статус судьи в Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление право-судия независимым и беспристрастным судом.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 27-П указывается, что конституционный статус судьи явля-ется не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием. Общество и госу-дарство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления им своих полномочий по отправлению право-судия; конституционный статус судьи включает также предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что служит гарантией надлежа-щего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, не-зависимости и беспристрастности .
1.2. Содержание правового статуса судьи
Анализ положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей) позволяет сделать вывод о том, что в содержание статуса судьи следует включить: 1) принципы статуса судьи; 2) требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судьям; 3) порядок наделения судьи полномочиями; 4) права и обязанности судьи как члена судейского сообщества и как участника судеб-ного процесса; 5) гарантии прав и обязанностей судьи; 6) порядок приоста-новления и прекращения полномочий, отставка судьи; 7) ответственность судьи за надлежащее исполнение своих обязанностей.
Как правильно отмечает М. И. Клеандров, статус судьи состоит из многих взаимодополняющих друг друга компонентов (правового, мораль-ного, этического, психического, физиологического, социального и иных ком-понентов), обеспечивающих возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие.
Е. Б. Абросимова считает, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: порядок назначения или избра-ния, порядок прекращения деятельности, компетенцию субъекта, порядок и способ реализации, особенности правового положения данного субъекта, от-личающие его от других публичных субъектов публичной власти .
Анализ разных точек зрения ученых о понятии правового статуса су-дей, позволяет сделать вывод, что правовой статус судей в широком смысле - это наделение государством специального субъекта компетенцией, правами и обязанностями в сфере осуществления правосудия, предусматривающими установление особого положения этого субъекта в системе общественного и государственного устройства, предусматривая ряд ограничений и запретов, обеспечивающихся созданием специального государственного органа судеб-ной власти.
Судьи в Российской Федерации обладают единым правовым статусом. Единство правового статуса проявляется в наличии схожих полномочий. Единство правового статуса судей выражается в том, что как судьи высшего звена (к примеру Верховного Суда РФ), так и мировые судьи, обладают схожими права и обязанностями; гарантиями неприкосновенности и т.п.
Несмотря на это, правовой статус разнится в зависимости от вида суда в котором судьи осуществляют правосудие. Получается, что единство право-вого статуса имеет некоторые исключения, связанные с профессиональной деятельностью судьи. Эти особенности раскрываются в специальных норма-тивно-правовых актах. В качестве примера можно указать на:
1) федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
2) федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1–ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собра-ние законодательства РФ. – 1997. – № 1. – С.1.
3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1–ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Российская газета. – 2011. – 11 февр.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №1 –ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №13. – Ст. 1447.
5. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года №1 –ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Со-брание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №26. – Ст. 3170.
6. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3–ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – №6. – Ст. 550.
7. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года №1 –ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №18. – Ст. 1589.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.ноября 2002 г. № 138 – ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законода-тельства РФ. – 2002. – № 46. – С.4532.
Научная и учебная литература
9. Аванесян В. В. Большая юридическая энциклопедия. – М., 2005. – 987 с.
10. Анишина В.И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: Конституционно–правовое содержание и проблемы реали-зации // Мировой судья. – 2016. – № 10. – С. 9 – 14.
11. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации». – М.: «Юстицинформ», 2015. – 362 с.
12. Винокурова М.Ю. Особенности взаимодействия органов судей-ского сообщества и средств массовой информации // Российский судья. – 2014. – №5. – С. 31–34.
13. Газетдинов Н.И. Самостоятельность и независимость судебной // Российская юстиция. – 2015. – № 12. – С. 34–37.
14. Гоголев С.А., Старчиков К.И. Проблема независимости судей в уголовном процессе // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 5 (57). – С. 354–357.
15. Дерхо Д.С. Статус судей в Российской Федерации // СПС «Кон-сультантПлюс», 2023.
16. Ермошин Г. Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: учеб. пособие. – М., 2016. – 342 с.
17. Ермошин Г.Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: со-циально–правовые аспекты. – М.: Книга по требованию, 2012. – 216 с.
18. Ермошин Г.Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №7. – С. 83–92.
19. Захарова И.С. Органы судейского сообщества Российской Феде-рации // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12 (52). – С. 170–174.
20. Канкулова М.А., Колюшкина Л.Ю. Конституционно–правовое содержание и проблемы реализации принципа независимости судей в Рос-сийской Федерации // Научный вектор. Сборник научных трудов. – Ростов–на–Дону, 2021. – С. 241–244.
21. Комментарий к Конституции РФ постатейный / Г. Д. Садовнико-ва. – 10–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 169 с.
22. Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1 –ФКЗ. – М. : Юстицинформ, 2007. – 119 с.
23. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляе-мость / И.Б. Михайловская. – М. : Проспект, 2008. – 128 с.
24. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы. – М. : Контракт, 2016. – 240 с.
25. Пестрикова К.Р. Независимость судей и ее реализация в россий-ском уголовном процессе // Бюллетень науки и практики. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 266–268.
26. Правоохранительные органы. Курс лекций и учебно–методические материалы. Под редакцией Ю.А. Лукичева. – Санкт–Петербург, 2020. – 418 с.
27. Правоохранительные органы: уч. и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. М. П. Полякова.– М.: Издательство Юрайт, 2015. 311с.
28. Тарасов А.А., Гизатуллин И.А. Независимость судей – имманент-ное свойство уголовного правосудия и глобальная его проблема //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2018. – Т. 22. – № 1.– С. 21–41.
29. Чурикова А.Ю. «Презумпция виновности» в российском уголов-ном процессе // Вестник Поволжского института управления. – 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 65–70.
30. Шумилов А.Ю. Правила закона о статусе судей. Уч. пособие. – М., 2007. – 47 c.
Материалы судебной практики
31. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27–П «По делу о проверке конституционности положений п. 7 ст. 20 Зако-на РФ «О статусе судей в Российской Федерации», п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 29.1 и п. п. 1 и 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой» // СПС «КонсультантПлюс».
32. Кассационное определение Верховного суда РФ № 53–КП7–8 от 1 августа 2017 г. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федера-ции. URL: http://vsrf.ru/stor_pdf. php?id=1572622 (дата обращения: 11.05.2023).