Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты коммуникаций в системе социального взаимодействия
1.1. Понятие коммуникаций в процессе социального взаимодействия
Д.В. Ньюстром, К.Д. Дэвис описывают коммуникацию в виде передачи информации от субъекта к субъекту, позволяющей передать определенную информацию, ценности и мысли другим людям. По их словам, цель коммуникации заключается в четком понимании посланного сообщения со стороны оппонента. Так же грамотно построенная коммуникация создает «мост общения», в котором взаимосвязанные стороны смогут обмениваться информацией.
М.А. Василик понимает под коммуникацией «обмен информацией со сложными системами», способными не только получать и накоплять информацию, но и преобразовать её. Кроме того, М.А. Василик отмечает, что такой обмен информацией дает передачу интеллектуальной и эмоциональной информации.
Г.Г. Почепцова описывает коммуникационный процесс как процесс перевода вербальных сфер в невербальные и обратно. Отметим, что коммуникация в этом понимании характеризуется переходом от речи одного человека к действию других. Именно с этой целью осуществляется передача смысла между субъектами коммуникации.
Приведенные определения указывают на многоаспектность понятия «коммуникации». Но, не смотря на это, почти все их основаны на процессе обмена информацией между участниками в результате их взаимодействия.
Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций [12].
Контрольная функция мотивации – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности. Общение играет также роль мотиватора. мотивационная функция – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.
Каждый из вышеупомянутых элементов функций является существенным, поэтому выбрать наиболее важный невозможно. Компания, как правило, взаимодействует с одной из четырех упомянутых функций через коммуникацию. Состояние действия объекта связи играет важную роль при интерпретации принятого им сообщения. Также проявления человеческих эмоций и чувств могут повлиять на их интерпретацию. Зачастую информационная перегрузка приводит к нарушению адекватного общения. В большинстве случаев это следствие того, что умение человека обрабатывать информацию ограничено и не всеобъемлемо.
Когда количество информации, которое получает человек, превышает «обрабатывающую способность», то происходит названная перегрузка. Если человек вынужден обрабатывать большее количество информации, чем он потенциально способен переработать, то субъект как осознанно, так и неосознанно пытается лишнее количество информации сократить. Такое сокращение происходит путем игнорирования, отсеивания или забывания информации, либо путем делегирования ее своим коллегам и подчиненным [1].
Еще одним препятствием в коммуникациях выступают гендерные различия людей. В то время, как женщины применяют устную коммуникацию для установления контакта с собеседником, мужчины используют этот тип связи для подчеркивания своего социального статуса в обществе. С.П. Роббинз отмечает, что женщины слушают и говорят на языке близости и контакта, а мужчины, напротив, на языке независимости и статуса. В результате, когда женщина слышит о какой-либо проблеме, она делится своими переживаниями по этой теме, получая сочувствие и поддержку. Мужчина же, демонстрируя свою потребность в контроле, советует своему оппоненту вероятные пути решения сложившейся ситуации [4].
Последним препятствием на пути коммуникации в процесс общения является фильтрация, эффект применяется для того, чтобы предоставить информацию, которая является наиболее полезной и более приемлемой для отправителя. Возникновение фильтрации играет большую роль в многоуровневой организационной структуре и различиях в статусе человека.
Специальный научный метод
коммуникации был предложен в теории адаптации, разработанной в работе Дж. Кима. Эта теория исследует динамику адаптации человека к чужой культуре, независимо от того, уезжает ли он на короткое время за границу или остается там надолго. Отправной точкой теории является утверждение, что адаптация-это сложный процесс, состоящий из множества компонентов. В этот период человек постепенно привыкает к новой среде и новому общению. Динамика этого взаимодействия называется динамикой адаптивного роста стресса. Это происходит в соответствии с принципом «двух шагов вперед и одного шага назад». Регулярные изъятия, которые задерживают процесс адаптации, связаны с кризисами. Среда, к которой адаптируются индивиды, требует нескольких условий. К ним относятся общение с новой средой (частота контактов, позитивный настрой), знание иностранных языков, позитивная мотивация, участие в различных мероприятиях и общение со СМИ [7].
Еще одна теория общения называется теорией правил управления координацией ценностей. Сторонники этой теории считают, что человеческое общение по своей сути очень несовершенно, поэтому совершенное и полное понимание является недостижимым идеалом. Поскольку не все коммуникативные действия имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится совершенно ненужным. Цель - добиться координации, которая возможна при понятном для ее участников взаимодействии. В то же время в определенном контексте смыслы управляются и происходит их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько правила, принятые в этом общении, являются социальными, а насколько эти правила согласуются друг с другом в сознании каждого участника общения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышников, Н.В. Основы профес. межкультурной коммуникации: Уч. / Н.В. Барышников. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
2. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации (для бакалавров) / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2019. - 128 c.
3. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
4. Егоршин, А.П. Деловые коммуникации / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2019. - 320 с.
5. Коноваленко, В.А. Основы интегрированных коммуникаций / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. - М.: Юрайт, 2020. - 486 с.
6. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. - 2019. - № 3. - С. 247 - 252.
7. Ларина, Т.В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник / Т.В. Ларина. - М.: Академия, 2018. - 160 c.
8. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: Учебное пособие / А.А. Максимова. - М.: Флинта, 2020. - 168 c.
9. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2020. - 164 c.
10. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2020. - 164 c.
11. Чайковский, Р.Р. Художественный перевод как вид межкультурной коммуникации. Основы теории: монография / Р.Р. Чайковский, Н.В. Вороневская, Е.Л. Лысенкова и др. - М.: Флинта, 2016. - 224 c.
12. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
13. Чемоданова, О.Н. Управление коммуникациями как фактор операционного менеджмента / О.Н. Чемоданова // Управленческие науки в современном мире. - 2016. - № 1. - С. 286 - 289.
14. Шапиро, С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 336 с.
15. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 488 c.
16. Шарков, Ф.И. Социальные технологии управления коммуникациями в профессиональной деятельности / Ф.И. Шарков, А.М. Горохов // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2016. - № 1. - С. 61 - 67.
17. Шершева, М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М.Ю. Шершева. - М.: ВШЭ, 2016. - 344 с
18. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2016. - 192 c.