Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования выбора профессии подростками обусловлена задачами практики обучения и воспитания, которые определены в ФГОС [1]. В стандартах образования указана необходимость:
• подготовки обучающихся к личностному и профессиональному самоопределению в современных условиях развития общества;
• профориентации через портрет выпускника основной школы;
• умения школьников ориентироваться в мире профессий;
• понимания роли профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества.
В педагогической литературе освещены вопросы профессионального и личностного самоопределения подростков [3]. В современной меняющейся ситуации в стране и в мире перед педагогической наукой стоят актуальные задачи изучения условий постепенного формирования у подростков внутренней готовности к самостоятельному выбору профессии и проблемы социальной обусловленности выбора профессии [4].
Объект исследования: выбор профессии подростками.
Предмет исследования: проблемы социальной обусловленности в выборе профессии подростками.
Цель: разработать проект исследования проблемы социальной обусловленности в выборе профессии подростками.
Задачи:
1. Выявить факторы социальной среды, влияющие на профессиональное самоопределение подростков.
2. Оценить мотивы и проблемы выбора профессии подростками.
3. Разработать курс занятий по повышению уровня профессионального самоопределения подростков.
В ходе работы использовались теоретические и практические методы исследования. Методы теоретического анализа, синтеза и моделирования использованы при характеристике факторов социальной среды, влияющих на профессиональное самоопределение подростков. Методы анкетирования и тестирования использовались для психолого-педагогической диагностики: выявления мотивов выбора профессии и уровня профессионального самоопределения подростков.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Теоретический анализ основных понятий, которые используются в данной работе.
2 этап. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива. Исследование мотивов профессионального самоопределения и измерение уровня готовности учащихся к выбору профессии.
3 этап. Проведение опытно-экспериментальной работы. Курс занятий, направленный на повышение уровня профессионального самоопределения подростков.
4 этап. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В результате реализации проекта произойдут качественные изменения, которые касаются: мотивов выбора профессии подростками, активностью и самостоятельностью в выборе профессии, представлением об индивидуальных особенностях
Оценку результатов возможно провести по предложенным критериям и показателям.
§1. Характеристика факторов социальной среды, влияющих на профессиональное самоопределение подростков
Выбор профессии или профессиональное самоопределение становится объектом изучения только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека [10].
По мнению Сергея Владимировича Молчанова, выбор профессии предполагает:
– формирование профессиональных намерений через фазы предварительного выбора профессии;
– практического принятия решения с определением профессии;
– уровня квалификации в профессии;
– формы профессиональной подготовки.
С.В. Молчанов определяет цель профессионального самоопределения подростков как формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе [7].
Социальная обусловленность выбора профессии относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности.
Социализация во многом определяет влияние социума на профессиональное самоопределение подростков.
С 1960-х гг. социализация становится объектом изучения отечественных исследователей. Галина Михайловна Андреева выделила три сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение и самосознание. Г. М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду [2].
На процесс социализации влияют агенты социализации (люди и учреждения), ответственные за обучение культурным нормам и усвоение ролей. Различают также факторы социализации: микрофакторы (семья, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, общественные и другие организации); мезафакторы (средства массовой коммуникации, тип поселения региональные условия); мегафакторы (космос, планета, мир) [12].
Игорь Семенович Кон в своих работах подчеркивает, что поведение подростка по сути своей – коллективно-групповое. Подростки в общении переориентируются с взрослых людей (родителей, учителей), на своих ровесников – более или менее равных по положению. Обусловлено это следующими причинами. Во-первых, общение со сверстниками – важный канал информации. Во-вторых, в ходе такого общения вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия. И, в-третьих, это очень специфический вид эмоционального контакта.
Общение в подростковом возрасте строится на двух противоположных потребностях: обособлении и оффилиации, то есть потребности в принадлежности к какой-либо группе. Обособление чаще всего проявляется в уходе от контроля старших и в стремлении к автономии, в том числе и территориальной. [6]
Успешность социализации человека зависит от общей активности индивида, развития его сферы общения и сферы деятельности.
Один из результатов успешной социализации – профессиональное самоопределение. Профессиональному самоопределению предшествует готовность к выбору профессии. Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к выбору конкретной профессии как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно–психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности [13].
Е.А. Климов [5] выделяет восемь существенных факторов, обусловливающих профессиональный выбор.
1) Позиция старших, семьи. Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. В отдельных случаях родители не согласны с выбором ребёнка. Правильному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев, дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение.
2) Позиция сверстников. Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Позиция микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении.
3) Позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.). Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;
4) Личные профессиональные и жизненные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 66 с. – ISBN 978-5-09-023273-9. – Текст: непосредственный.
2. Андреева, Г.М. Психология. – М.: Аспект Пресс, 2009. – Изд.5е, испр. и доп. – 362 с. - ISBN 978-5-7567-0274-3 – Текст: непосредственный.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А. Сосновского. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-9795-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513565 (дата обращения: 16.03.2023).
4. Исаев, Е.И. Педагогическая психология: учебник для вузов / Е.И. Исаев. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 347 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-7782-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 325 – URL: https://urait.ru/bcode/488910/p.325 (дата обращения: 05.04.2023).
5. Климов, Е. А. Как выбирать профессию : Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. – 2-е изд., доп. и дораб. – Москва: Просвещение, 1990. – 158 с. – ISBN 5-09-002654-8. – Текст: непосредственный.
6. Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. – ISBN 5-09-001053-6. – Текст: непосредственный.
7. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов / С. В. Молчанов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 351 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00488-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 216 – URL: https://urait.ru/bcode/489235/p.216 (дата обращения: 04.03.2023).
8. Панина, С.В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 312 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04799-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].– URL: https://urait.ru/bcode/493167 (дата обращения: 10.04.2023).
9. Попович, А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ// Социально-гуманитарные знания. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredelenii-vypusknikov-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 04.05.2023). – Текст: электронный.
10. Рожков, М.И. Социальная педагогика: учебник для вузов / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 287 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04771-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513308 (дата обращения: 18.04.2023).
11. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. – Москва : Издательство МГУ, 2022.; ISBN 978-5-19-011686-1. – Текст: непосредственный.
12. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 457 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11341-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/510723 (дата обращения: 19.04.2023).
13. Ювенская, Л.И. Формирование у старшеклассников готовности к выбору рабочих профессий текстильного профиля в условиях совместной деятельности школы со средним ПТУ и предприятиями: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 1979. - 217 с. – Текст: непосредственный.