Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Дошкольное детство - это дли-тельный период жизни ребенка. Условия жизни в этот период стремитель-но расширяются: рамки семьи расширяются до границ улицы, города. Че-тырехлетний ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей. У него есть сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, принять в ней актив-ное участие, что, конечно, ему пока недоступно. Кроме того, он не менее решительно стремится к независимости. Из этого противоречия возникает ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Дошкольный возраст четырехлетнего ребенка - особенно важный пе-риод в воспитании, поскольку это возраст первоначального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками скла-дываются довольно сложные отношения, которые существенно влияют на развитие личности.
Актуальность данной темы - изучение особенностей поведения четы-рехлетних детей позволяет найти пути полноценного воспитания и разви-тия ребенка, пути эффективного развития его личности.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить поведенческие особенности детей четырех лет.
Объектом исследования является процесс формирования поведен-ческих особенностей детей четырех лет.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания поведенческих особенностей детей четырех лет.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление поведенческих особенностей детей четырех лет.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть специфику дошкольного возраста и ведущую деятель-ность дошкольника;
- изучить спектр навыков дошкольников;
- детально проанализировать поведение ребенка четырех лет;
- изучить агрессию четырехлетнего ребенка, причины и практические методы работы с ней.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Специфика дошкольного возраста и ведущая деятельность дошкольника
Условными возрастными ограничениями считаются сроки от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека, по своей насыщенности он, вероятно, превосходит любой другой. Это воз-можно прежде всего благодаря интенсивному развитию эмоциональной и физической сфер ребенка, формированию его характера и индивидуаль-ных качеств личности.
Дошкольник знает гораздо больше, чем ребенок – он уже независим, активен и заинтересован. Окружающий мир представляется ребенку огромным и интересным, полным различных приспособлений и собствен-ных возможностей; ребенок знакомится с окружающей действительностью, и каждый его день наполняется чем-то новым: лицами, предметами, собы-тиями, животными.
Дошкольник очень впечатлительный, и чрезмерное насыщение его жизни яркими событиями и встречами отнимает много энергии. Поэтому важно соблюдать режимные моменты - отдых должен чередоваться с ак-тивными тренировками и играми [12].
Субъективный мир ребенка еще очень мал, он сужен и ограничен только тем опытом, который у него есть. Его лопата, игрушка, дом или квартира - это все, что он знает об окружающем мире. У родителей гораз-до больше опыта, соответственно, они могут помочь ребенку, подсказать ему, как лучше поступить. Если этого не сделать, то время, потраченное на развитие важных качеств, может быть потеряно навсегда.
По своему мировоззрению дошкольник все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые заботятся о нем, и он всегда сможет на них положиться (отсюда и детская доверчивость).
В экспериментах, проведенных известным исследователем детского мышления, антропологом Жаном Пиаже, были описаны особенности ко-гнитивного развития в этом возрасте.
Детей спросили, есть ли у них брат или сестра – дети ответили утвер-дительно. Затем экспериментатор задал вопрос: есть ли у вашего брата (или сестры) брат? Дети сказали, что у их брата не было других братьев.
Дошкольник еще не понимает, что у его брата может быть другой брат, потому что он не считает себя «другим», поскольку не может видеть эти отношения «со стороны».
В детских играх многие дошкольники указывают на других детей во время подсчета, но упускают из виду себя, намеренно не делясь этим. Они просто видят мир только со своей позиции и не способны занять место другого человека, не могут вывести (отступить) себя из сложившейся ситу-ации.
Некоторые родители жалуются, что их дети бесчувственны или даже жестоки, не понимая горя другого человека. Опять же, это результат (нор-мального) детского эгоцентризма, при котором ребенок не может сочув-ствовать другим людям, потому что он не чувствует их чувств и, следова-тельно, не может понять, каково это - испытывать боль (душевную или фи-зическую). Это не значит, что можно бить ребенка, чтобы он научился со-чувствию. Ребенок не может этого сделать в силу своих психологических особенностей. Сочувствию можно научить только постепенно, напоминая ребенку в нужные моменты, что у других людей есть свои собственные чувства, и люди выражают их по-своему.
Можно завести домашнее животное, научить ребенка ухаживать за ним, обращать внимание на особенности поведения животного, когда ему хорошо или плохо, когда ему грустно или радостно. Постепенно ребенок научится распознавать эмоции, научится сопереживать, сопереживать, особенно если у него перед глазами будет наглядный пример взрослого [8].
Эгоцентризм проявляется и в познании ребенка. Дети не способны отделить внешние характеристики предмета от его внутренних свойств. Например, детям показали две бутылки одинакового объема (но одна бы-ла узкой и высокой, а другая - широкой и низкой). Детей спросили: «Ка-кой из них больше?». Они ответили, что тот, кто выше. Наивно думать, что размер играет главную роль.
Дошкольник - это личность. Со своими привычками, настроениями, мнениями и поведением. Переход от младшего дошкольного возраста к старшему характеризуется личностным кризисом. Кризис 3 лет, который называется «Я сам», является неотъемлемым атрибутом личностного роста и развития.
Ребенок действительно начинает все чаще и чаще объяснять взрос-лым, что «я есть я», предпочитая справляться со всеми делами самостоя-тельно. Он может взять пылесос у своей матери или попросить автомо-бильную щетку у своего отца, чтобы посмотреть, как он моет машину.
На этом этапе родители могут совершить большую ошибку, если не найдут времени и энергии, чтобы использовать эту ситуацию в своих инте-ресах, если начнут подавлять инициативу детей, если будут сопротивлять-ся естественному желанию ребенка быть независимым.
Столкновение с родительскими страхами порождает первые кон-фликты, негативизм и капризы. Только родительские страхи и неумелое поведение в подобных ситуациях приводят к проблемам, конфликтам и негативизму со стороны детей.
Родители говорят: «Он мог умереть или получить травму (причинить вред самому себе, причинить вред всем остальным)». На самом деле ре-бенку требуется уверенность в себе, подсознательно он понимает, что спо-собен на большее, чем просто сидеть в инвалидной коляске - он растет. Вот почему он хочет все делать сам, ему больше не нужен взрослый, чтобы до-стать печенье, ему нужен стул, на который он может забраться (и он дей-ствительно пытается это сделать) [13].
Некоторые взрослые не могут с этим смириться, а зря. Потому что, если используется это желание во благо, в будущем можно получить необ-ходимого
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. - М.: Академический проект, 2005. - 406 с.
2. Голикова Н.Ю. Особенности общения дошкольника 4-5-лет со сверстниками. http://www.mbdou59-teremok.ru/wp-content/uploads/2014/10.pdf
3. Доронова Т.Н. и др. Средняя группа: планирование работы с детьми - М.: Педагогика, 2004. - 188 с.
4. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр. психол. - 2002. - №2. - С.25 - 38.
5. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. - Пособие для ДОУ. [Текст] - М.: Айрис-пресс, 2006. - 105 с.
6. Керимова Т.Н. Консультация для родителей «Методы профи-лактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности». Сарыг- Сеп. - 2015. - 16 с.
7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М. - 2003. - 225 с.
8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2004. -480с.
9. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельно-сти// Вопросы психологии. - 1990. - No2. -С.35-42.
10. Коновалов Р.Д. Эмоции и их развитие в детском возрасте - М.: АСТ, 2008. - 284 с.
11. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном воз-расте//Избр. Психологические труды: в 2-х т. - М., 1983.
12. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. «Уче-ные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», № 35, 1941.
13. Магомедова З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 116-118.
14. Масачутов Р.М. Гендерные различия в проявлении агрессии у детей // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 40-41.
15. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «Модек», 2000.
16. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - М.: Знание, 2004. - 316 с.
17. Павленко Т. А. Психологические причины конфликтных отно-шений с ровесниками у старших дошкольников : Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. - 161 с.- С. 266-267.
18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. -- Л., Учпедгиз, 1932....»
19. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978
20. Романенко В.А. Конфликт участников образовательного про-цесса в контексте модернизации дошкольного и начального общего обра-зования//Научные труды Калужского Гос. ун-та имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки.- Калуга: КГУ, 2013.103 С. 228-233
21. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивиду-ального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с
22. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая про-грамма для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.
23. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошколь-ном возрастах. // Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО РАО, 2003.
24. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003.
25. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смир-нова, Т.В. Лаврентьева. М.: Дрофа, 2006. 270 с.
26. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у до-школьников. Игровые методы диагностики и коррекции. - М.: Академия, 2001. - 67 с.