Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 «Великие каппадокийцы» 5
2 Представление о смерти, надежде на воскресение в восточном христианстве 11
3 Духовная концепция Василия Великого 19
4 Посмертное воздаяние в трудах Василия Великого 26
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает».
Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина, «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию».
Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе».
Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде — таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание.
Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке.
Духовные рай и ад - это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, - действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.
Целью данной работы является рассмотрение темы проблемы посмертного воздания и в концепции Василия Великого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библейская Энциклопедия/ Сост. архим. Никифор [Репринтное издание ]. – М., 1990. – 432 с
Василий Великий, свт. На слова: Внемли себе... Подг. изд.: О. В. Алиева. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2016
Гайденко П.П. Смерть // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С.235-236.
Гумеров А. Ш. Библейские образы в богослужении недели мясопустной, о Страшном суде//ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2022. № 2. С. 39-42
Ефрем Сирин, прп. О рае// http://www.odinblago.ru/sv_otci/efrem_sirin_o_rae (дата обращения 20.05.2023)
Инок Никодим. Азбука Спасения. Том 1. – М.
Иоанн Златоуст, свт. Слово о будущем суде// http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/25 (дата обращения 20.05.2023)
Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо/ Преп. Иоанн Лествичник. – М.: Правило веры, 1999. – 671 с.
Ионайтис О.Б. Человек в философских исканиях книжников Киевской Руси//ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2003. №9. С. 11-31
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. Пер. с нем.: А. И. Любжин. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2001
Клименко И. И. Сущность нравственной свободы//АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Сер. "Русское философское наследие" Том 1. Москва, 2021. С. 470-481
Лойко А. И. Кросс-культурная топонимика православия// АЛЬМАНАХ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОГО КАБИНЕТА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. THESAURUS SCIENTIARUM ET VIRTUTUM. СОКРОВИЩНИЦА ЗНАНИЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Сборник статей. Том Выпуск 6. Ред.-сост. М.П. Самойлова. Нижний Новгород, 2021. С. 103-110
Преп. Ефрем Сирин. Духовные наставления.- М.: Новая книга, Ковчег, 1998. – 304 с.
Рыкова М. М. Осмысление феномена смерти в восточном христианстве//ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. 2019. № 2. С. 284-290
Савельева О. М. Самопознание как элемент ранневизантийской пайдейи//ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ. Тезисы VII международной научной конференции. Москва, 2021. С. 127-132
Селицкий А. А Школа Василия Великого// https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/29197/SHkola_Vasiliya_Velikogo.pdf?sequence=1 (дата обращения 20.05.2023)
Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с
Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. Сост. Дж.Ньюзнер. – М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2007. – 305 с
Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен/ М.А.Шенкао. – К.: Ника-центр. – М.: Старклайт, 2003. – 348 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.
Constantelos D.J. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. – New Brunswick: Rutgers University Press, 1968. – 356 p.
Nicol D.M. Byzantine political thought // The Cambridge history of medieval political thought. c.350-c.1450. Ed by Burns J.H. – New York: Cambridge University Press, 2008. – P. 51-79.