Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Правовое регулирование патронажа
Под патронажем следует понимать форму определенной помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который в силу своего состояния здоровья не может сам выполнять и отстаивать свои права, а также исполнять свои обязанности .
В ГОСТ Р 52495-2005 установлены такие формы патронажа, как: социальный патронаж; социально-медицинский патронаж; социально-психологический патронаж; социально-педагогический патронаж; социально-правовой патронаж.
Гражданское законодательство не устанавливает, кто именно обязан выступать инициатором подачи в органы опеки и попечительства письменного заявления о закреплении патронажа. Тем не менее, из норм п. 2 ст. 41 ГК РФ выходит, что потребность в закреплении патронажа может быть обнаружена работником организации, которая осуществляет социальное обслуживание данного гражданина.
На основании ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ базой для рассмотрения вопроса о закреплении социального обслуживания выступает письменное заявление (либо в электронной форме, поданное самим гражданином, либо его законным представителем о предоставлении социального обслуживания или обращение в его же интересах других граждан, а также обращение государственных органов или органов местного самоуправления, общественных объединений прямо в уполномоченный орган субъекта РФ или переданные заявление либо обращение в границах межведомственного взаимодействия. В ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ установлены основания, по которым гражданин будет считаться нуждающимся в социальном обслуживании.
Заявителями в данной ситуации могут быть такие лица, как:
а) сам гражданин, который нуждается в закреплении над ним патронажа;
б) законный представитель данного гражданина, который нуждается в закреплении над ним патронажа;
в) лицо, которое выразило желание действовать в интересах гражданина, который нуждается в закреплении над ним патронажа.
Закрепление патронажа выполняется органом опеки и попечительства не более 30 дней со дня обнаружения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может сам выполнять и защищать свои права, а также исполнять обязанности.
Для закрепления патронажа гражданин, который нуждается в нем, и кандидат в помощники должны падать в орган опеки и попечительства заявления по закрепленным данным органом формам.
К заявлению должен быть приложен пакет документов:
- медицинское заключение о состоянии здоровья нуждающегося гражданина, над которым необходимо установить патронаж, о невозможности по состоянию здоровья самому выполнять свои правомочия, а также исполнять обязанности;
- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, которое оформляет патронаж, об отсутствии у него каких-либо заболеваний, при которых он не может выступать помощником гражданина, которое нуждается в закреплении над ним патронажа;
- трудовая книжка кандидата в помощники либо другой документ, который бы подтвердил, что кандидат в помощники не выступает социальным работником (т.е., предоставление справки с места работы).
Граждане при подаче заявлений обязаны предоставить паспорта либо другие документы, которые удостоверяют их личность.
После всех предоставленных документов, орган опеки и попечительства (в течение недели со дня регистрации заявлений) осуществляет обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью обнаружения обстоятельств, которые свидетельствуют о его нужде в посторонней помощи.
По итогам обследования органами опеки и попечительства должен быть составлен соответствующий акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который не может по состоянию здоровья сам выполнять и защищать свои права, а также исполнять возложенные на него обязанности и требует закрепления за ним патронажа.
С учетом отмеченного акта обследования орган опеки и попечительства в пятнадцать дней со дня регистрации заявления должен принять решение о закреплении патронажа и назначении конкретного помощника. Решение органа опеки и попечительства должны быть оформлены, в основном, в виде распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа, а также назначении помощником орган опеки и попечительства передает ему письменный мотивированный отказ. Также вместе с ним, лицам должны быть возвращены все документы и разъяснен порядок обжалования отказа. Копии представленных документов должны храниться в органе опеки и попечительства.
Главной обязанностью помощников граждан, которые нуждаются в закреплении над ним патронажа, выступает защита правомочий и интересов данных граждан, а также предоставление этим гражданам помощи в выполнении ими своих прав и обязанностей. Помощники защищают отмеченных граждан от злоупотребления со стороны неких лиц.
При назначении помощника гражданину, которое нуждается в закреплении над ним патронажа, обязаны приниматься во внимание такие требования, как:
1) помощник может быть назначен как с его согласия, так и с согласия лица, которое нуждается в закреплении над ним патронажа. При всем этом согласие каждого из отмеченных лиц обязано быть представлено в письменной форме;
2) органом опеки и попечительства должны быть приняты во внимание способность гражданина, которое хочет стать помощником, к осуществлению обязанностей помощника и отношения, которые существуют между ним и гражданином, которое нуждается в закреплении над ним патронажа;
3) работник организации, который осуществляет социальное обслуживание гражданина, который нуждается в закреплении над ним патронажа, не может быть являться помощником этого гражданина;
4) помощником не может быть гражданин, который был признан судом недееспособным либо не полностью дееспособным, алкоголик, наркоман, несовершеннолетний, гражданин, который имеет неснятую либо непогашенную судимость за тяжкие либо особо тяжкие преступления, а также гражданин, который в силу здоровья не может выполнять обязанности помощника. Перечень требований, которые предъявляются к личности помощника гражданина, которое нуждается в закреплении над ним патронажа, обязан быть ясно регламентирован органами опеки и попечительства, к примеру, в конкретном акте, регулирующем порядок создания деятельности органов опеки и попечительства по закреплению, выполнению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые в силу своего здоровья не могут сами выполнять и защищать свои права, а также исполнять обязанности .
Помощник должен быть назначен по месту проживания (или пребывания) гражданина, которое нуждается в закреплении над ним патронажа. Для выполнения своих обязанностей помощник не должен обязательно жить вместе с этим гражданином.
В основном, количество граждан, над которыми один помощник может осуществлять патронаж, не может быть более двух человек.
Обратим внимание, что граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей дееспособного гражданина, осуществляется помощником только с согласия дееспособного гражданина.
В п. 3 ст. 41 ГК РФ закреплено, что все действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, помощник совершает на основании заключаемых с этим гражданином договора поручения (ст. 971 ГК РФ), договора доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ) или иного договора. Перечень услуг, оказываемых помощником при осуществлении патронажа, устанавливается индивидуально и либо фиксируется в самом договоре, либо является обязательным приложением к договору.
Патронаж может осуществляться как на безвозмездной основе, так и за счет гражданина, находящегося под патронажем. Порядок, срок назначения и прекращения выплаты вознаграждения помощнику определяется соответствующим договором.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 36. Ст. 4577.
Научная и учебная литература
4. Абдрахимов М.И. К вопросу о защите прав ребенка // Актуальные проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в современном мире : материалы конференции. Казань, 2012. С. 246.
5. Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бельянская А.Б., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.05.2023.
6. Демчук Д.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органы исполнительной власти // Очерки новейшей камералистики. 2022. № 1. С. 14.
7. Кирилловых А.А. Семейное право. Курс лекций: учебное пособие. М., 2018. С. 40.
8. Кожевников К.А. Защита прав несовершеннолетних // Законность. 2013. № 7. С. 185-186.
9. Козакова Л.С. Защита конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти // Семейное и жилищное право. 2019. № 3. С.55.
10. Левушкин А.Н. Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 030500 «Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» / А.Н. Левушкин, А.А. Серебрякова. М., 2012. С. 280.
11. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2019. № 1 (6). С. 174.
12. Приложения: структура семейного устройства детей (данные за 2020 год), устройство детей в семьи российских граждан (данные за 2020 год) [Электрон. данные] // URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2023/3/, дата обращения 18.05.2023.
13. Рыбальченко А.Т. Механизм защиты прав несовершеннолетних // Законность. 2019. № 6. С. 98.
14. Фатхинурова Е.Г. Гарантии защиты прав несовершеннолетних в РФ // Актуальные проблемы государственно-правового развития Российской Федерации: материалы конференции. Уфа, 2023. С. 76.
15. Фетисова О.В. Некоторые правовые инструменты регулирования института опеки (попечительства) в свете нового ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» // Проблемы теории правового и социального государства. Сборник статей. Вып. 5. М., 2018. С. 235.
16. Хорьков В.Н. Защита прав и ответственность несовершеннолетних: современные проблемы: монография. Калининград, 2013. С. 185.
17. Червинская А.В. Защита прав и интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации // Шестые Всероссийские Державинские чтения: сборник статей : в 7 кн. Кн. 2 : Проблемы международного, конституционного и муниципального права. М., 2021. С. 121.
Судебная практика
18. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 г. по делу № 33-12175, А-35. URL: base.consultant.ru, дата обращения 18.05.2023.
19. Решение Локтевского районного суда Алтайского края. – 2020. - Дело № 2-264/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.05.2023.
20. Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края. – 2020. - Дело № 2-2237/2020// Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.05.2023.
21. Решение Троицкого районного суда Алтайского края. – 2020. - Дело № 2-205/2020 ~ М-168/2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.05.2023.