Фрагмент для ознакомления
2
Французские женщины заимели возможность получать высшее образование несколько раньше, чем женщины в других европейских странах. Однако очень мало француженок стремилось получать высшее образование. С одной стороны, причиной тому были гендерные стереотипы, с другой стороны – организационно – распорядительные препоны.
Развитие женского образования является весьма интересной темой изучения для историков и педагогов. На первый взгляд, может показаться, что это тема неактуальная, неинтересная, изжившая себя, но это не так. Развитие женского образования – часть истории, которая помогает понять социальный и культурный уклад жизни прежних поколений и их роль в становлении и формировании прав женщин. Этим и выражается актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является изучение тенденции развития женского образования во Франции в XIX веке на примере труда «Бедная женщина» Жюли Виктуар Добье.
Объект этой работы – институт женского образования во Франции в XIX веке.
Предметом исследования является эссе «Бедная женщина» Жюли Виктуар Добье.
Задачами данной работы являются:
• определение роль женщин в обществе Франции в 19 веке;
• выявление образовательных возможностей для женщин в 19 веке;
• описание ранних лет жизни и образовании Жюли Виктуар Добье;
• раскрытие карьерного пути и научных работ Жюли Виктуар Добье;
• раскрытие наследия и влияния работ Жюли Виктуар Добье на научное сообщество и образовательную политику и права женщин в современной Франции;
• выявление отношение к женскому образованию в обществе и в науке через призму эссе «Бедная женщина» Жюли Виктуар Добье;
• рассмотрение вклада в развитие женских образовательных институтов в эссе «Бедная женщина» Жюли Виктуар Добье;
• установление роли в обеспечении доступа женщин к научным и исследовательским ресурсам по эссе «Бедная женщина» Жюли Виктуар Добье.
В процессе написания работы использовались следующие методы исследования:
1. теоретические методы:
• сравнение;
• обобщение;
• классификация;
2. эмпирические методы:
• изучение литературы по теме курсовой работы;
1. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА
1.1. РОЛЬ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ФРАНЦИИ В 19 ВЕКЕ
14 июля 1789 года началась Великая французская революция, которая закончилась переворотом 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Она привела к крупнейшей трансформации социальной и политической системы Франции, в том числе, разумеется, она повлияла и на социальное положение женщин в обществе .
Во время революции, стали возникать различные феминистские движения, женщины зачитывались различными историческими сочинениями, произведениями политических мыслителей, а не только молитвенниками, романами. Даже теория Руссо, которая ограничивала женщин ролями супруги и матери, а участь девушки – быть милыми кокетками («Эмиль», «О воспитании»), уже не вызывала такого интереса .
В 1790 году Клод Дансарт основывает «Братское общество обоих полов», в которое входили Этта Пальм д’Алдерс, Жак Эбер, Луиза-Фелисита де Кералио, Полина Леон, Теруань де Мерикур, Манон Ролан, Тереза Тальен и Антуан Мерлен.
В том же году в Париже возникает первый клуб, который допустил женщину на трибуну. Молодой депутат Руссо однажды выступал там с докладом, в котором пытался ответить на следующие вопросы:
1. Как направить влияние женщин на благо государства?
2. Какие права и свободы стоит им дать?
Однако выбранная тема не понравилась мужской части зала, и тогда, одна из присутствующих, Этта Пальм Альдерс, встала со своего места и заявила: «Зачем же прерывать того, кто говорит в пользу женщин?». Спустя время она и сама стала выступать в этом клубе с речами «О несправедливости законов по отношению к женщинам» .
Спустя два года она даже привела женщин к решетке Законодательного Собрания и потребовала, правда, безуспешно, следующее:
1. одинаковое воспитание девушек и парней;
2. совершеннолетие по достижению двадцати одного года;
3. узаконение развода;
4. политическое равенство с мужчинами.
В 1791 году Олимпия де Гуж опубликовала Декларацию прав женщины и гражданки, которая была адресована королеве Марии-Антуанетте и содержала в себе просьбу принять меры в защиту прав женщин и большей общественной роли для них. Также она предлагала создать театр, в котором организаторами и драматургами были бы исключительно женщины. В те годы активную феминистскую деятельность вели еще Теруань де-Мерикур, Роза Лакомб.
В это же время возникает новое имя – Кондорсе, который также выступал за равенство полов. Его статьи «гремели» даже в Англии.
Тем временем, женщины все больше стали принимать участие в различных союзах. Особенно отличился Орлеан, женщины которого стали заведовать устройством всех национальных праздников, говорили речи про новые принципы воспитания детей.
До нашего времени дошли отчеты женского общества «Подруг – истинных друзей конституции» от 1791 года, исходя из которых, мы можем сделать вывод о том, что входило в присягу члена общества:
1. верность нации и закону;
2. поддержка конституции и общественного спокойствия;
3. воспитание детей в конституции.
В 1793 году Полина и Клер Лакомб основывают «Общество революционных республиканок», в состав которого входили 200 женщин. Они выступали за выдачу оружий женщинам, но в следующем году их деятельность признали незаконной .
В этом же году Конвент принимает проект декрета о закрытии женских клубов и обществ. А затем власти приняли весьма своеобразную меру общественного воздействия – они запретили собираться вместе более, чем трем женщинам одновременно. Причем наказание за нарушение запрета было очень строгим, вплоть до расстрела. На большинство француженок это оказало влияние и они отступили.
Однако, некоторые продолжали поступать на службу в революционную армию для защиты свобод и отечества, но о них известно совсем мало, так как военное министерство императора Наполеона уничтожило много бумаг времен революции.
В XIX веке среди женщин стал ещё более популярным литературный труд. Не имея возможности собираться в общества, женщины стали публиковать свои речи в различных газетах на политические, литературные и педагогические темы.
Также в это время все больше менялось представление о женственности: так, например, француженки стали работать там, где они не соответствовали гендерной роли.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. https://obrazovaka.ru/istoriya/perevorot-18-bryumera.html
2. https://istmat.org/node/37746
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961. С. 559
4. https://kpfu.ru/international/adaptation/studencheskij-nauchnyj-klub-39polimirie39/doklad-zhenschiny-vo-francuzskoj-politike-414083.html
5. Женщина в XVIII в. (по Гонкуру) / А. Н. Плещеев. СПб., 1898
6. Дюпанлу Ф. Женщины ученые и учащиеся. М., 1870
7. Реваль А. Академическая женщина во Франции: лицеистка, курсистка, профессор. СПб., 1907. С. 38. 30
8. https://www.forbes.ru/forbes-woman/436091-net-takogo-zakona-kotoryy-eto-zapreshchaet-kak-zhyuli-viktuar-dobe-stala-pervoy
9. Раймонда Альбертин Бюльджер "Демарш и эксплуатация Жюли-Виктуар Добье, премьер-бакалавр Франции", Французский обзор (États-Unis), декабрь 1997 г.
10. Биографический словарь Риверсайд: исчерпывающий справочник, охватывающий 10 000 самых важных людей мира с древних времен до наших дней, изд. Хоутон Миффлин, Бостон, Нью-Йорк, 2005
11. Ребекка Роджерс, От салона до школы: образование буржуазных девушек во Франции XIX века, изд. Penn State Press, 2005 г.
12. Высшее женское образование и женское движение во Франции в XIX - начале XX в.Текст научной статьи по специальности «История и археология» Королева Т. В.,кандидат историчечких наук, 2010г
13. Monique A.-P. Le condition feminine. Paris, 1968. P. 264
14. Эссе Добье «Бедная женщина в 19 веке»
15. Возвращение женщин в историю французской экономической мысли: дело флоры Тристан, Жюли-Виктуар Добье и Клеманс Руайе. Элен Перивье и Ребекки Роджерс, стр. 443-482, 2022 год
16. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН Ломакина Е. Н. Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,2017 г Симона де Бовуар. Второй пол / СПб: Алетейя, 1997. С. 43