Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность народного контроля и цифровых технологий
Растет потребность в широком внедрении современных информационных технологий в государственное управление . Еще одним таким актуальным вопросом на сегодняшний день является внедрение современных цифровых технологий в сферу общественного контроля. Общественный контроль - это особый вид контроля за деятельностью государственных органов со стороны граждан и широкой общественности .
Это относительно современный, демократичный и эффективный контроль . Общественный надзор играет важную роль в обеспечении верховенства закона .
Эффективное осуществление общественного контроля обеспечивает легитимность деятельности государственных органов . Стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, цифровизация. Появляются новые формы их применения.
Доступ граждан к технологиям расширяется. Это подчеркивает необходимость оцифровки общественного контроля. До сих пор этот вопрос был практически не исследован.
Правда, в исследовании российского ученого С.М. Зубарева можно найти мнения, связанные с этой темой.
Приведем зарубежный опыт. Так, в КНР существуют списки административных наказаний, которые касаются компаний и организаций. Этот тип черного списка SCS не принимается во внимание, поскольку в настоящем документе основное внимание уделяется черным спискам физических лиц.
В период с 2013 по 2020 год 15,78 миллиона человек были занесены в черный список как “дискредитированные” и, таким образом, именовались “Лао Лай”; кроме того, только в 2020 году их число увеличилось на 2,498 миллиона .
В связи с повсеместным повышением значимости компьютерных и телекоммуникационных устройств индустриальные общества интерпретировались как развивающиеся в направлении обществ наблюдения (Flaherty, 1988). По сравнению с паноптическим наблюдением, которое основано на архитектурном проекте Паноптикума, разработанном Бентамом в начале 19 века, наблюдение, основанное на цифровых технологиях, становится все более автоматическим и частично запускается самими субъектами данных (Gandy 1989).
Таким образом, защита данных стала серьезной проблемой, возникшей в результате наблюдения, осуществляемого с помощью цифровых технологий (Katz, 1988).
1.2 Концепция развития народного контроля в условиях цифровизации
Концепция развития народного контроля в условиях цифровизации развивается давно. Так, еще в 2018 г. было рекомендовано учредить на региональном уровне органы исполнительной власти по вопросам развития народного контроля в условиях цифровизации. Должны были быть определены кураторы по национальному проекту «Цифровая экономика».
Еще 21 мая 2010 года в Томске в ходе XIII Инновационного форума «Innovus» была создана Ассоциация инновационных регионов России . Изначально там состояло 8 регионов, на сегодняшний день численность регионов составляет 17 .
1.3 Роль цифровых технологий в народном контроле
Недостатком сегодня является неполная обеспеченность материально-технической базой и электронными ресурсами субъектов общественного контроля. Для качественного электронного контроля требуются современные технологии. Этот вопрос также нуждается в решении.
Существует семь различных типов граждан: прилежные борцы, способные достигать результатов, защитники частной жизни, амбициозные технофилы, технические скептики, поставщики услуг, испытывающие трудности, и пассивные аутсайдеры. Каждая группа по-разному взаимодействует с технологиями и цифровыми сервисами, и каждая извлекает разные уроки из того, как правительство может воспользоваться возможностью для более эффективного взаимодействия с гражданами. Далее можно рекомендовать четыре приоритетные области для правительств: гибкая и инновационная политика, инклюзивная цифровизация, ответственное использование данных и участие общественности.
Несмотря на их все более распространенную роль в жизни людей, опрос выявил сложное отношение к технологиям. Большинство людей (около 72% опрошенных граждан) считают, что они делают жизнь лучше и что они понадобятся для решения все более сложных проблем в будущем. Но есть опасения по поводу его более широкого воздействия. К ним относятся, например:
Растущее социальное неравенство: Часто граждане, находящиеся в наиболее неблагоприятном положении, не могут позволить себе доступ к новым технологиям и не обладают навыками цифровой грамотности для их использования. Использование алгоритмического процесса принятия решений, потенциально чреватого предвзятостью, является еще одним риском. Во всем мире почти треть граждан (32%) считают, что преимущества технологий не будут равномерно распределены между различными группами общества. И 34% считают, что технологии дают больше власти тем, кто уже богат и влиятелен.
Потеря взаимодействия с людьми: Растущая зависимость от технологий как средства коммуникации вызывает опасения по поводу влияния на социальную сплоченность. Во всем мире 32% граждан считают, что технологии заставят людей чувствовать себя менее связанными со своим сообществом. В более виртуальном мире некоторые из наиболее уязвимых групп могут оказаться в еще большей изоляции из-за потери сетей физической поддержки.
Потенциальное посягательство на личную неприкосновенность и цифровую безопасность: По мере подключения большего числа людей и устройств объем и разнообразие создаваемых данных, а также скорость их сбора будут увеличиваться. Это вызывает беспокойство общественности по поводу личной неприкосновенности и отсутствия контроля над тем, как используются данные людей. Более 4 из 10 граждан выступают против обмена данными как внутри правительства, так и с компаниями частного сектора. Почти три четверти (72%) выступают против того, чтобы правительство продавало их персональные данные компаниям частного сектора, даже если это делается для сбора денег, которые могут финансировать улучшение государственных услуг или снижение налогов.
Некоторые из этих опасений могут быть вызваны восприятием того, что скорость технологического развития просто слишком высока. В то время как одни воодушевлены и наделены силой благодаря технологиям, другие подавлены и встревожены. Формируются ли технологии правительством и обществом или технологии формируют правительство и общество? В некоторых случаях просто слишком рано понимать преимущества и риски некоторых новых технологий.
Однако правительствам необходимо будет опередить эти опасения, если они хотят использовать потенциал данных и технологий. Низкие темпы внедрения технологий могут ослабить экономику стран, их способность конкурировать на международном уровне и, следовательно, их будущее процветание. Подходы, основанные на данных, в рамках правительства также необходимы для понимания потребностей граждан, активного определения целевых услуг, оценки сложной государственной политики и обеспечения лучших результатов для граждан более эффективным с точки зрения затрат способом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // СПС КонсультантПлюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации» // СПС КонсультантПлюс
5. Стратегия «цифровизации» архивного дела и эффективный документооборот для участников финансового рынка (ИНФОАРХИВ–БАНКОВ 2019) // Гильдия Управляющих Документацией URL: https://www.gdm.ru/meropr/03.12.2019/ 18824/
6. Актуальные вопросы цифровой трансформации юридической практики в сфере публичного управления / Писаревский Е.Л., Кошкин А.Н., Поветкина Н.А. // Информационное право. 2020. № 4. С. 9-11.
7. Блинова М.А., Корнилова А.Д. Применение цифровых технологий в муниципальном управлении / В книге: Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики. тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство науки и высшего образования РФ; ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, Кафедра учёта, анализа и аудита, Кафедра государственного и муниципального управления. 2022. С. 292-295.
8. Блинова М.А., Корнилова А.Д. Применение цифровых технологий в муниципальном управлении / В книге: Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики. тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство науки и высшего образования РФ; ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, Кафедра учёта, анализа и аудита, Кафедра государственного и муниципального управления. 2022. С. 452-455.
9. Василевич С.Г. Информационные технологии как средство повышения эффективности управления государственными и общественными делами // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 3. С. 76-81.
10. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 4-16.
11. Влияние цифровизации на развитие правовых основ управления общественными финансами / Власова Е.Л., Игнатьева И.В., Зедгенизова И.И.
12. Горячих М.В. Роль государственных услуг в развитии цифровой экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 2 (112). С. 32-38.
13. Евсиков К.С. Государственно-правовые концепции использования информационных технологий в государственном управлении // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 1 (182). С. 74-86.
14. Евсиков К.С. К вопросу о правовом регулировании интернет-голосования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 2 (102). С. 120-128.
15. Индивидуальный цифровой медицинский профиль как эффективное средство противодействия коррупции / Бикеев И.И., Клемин А.В., Латыпова Э.Ю. // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 7. С. 153-159.
16. Лукьянова В.В. Цифровые трансформации в управлении регионом // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 1. С. 194-197.
17. Нагорных Р.В. О совершенствовании административно-правового регулирования в условиях цифровизации экономики // Юридическое образование и наука. 2021. № 3. С. 39-44.
18. Петроградская А.А. К вопросу об эффективности деятельности органов публичной власти в эпоху цифровизации // Евразийский юридический журнал. 2022. № 3 (166). С. 76-77.
19. Писарева О.М. Состав и характеристика содержательных постановок задач стратегического планирования: анализ изменений в условиях формирования цифровой платформы управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 3. С. 302-325.
20. Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 196-200.
21. Пуртова Е.А. Использование технологий legal tech в публичной политике // Евразийский союз ученых. 2019. № 7-4 (64). С. 4-6.
22. Русаков Д.А. Тенденции развития электронного правительства: мировой опыт и современные российские достижения // Colloquium-Journal. 2019. № 24-8 (48). С. 60-64.
23. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Новые технологии и право: современный правовой подход к технологии распределенного реестра // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 4 (101). С. 62-69.
24. Смыкова Ю.С., Слинько А.А. Влияние цифровых технологий на общественную жизнь в Российской Федерации // В сборнике: Аспирантские тетради. сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Воронеж, 2021. С. 177-181.
25. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 4-26.
26. Толстиков А.А. Управление публичными финансами в эпоху цифровизации экономики // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 549-551.
27. Устинович Е.С. Блокчейн-технологии в государственном управлении и политике // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 120-126.
28. Цифровая трансформация противодействия коррупции / Евсиков К.С., Суворов А.А., Братчикова Л.Р. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. № 1. С. 65-78.
29. Цифровизация публичной политики в системе государственного управления / Сахарова С.М., Авдеева И.Л., Парахина Л.В. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1 (56). С. 114-125.
30. Чайков Н.А. Цифровые технологии как инструмент управления публично-правовыми отношениями в сфере физической культуры и спорта // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 492-497.
31. Чаннов С.Е. Использование цифровых технологий в сфере публичного управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21. № 4. С. 419-428.
32. Чаннов С.Е. Применение права посредством цифровых технологий // Информационное право. 2022. № 2. С. 11-16.
33. Черешнева И.А. Искусственный интеллект в государственном управлении и транспарентность: европейский опыт // Государственная служба. 2022. Т. 24. № 2 (136). С. 80-87.