Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Творчеством следует обозначать любую деятельность человека, направленную на оригинальное созидание чего-то нового, ранее не известного обществу. Важность творчества для общества и человека неоценимо, поскольку оно является одним из базовых аспектов постоянной эволюции и научно-технического прогресса.
Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно развивает свои творческие способности и креативность, которые позволяют ему находить выходы из сложных жизненных ситуаций, формировать оригинальные подходы к решению любых задач, повышать свое качество жизни за счет расширения ряда возможностей .
Развитые творческие и креативные навыки позволяют человеку не просто быть наблюдателем за процессами, которые происходят вокруг него, но и быть их активным участником и даже организатором, субъектом планирования, что дает возможность постоянно совершенствоваться и самореализовываться в различных сферах деятельности .
М. Онфре указывает на то, что любая деятельность, которая не имеет реального применения своих продуктов, определяет личность, которая ее осуществляет как склонную к геоденизму. К таким видам деятельности М. Онфре относит философию и творчество. Творчество в его понимании – важная для личности, но второстепенная для общества сфера деятельности, нужная только для индивидуального саморазвития личности, но абсолютно бесполезная в глобальном масштабе рассмотрения социальных процессов .
Еще один современный философ – Д.-Р. Дюфур, который сам активно занимается творчеством, определяет его как занятие человека, которое приносит ему свободу от повседневности и позволяет быть самым собой в определенные моменты жизни .
Интересный взгляд на творчество как один из небольших компонентов жизни и сознания человека демонстрирует в своей философской концепции С. Жижек. Он считает, что все, что делает человек, включая и творчество, ему нужно для того, чтобы скрыться от постоянных несчастий, т.к. нормальный человек, по мнению философа, не может быть счастливым. Только глупец способен на счастье, он и не имеет возможности заниматься творчеством .
Отсутствие счастья как нормальное состояние для каждого думающего человека, по сути, является основой творчества и вообще движения вперед.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что философы XXI века уходят от темы творчества в изучение проблемы отсутствия смысла человеческого существования и попытки каждой личности найти себя для того, чтобы провести время своей жизни в том или ином полезном занятии, одним из которых может выступать творчество.
Как считают исследователи, творческие способности как качество в той или иной степени присутствует в каждом человеке, она формируется в процессе обучения и воспитания, но зачастую может проявиться только по необходимости, в тех ситуациях, где нужно принимать быстрые и необычные решения для достижения своих целей или осуществления собственной защиты от негативных факторов и внешних обстоятельств .
Ряд исследователей отмечает, что именно творческие способности и креативность как глобальная философская характеристика является основой для формирования возможности человечества в целом выживать под воздействием различных трансформаций, вырабатывать адаптивные механизмы, которые позволяют быть устойчивым к негативным обстоятельствам. В частности, научные изобретения и открытия основаны на проявлении коллективных творческих способностей и креативности человечества .
Также в научной литературе существует проблема дифференциации понятий «креативность» и «творческие способности», поскольку эти явления зачастую путают, считая их синонимами .
Однако множество ученых нашли ответ на вопрос о том, чем отличаются творческие способности от креативности. В частности, исследователи указывают на то, что проявление творческих способностей не связано с концентрацией внимания для достижения конкретной цели. Человек может проявить свои творческие способности в состоянии отдыха, расслабленности, они актуализируются спонтанно и могут выражаться в различных творческих актах .
Нужно четко разграничить понятия «творчество» и «креативность», которые, несмотря на их схожесть, имеют выраженные отличия. Фактически творчество и творческие способности – это результат функционирования интеллекта, важная характеристика интеллектуальной деятельности человека, которая основана на существующем у него опыте, развитии различных навыков, эмоционально-волевой сфере .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедова, А.М., Сенникова, М.И. Музыкальный компонент творческого развития дошкольников / А.М. Ахмедова, М.И. Сенникова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2. – С. 17–30.
2. Белова, П.А. Взаимодействие семьи и ДОУ / П.А. Белова. – Хабаровск: Статут, 2022. – 332 с.
3. Болдырева, М.И., Чугинина, И.С., Аристархова, Е.Г. Античные представления об искусстве и творчестве: обзор философских концепций / М.И. Болдырева, И.С. Чугинина, Е.Г. Аристархова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 90–98.
4. Бутенко, Н.В. Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Монография / Н.В. Бутенко. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр Российской академии образования, 2018. – 171 с.
5. Варенникова, И.М., Шарова, И.М. Философское осмысление творчества в трудах мыслителей эпохи Возрождения / И.М. Варенниеова, И.М. Шарова // Вестник Казанского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 33–42.
6. Девятков, А.В., Макарычев, А.С. Славой Жижек: власть, политика, сопротивление / А.В. Девятков, А.С. Макарычев // Актуальные проблемы Европы. – 2012. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavoy-zhizhek-vlast-politika-soprotivlenie (дата обращения: 19.05.2023).
7. Елецкая, А.М. Музыкальное воспитание дошкольников / А.М. Елецкая. – Тверь: Обелиск, 2020. – 298 с.
8. Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.05.2023).
9. Заболоцкая, М.И. Творчество как предмет изучения философов эпохи Просвещения / М.И. Заболоцкая // Проблемы гуманитарной науки. – 2018. – № 7. – С. 85.
10. Захарова, О.Г. Определения понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова // Материалы II международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – 2017. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 10.05.2023).
11. Зенько, Н.Н. Проблема творческой реализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения / Н.Н. Зенько // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tvorcheskoy-samorealizatsii-lichnosti-v-trudah-mysliteley-epohi-vozrozhdeniya (дата обращения: 18.05.2023).
12. Корчнева, И.М. Антология современной философской мысли / И.М. Корчнева. – Братск: Сфера, 2022. – 358 с.
13. Кричевская, А.М., Володина, И.М. Организация сотворчества в дошкольном образовательном учреждении: принципы и технологии / А.М. Кричевская, И.М. Володина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 40–52.
14. Куманович, М.А., Володина, А.А., Умановская, Е.Г. Современные и классические подходы к изучению понятия «креативность» и «творчество» в научной литературе / М.А. Куманович, А.А. Володина, Е.Г. Умановская // Сборник статей Белгородского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2022. – С. 60–68.
15. Куприна, Е.Ю. Сотворчество в музыкальном искусстве и музыкальном образовании. Монография / Е.Ю. Куприна. – М: Инфра-М, 2020. – 320 с.
16. Курскиева, А.П., Воронцова, М.И. Философские аспекты изучения творчества: история и современное состояние проблемы / А.П. Курскиева // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 3. Философия и социология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 45–58.
17. Литовкина, А.В., Дручинина, Е.С. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте / А.В. Литовкина, Е.С. Дручинина // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – URL: https://moluch.ru/archive/111/27950/ (дата обращения: 19.05.2023).
18. Матвеева, Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье. Монография / Л.В. Матвеева. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. – 242 с.
19. Онфре, М. Несчастья (и величие) философии / М. Онфре // Скепсис. Научно-просветительский журнал. – 2007. –URL: https://scepsis.net/library/id_1429.html (дата обращения: 19.05.2023).
20. Решетникова, А.П., Смольянова, И.С., Храмова, С.Л. Проблема обращения к творчеству в трудах философов эпохи Просвещения / А.П. Решетникова, И.С. Смольянова, С.Л. Храмова // Материалы международной научно-практической конференции «Философия, социология и психология: теория и практика». – Самара: Самарский государственный университет, 2022. – С. 90–98.
21. Рычкова, Л.С., Сапранкова, М.В., Ботова, Н.Д. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста / Л.С. Рычкова, М.В. Сапранкова, Н.Д. Ботова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.05.2023).
22. Саламатина, Н.А. Старшие дошкольники / Н.А. Саламатина. – Ярославль: Научное издательство, 2020. – 158 с.
23. Тарасенко, М.И., Щуковская, И.С., Гаврина, Е.Г. Современные формы педагогического взаимодействия: теоретические и методологические аспекты исследования / М.И. Тарасенко, И.С. Щуковская, Е.Г. Гаврина // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. – С. 94–106.
24. Уварова, И.М. Дошкольный возраст / И.М. Уварова. – Кемерово: Перекресток, 2021. – 368 с.
25. Фирсова, Л.В. Дошкольная педагогика / Л.В. Фирсова. – М.: Приоритет, 2021. – 460 с.
26. Хамеметова, П.А., Варзонина, М.В., Чумакова, Е.Н. Современные аспекты формирования творческих способностей дошкольников: теория и практика исследования / П.А. Хамеметова, М.В. Варзонина, Е.Н. Чумакова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 5. – С. 60–73.
27. Хуцишвили, Л.Т. Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий / Л.Т. Хуцишвили // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – URL: https://moluch.ru/archive/138/38976/ (дата обращения: 19.05.2023).
28. Чуркина, А.М. Сотворчество в педагогике / А.М. Чуркина. – Пермь: Азимут, 2022. – 220 с.
29. Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций. Учебное пособие / С.Р. Яголковский. – М.: Издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики», 2020. – 560 с.
30. Янина, В.В. Дошкольная педагогика / В.В. Янина. – Омск: Парадигма, 2020. – 460 с.